урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Афанасьева Татьяна Владимировна

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.r._po_kartine_shishkina_rozh.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Р.Р. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И.И.ШИШКИНА  «РОЖЬ»                                                                   

                                                                       Все рожь кругом, как степь живая,

                                                                                                     Ни замков, ни морей, ни гор...

                                                                                                     Спасибо, сторона родная,

                                                                     За твой врачующий простор.

                                                                                Н.А.Некрасов

      Цель  урока:  обучать словесному описанию картины,

                            прививать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща»,                                                                                            «Лесные дали»

                             2) запись части I Первой симфонии В.Калинникова.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент ( На экране слайд №1 с темой урока)

2. Начинает звучать музыка

             (

3. Вступительное слово учителя.

     Читаю эпиграф (слайд№2)

       О теме, цели урока (слайд№3)

4.Сообщение ученика

Рассказ о художнике И.И. Шишкине (1832-1898).

              (  Слайд№4-фото И.И.ШИШКИНА)

На берегу Камы, в среднем ее течении, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина Иван Иванович  Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно нанимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели, двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Петербургскую   Академию   художеств.

Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов.

— Что означает слово пейзаж?

(ученики отвечают)

5.Сообщение ученика

Подготовленный ученик рассказывает, что такое пейзаж, обращаясь к слайдам ,на которых изображён пейзаж Левитана, Шишкина , уч-ся  делают вывод о том, что такое пейзаж)

(слайд№5)

                                             ПЕЙЗАЖ

С детства нас сопровождают картины природы, запечатленные русскими художниками. Кому не известно монументальное полотно замечательного пейзажиста И. И. Шишкина Рожь» (1878, ГТГ)?

Бескрайнее поле созревающей ржи, окаймленное цепью могучих сотен на горизонте, воспринимается как эпический образ бескрайних просторов русской земли, образ России. В соседних залах Третьяковской галереи нас встречают иные образы природы. Здесь и тихие грустные летние сумерки, и необозримая водная гладь, и неисчерпаемое звонкое буйство красок золотой осени. Это залы И. И. Левитана. Его картины настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что мы часто говорим: «левитановский уголок», левитановское настроение». Художник сумел раскрыть своеобразный лиризм среднерусской природы, показать ее скромную красоту.

На примере произведений Шишкина и Левитана видно, что в изображениях природы выражается мировоззрение художника и его эпохи,  особенности восприятия природного мира.

 Ведь  французское  слово   «пейзаж»  означает «природа», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы.

 Пейзажем называют также отдельное художественное произведение (преимущественно живописи, графики, реже скульптурный рельеф), изображающее природу. Здесь важным моментом является сам избранный художником естественный или сочиненный (идеальный) природный мотив, который становится как бы «героем» произведения.

        

---Сообщение уч-ся продолжается

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским.

(слайд№6-фото этих художников)

      В 18б0г. Шишкин получает Большую  золотую медаль и право на заграничную   командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств.

В 1894—1895 гг. Шишкин — руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.

Шишкин прославился как пейзажист.

 Но сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. В картине «Рожь» (1878, ГТГХ колышащиеся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем.плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах    полей,    создают    обобщенный, эпический   образ    русской   природы. Былинным  величием  веет от лесных  пейзажей Шишкина, более все бившего изображать могучие в дубы    («Дубы»),    стройные золотящиеся  на  солнце сосны   («Сосновый  бор», «Корабельная роща»). Не обходил  Шишкин  вниманием и потайные уголки леса. Он не искал в природе «красивые», «изящные» места, наоборот,    предметом    искусств делал, казалось бы, неприметное.        

   

6.Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера-«Рожь».

 Любовь и понимание природы Шишкиным — это не случайное увлечение восторженного созерцателя. Он приходит к природе покорным учеником, но не рабом; он стремится раскрыть, познать ее тайны. Его дух поражен величием, романтической силой русской природы, он понимает, что для умения повелевать  на  холсте  нужен  не только талант,  но  и  великое трудолюбие

Ничто не скрывалось от пытливого его глаза, во всем умел он видеть чувствовать и передавать красоту формы и внутреннее, присущее ей содержание. В самом обыкновенном пригорке, заросшем мать-и-мачехой, он умеет подметить и передать целую гамму богатейших оттенков и переживаний.С какой тонкостью рисует он листву, трепетные, как бы слегка колеблемые ветром , стебли цветов, с огромным вкусом и внутренним тактом на заднем  плане рисует он потонувший в тумане бор. Рисунок невелик, но он власти ведет вас в заросли благоухающих трав, рассказывает о тихих шорохах ветра , заставляет слышать отдаленный шум леса..

Шишкин удивительно тактично населяет свои картины. В этом он следует заветам великих учителей пейзажной живописи. Именно рисунок придает ту достоверность его пейзажа, которую некоторые критики расценивали как натурализм..

Но достоверность рисуночного приема Шишкина не заслоняет его широкой русской души,  национального размаха его творчества. Бумага, тушь, перо, карандаш, изредка удары белил. Но они же и праздник для глаз, для ума, для умеющего  переживать высокие восторги сердца. В этой бесподобной коллекции рисунков великого мастера сияет солнце, шумят деревья, журчат ручьи.

Рисунком он лепит форму, постигает тайны живописного тона, светотеней дальнего плана, прозрачности воздуха, неба.

