Урок развития речи. Рассуждение в повествовании.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бородавка Людмила Николаевна

 

Урок , на котором знакомим учащихся  с типом речи – рассуждение, с его особенностями;

           развиваем логическое мышление, умение «строить» данный тип речи по схеме

          ( выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод);

           воспитывать интерес к  данному типу речи, прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rassuzhdenie_v_povestvovanii.zip26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Рассуждение в повествовании.

Цели: познакомить учащихся  с типом речи – рассуждение, с его особенностями;

           развивать логическое мышление, умение «строить» данный тип речи по схеме

          ( выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод);

           воспитывать интерес к  данному типу речи.

Оборудование: компьютер, экран, презентация.

           

Ход урока.

I.Изучение нового материала.

-Знаете ли вы, кто такие пантера? лев?

Послушайте два текста. Чем они отличаются?

а) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями барсом. Это великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-жёлтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте – крупные.

(В.Арсеньев)

б) Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный.

(И.Акимушкин)

- Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет пантеры, отвечая на вопрос: какая она, пантера? – длина тела, окраска. Второй текст отвечает на вопрос: почему льва называют царём зверей? Это принципиально  два разных типа речи: описание и рассуждение.

-Сегодня мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.

1. Работа текстом.

Запишите текст в тетради.

В море много рыб и животных.

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

Выразительно прочитайте текст.

-Этот текст представляет собой рассуждение.

-Как он строится? Найдите вступление (первое предложение)

Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. (Акул называют разбойниками.)

Найдите три доказательства-обоснования этого тезиса. Все три доказательства отвечают на вопрос: почему именно акул называют разбойниками моря?

Найдите вывод и рассуждения.

2.Работа со схемой построения рассуждения.

- Этот небольшой текст позволит нам понять, как строится рассуждение.

Запишите схему построения рассуждения.

Внимание на экран!

-Повторим, глядя на схему, как строится текст-рассуждение.

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль  разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

Рассуждение обычно состоит из трёх частей. Это:

  1. тезис (то, что доказывается или объясняется);
  2. доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения);
  3. вывод.

В некоторых рассуждениях может отсутствовать  тезис или вывод.

Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование).

Средства связи частей рассуждения.

I.ТЕЗИС.

   Докажем это.

   Это можно доказать так (следующим образом).

   Почему?

   И вот почему.

   Это объясняется следующим.

II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

1.Во-первых,…              Например,…

2.Во-вторых,…              К примеру,…

3.В-третьих,…               Допустим,…

III. ВЫВОД. Итак, …

      Обобщим всё сказанное.

      Таким образом, …

      Следовательно, …

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

II. Закрепление теории.

1.Устная работа.

- Что я сейчас прочитаю? (Учитель читает новый текст по частям, соответствующим строению рассуждения.)

 И взрослые и дети любят читать сказки (вступление).

Некоторые из них называют волшебными (тезис)...

…так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники (доказательства, аргументы).

Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают (вывод).

-При повторном чтении назовите части, соответствующие строению рассуждения. (Учитель читает по частям.)

2.Письменная работа на экране и в тетрадях.

- Давайте вместе сочиним текст- рассуждение.

-Задаю вступление. Мой главный тезис: Человек знает множество профессий. Врач – благороднейшая из них.

Приведём доказательства сначала устно, а потом запишем текст с попутным пунктуационно-орфографическим разбором.

П о ч е м у?

Так как врач приходит на помощь, когда человеку плохо: успокаивает больного, осматривает, ставит диагноз болезни, внимательно выслушивает, прописывает лекарства и процедуры. Врачи первыми приходят на помощь пострадавшим на поле боя, во время пожаров, землетрясений. Они жертвуют своим отдыхом, покоем, проводят иногда бессонные ночи у постели страдающего.

- А теперь сделаем вывод (их может быть множество).

П о э т о м у…

…быть врачом может быть только настоящий человек.

…быть врачом очень ответственно и почётно.

…я хочу быть врачом.

…в моей семье сложилась династия врачей.

…поэтому общество должно достойно оплачивать труд врачей.

… не деньги должны двигать врачами. А любовь к человеку.

Последний вывод, пожалуй, самый удачный к заявленному тезису, поэтому мы его и запишем.

 -Вот мы и познакомились с новым типом речи – рассуждением. Он очень важен, так как мы не  всегда аргументируем свою мысль, не приводим доказательства.

III. Подготовка к домашнему сочинению.

-Я прочитаю сейчас небольшую работу пятиклассницы. Есть ли в ней недостаток?

Английский язык – мой самый любимый предмет.

Я люблю его, потому, что он мне легко даётся, и занимаюсь без помощи родителей. Алла Борисовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Алла Борисовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По английскому языку у меня  только пятёрки.

Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении английского языка!

Рецензия (после рассуждения детей).

Тезис сочинения: Английский язык – мой самый любимый предмет. Приведены три доказательства: он мне легко даётся; занимаюсь без помощи родителей (а мы любим то, где мы самостоятельны); Алла Борисовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. А далее нарушение логики: мысль от предмета  «ушла» к цветам, которыми украсили класс. Потом ученица вспомнила о своих оценках и объяснила их причину – воспитанной с детства привычкой к труду. Вывод (Вот почему у меня хорошие результаты) не согласуется с тезисом… Какой вывод напрашивается? Или Я стану учителем английского языка, или Английский язык поможет мне узнать культуру английского народа, или Любимый предмет тот, в который вкладываешь душу.

IV.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на любую из тем:

«Любая работа порядок любит», «Моё любимое занятие», «Мой любимый урок в школе», «Цыплят по осени считают», «Людям нужен мир».

Не забудьте, что сочинение-рассуждение пишется по схеме:

Вступление(1-й абзац),

Тезис(2-й абзац),

Доказательства(3-5-й абзацы),

Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Урок развития речи в 6 классе "Устное повествование по фотографии"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.Урок развития речи "Устное повествование по фотографии"...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Репортаж-повествование"

Презентация предназначена для закрепления понятия о репортаже как о жанре, в процессе которой  учительформирует  умение  учащихся  самостоятельно  создавать текст-репортаж....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»

Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах....

Урок развития речи. Повествование как тип речи. Рассказ

Урок развития речи.  Повествование.Особенности композиции рассказа....