Занимательные упражнения по орфографии (5 -9 классы )
методическая разработка по русскому языку по теме

Минаева Наталия Александровна

Выполняя такие упражнения, учащиеся запоминают трудности при написании слов, словарные слова, правила орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_uprazhneniya_po_orfografii.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

                              Занимательные упражнения по орфографии

                                                                  Упражнение № 1    

Внимательно прочитайте текст под цифрой 1 ( вам даётся на это одна минута ), посмотрите, нет ли в нём ошибок. Закройте этот текст.

 Читая тест под цифрой 2, запишите на листе бумаги, какие ошибки были допущены в первом тексте. Затем снова откройте текст под цифрой 1 и проверьте себя. Исправьте ошибки.        

1. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжоннее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бъёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает вална, - тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъеденить их – разместить, как слова в песне.

2. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжённее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бьёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает волна, - тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъединить их – разместить, как слова в песне.

                                                                     Упражнение № 2

Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.

а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.

Прочитайте слова под буквой б)и ответьте на вопросы.

б) Бархат, облако, ярморка, абажур, канцтовары, желет, витрина, канава, азарт, кананада.

1) В каких словах допущены ошибки?

2) Какие слова стоят в другом порядке?

                                                                      Упражнение № 3

Прочитайте слова один раз:

палисадник, дифирамб, канцелярия, зкспонат, эксперимент, привилегия, жакет, гарнизон, проект, компонент.

Закройте их, ответьте на вопросы.

1) Сколько всего слов?   2) Сколько слов начинается с буквы э ? 3) Какое было первое и последнее слово?

4) Между какими словами находится слово «жакет» ?

                                                               Упражнение № 4                

1. Прочитайте предложение. Закройте его, запишите его по памяти.

1)Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок. Послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн.)

2) Серебряные паутины сверкали на солнце; золото и багрянец опавших листьев покрыли дороги и прогалины леса; калина и рябина огнились своими гроздьями. ( К.С.Петров – Водкин.)

3) В осеннюю ненастную ночь румяный инженер объехал полгорода,  разыскивая дешёвые цитрусовые, но ничего не нашёл и приобрёл никому не нужные финики.

2. Запишите по памяти через 30 минут.

За каждое правильно написанное слово – 1 балл, за пропущенное слово – 0 баллов, за слово с ошибкой или неправильно написанное слово – 1 балл. Сколько баллов вы набрали?

                                                                  Упражнение № 5

Вставьте , где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите лишнее слово ( оно отличается написанием ).

1) Ш…в, ш…рох, ш...к, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ш…мпол;

2) щ…тка, ш…ба, ш…м, параш…т, ш…стрый, ш…т;

3) мыш…, мощ…, лещ…, лож…, рож…, брош…;

4) с…ём, под…ём, соб…ём, об…ём;

5) ц…ркуль, ц…фра, ц…ганка, ц…линдр, ц…тата.

           Упражнение № 6

Вставьте пропущенные буквы, где это нужно, или раскройте скобки. Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

1) Покл…няться, пог…рельцы, сл…гаемое, оз…рённый;

2) бе…вкусный, во…стание, и…жарить, ра…хвораться, ни…падать, …делать;

3) пр…ступить, пр…дать, пр…клоняться, пр…остановиться, пр…зирать;

4) француз…кий, абхаз..кий, кавказ…кий, скольз…кий, киргиз…кий.

              Упражнение № 7

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд:

кол…чество, бес…чётный, повсемес…но, юн…ый, пр…пятствие, скошен…ый, оч…рование.

Какое слово получилось?

                 Упражнение № 8

Прочитайте слова. Закройте их. Запишите по памяти

1. Строить, клеить, удвоить, утроить, успокоить, усвоить, стоить.

2.Сеять, румяный, эффект, багаж, президент, шов, сочетание.

Слова первой или второй части упражнения вам было легче запомнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и упражнения по орфографии

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание гласных» содержит теоретический и практический материал, способствующий осм...

Занимательные задачи по орфографии для 5-6 классов

Занимательные задачи  по орфографии  для  5-7 классов. Данные упражнения помогут избавиться  от ошибок в самых простых словах, развить внимательность, терпение и наблюдательно...

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

Занимательные упражнения по орфографии

В тестах по занимательной грамматике используются упражнения с такими заданиями: «Угадай общий для этих слов конец», «Угадай общее для этих слов начало». Эти упражнения с успехом можно использовать на...

упражнения по орфографии

Данные упражнения были опубликованы в журнале "Русский язык" в июле-августе 2014г. Я придала им нужную форму и  использую их как раздаточный материал на уроках русского языка при изучении и повто...

Упражнения по орфографии

Данный материал может быть использован как при повторении изученных орфограмм, так и при подготовке к ЕГЭ...

Занимательные упражнения по английскому языку познавательно-исследовательской направленности для 6 - 8 класса

Занимательные упражнения познавательно-исследовательской направленности всегда актуальны и привлекательны. Они помогают активизировать ранее усвоенный материал,  развивают исследовательские умени...