Как легко, свободно и солнечно писал Шишкин небеса и дали, как светятся у него облака, каким зноем пышет от таких пейзажей, как «Святой ключ «Сосновый бор», «Дубовая роща», «Московский полдень». Великолепно организовано целое. Артистически обработан весь холст — ни в одном куске нет «холостых мест, ни пассивно закрашенного сантиметра. Краска послушно организуется художником то в глинистую землю дороги первого плана, то в то зелень листвы, то в пушистые, топкие болотные кочки, то в перистое кружево папоротников, то в тончайшие орнаменты ветвей на фоне прозрачного весеннего неба. холостых мест, ни пассивно закрашенного сантиметра. Краска послушно организуется художником то в глинистую землю дороги первого плана, то в то зелень листвы, то в пушистые, топкие болотные кочки, то в перистое кружево папоротников, то в тончайшие орнаменты ветвей на фоне прозрачного весеннего неба.

Как могучий дуб, стоит Шишкин среди своих современников пейзажистов.

Великий художник слишком глубоко чувствует правду земли, чтобы пить ее запросто,

В Шишкине, как и во всяком великом художнике, жила взыскательная неудовлетворенность. Она-то и заставляла его так глубоко придерживаться  вернейшего   метода   познания   природы — постоянной,   придирчивей напряженной   работы   над   совершенствованием   своих   творческих   приемов,  над обогащением своих знаний каждодневным трудом.. Шишкин обладал счастливым даром вступать в тесное соприкосновение с родной душой,  он уверенно берет те  ноты,  которые ему подсказывает здоровый инстинкт художника, и свободно находит дорогу к душе всякого человека, любящего русскую природу.   Он прост,  вдумчив, умен  и серьезен. Этот лесной богатырь таил широкое, доброе сердце, а в углу сощуренных глаз — лукавую улыбку много знающего, много видевшего человека. Эта  его душевная широта сказалась в многообразии тем.

 Перед вами репродукция картины.

(слайд№:7)

  1. что означает слово репродукция?

РЕПРОДУКЦИЯ, -и, ж. (лат. re — вновь + productio— производство, произведение). Рисунок, картина, воспроизведенные типографским способом (на открытке, в альбоме, в журнале и т. п.). Р. картины Репина. А  Репродуцировать.

  1. Кто знает, где хранится подлинник?

      (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

         Слайд№8- здание Третьяковской галереи)

Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали», Корабельная роща 1898 г. Ленинград. ГРМ., Лесные дали

(слайд№9.10)

В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».

—        Вы согласны с мнением известного русского кри
тика? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пей
заж  для богатырей? Почему?

Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера.

7.. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

—        Что изображено на картине?

 (На картине изображено поле  золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Ка-
жется,  что приятно пахнет созревающей рожью.)

—        Какое время дня написал художник?

            (Полдень.)
Вспомните стихи о ржаном поле.

                           Читают подготовленные  уч-ся

1)Зреет рожь над жаркой нивой,

 И от нивы и до нивы

 Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

 Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

 Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

(А. Фет)

2) Уж налились колосики.

Стоят столбы точёные,

Головки золочёные,

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

«Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди божии

Побились над тобой,

Покамест ты оделося

Тяжёлым ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царём!

Не столько росы тёплые,

Как пот с лица крестьянского

Увлажили тебя!..»

 Н. Некрасов

   (слайд№11-поле ржи, колосья крупным планом)

  1. Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины?

 (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

  1. Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

Народная мудрость гласит

  Рожь две  недели  зеленится,  

  две недели   колосится,

  две  недели   отцветает, две   недели  наливает,

  две   недели  подсыхает.

           И ещё

Как  в  мае  дождь, так и  будет  рожь.

  1. Какие цветы растут во ржи?

(Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

(слайд№112-цветы)

  1. Опишите дорогу.

 (Она заросла травой, убегает вдаль.)

  1. Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(слайд№13-крупно сосны)

(Справа — высокая  старая  сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое,  высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

  1. Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
  2. Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

  (Определить  трудно. Скорее  всего это средняя полоса России.)

  1. Шишкин цаписал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

(слайд№14-слова Шишкина)

  1. О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения.

 (Какой  открывается  простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый  урожай соберут крестьяне.)

  1. Прочитаем слова поэта Н.А. Некрасова, которые мы поставили эпиграфом к нашему уроку.

(слайд№2)

  1. Почему Некрасов выбрал определение врачующий к существительному простор?

        — Какие чувства вы испытываете, когда смотрите
на картину?

(слайд№7)

Прослушаем фрагмент из  Первой симфонии русского композитора XIX века Василия Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.

(слайд№15-фото композитора)

Звучит музыка, уч-ся смотрят  на картину (слайд№7)

  1. Заключительное слово учителя (на фоне звучащей музыки)

Все в картине проникнуто чувством покоя — летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» — это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу.

Звучит  стихотворение И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

У нас с вами должен был в течение урока выработать план, с помощью которого вы дома будете писать сочинение(СЛАЙД№16)

                                               План  

 

      1.0  художнике- пейзажисте И.Шишкине.

      2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».

                 1)Желтеющее море ржи.

            2) Огромные сосны среди ржи.

            3)Как хорошо в поле!

Во время нашего урока я  выписывала  ключевые слова (и их синонимы), которые вы можете  использовать в своем сочинении-описании.

(выдаю карточки с репродукцией картины и записанными  ключевыми слова)

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

 (слайд№17)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Открытый урок по теме:«Подготовка к написанию сочинения  по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»...

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...