Инфинитив – начальная форма глагола.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Бузнякова  София  Владимировна

 

Методическая  разработка урока русского языка в 5 классе к  учебнику под редакцией С.И.Львовой.  Сегодня  в  методике  русского  языка,   когда  цели  урока  и   его  содержание  должны  быть  полностью  направлены на   результат,   на первом  плане стоят  универсальные  учебные  действия.  Каждый  учитель ищет  свою методику,   комбинируя  известные  методы и  приёмы. А системно - деятельностный  подход сегодня  ложится  в  основу  совместной учебной деятельности  каждого ученика и  учителя. Предлагаю конспект  урока  с  учётом современных  требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon infinitiv-nachalnaya_forma_glagola_5_kl.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

МБОУ  Старочеркасская  СОШ

 

Методическая  разработка урока русского языка в 5 классе к  учебнику под редакцией С.И.Львовой

на тему:

«Инфинитив – начальная форма глагола».

    Выполнила  

                                                                             учитель  русского языка

                                                                                          и литературы

Бузнякова  С. В.

МБОУ    Старочеркасская СОШ

Сегодня  в  методике  русского  языка,   когда  цели  урока  и   его  содержание  должны  быть  полностью  направлены на   результат,   на первом  плане стоят  универсальные  учебные  действия.  Каждый  учитель ищет  свою методику,   комбинируя  известные  методы и  приёмы. А системно - деятельностный  подход сегодня  ложится  в  основу  совместной учебной деятельности  каждого ученика и  учителя.

На  уроках в  5  классе,   на  этапе   перехода  в  основную  школу,  я   обращаю особое  внимание  формированию  субъектности  учебной деятельности,   организую  сотрудничество  учащихся  с  учителем,    с другом  и  с  самим  собой.   Нередко выполняю  задание  параллельно  с  ребятами,  позволяю   им  сравнить  наши  результаты  и  даже  стать  на  место  учителя,  а   на  определённых  этапах  урока  управлять  (распределять  работу,  самим  составлять вопросы    и  выслушивать  ответы  товарищей.  Ведь  в этом  возрасте  они   очень  зорко  наблюдают  над  каждым  словом  и  действием  партнёра  в общении.   Развитие  Я – концепции   и  самооценки,  систематическая  работа  по  переработке и структурированию  изучаемой  информации, элементы  ролевых игр   и совместная  деятельность   по  поиску   ответов  на  возникающие  вопросы  стали  неотъемлемой  частью  нашего  с  детьми  сотрудничества.    Надеюсь,  это  поможет  им  в жизни.

                             Урок  русского языка  в 5 классе на тему:

«Инфинитив – начальная форма глагола».

Цели  урока:  

  1. Развитие коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, оценивать);
  2. формировать умение  определять  начальную  форму  глагола  с учётом  его  грамматических  признаков;
  3. тренировать  учащихся  в  использовании  инфинитива  в  собственной речи;
  4. формирование умения осуществлять целенаправленную деятельность, поиск необходимой информации, преобразовывать  её  и оценивать.

УУД см. в структуре урока

Структура проведения урока

1.Этап мотивации  

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Вы  уже  готовы  к  уроку?  Как  прошла  переменка?  Расскажите мне  коротко (по секрет), что вы делали? Назовите  действия. Дети  рассказывают, чем  занимались  на перемене. 

2.Актуализация изученного материала

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе как самостоятельной части речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение строить устное высказывание (рассказывать о  своих умениях),  высказывать свои предположения,  способность к самооценке, умение планировать свою учебную работу

-А  домашнее  задание  выполнили, правило  повторили? Честно?  Так давайте   же вместе всё проверим.  Чтобы нам  было  удобнее, возьмём собой карту  и  вспомним маршрут  прошлого  урока. На доске нарисована карта. 

 -Как вы думаете, что  обозначают  буквы на  карте?

 (Общее  грамматическое значение, морфологические признаки  и  синтаксическая роль.)

- Верно, кто  из  вас поведёт  нас к первому пункту  этого маршрута и  расскажет  об    общем грамматическом  значении  глагола? (1 уч-ся  рассказывает правило и  выполняет задание у доски: приводит  примеры 10  глаголов, употребляемых в  школьной жизни)

На карте  рисуем первую линию ко второй точке на карте

- Какими  же  морфологическими признаками  обладают  глаголы? (Постоянными  и непостоянными). Кто  распределит  эти  признаки? (к доске идут  2  уч.  и  сообща  распределяют  цифры  рядом  с  признаками.)

П.п.                                              Н.п.

1) вид,  2)наклонение, 3)возвратность,  4)время, 5)число,  6)спряжение, 7)род, 8)переходность,  9)лицо.

На карте рисуем следующую линию к  третьей  точке

- Следующий пункт – синтаксическая роль глагола. (Уч-ся  рассказывает  о синтаксической роли глагола и  дополняет  стихотворение глаголами) 

          Ветер  в наш лес             ………   на опушке.

          Песню   ……     .        Дружно ……..

Песню   ……        Песню  лягушки.

          Охотничий пёс.          Лось эту песню

Волк эту песню        Как мог, ……..   .

-Да, ребята, у глагола в  русском языке  роль  очень  ответственная. И пока ваши одноклассники работают  у доски,   мы с вами  подготовимся  немного рассказать  о себе, но  непременно  используя глагол.  

- Итак, что вы умеете делать? Дети заполняют самостоятельно схему в тетради

        

Учитель тоже  заполняет  своё солнышко на доске, но у него появился глагол «водить» (автомобиль)

-Ребята, всё ли верно указано у ребят  у доски? Проверяем и оцениваем.  Кто  прав? Тогда движемся дальше. Отмечают на карте цветом движение стрелки.

- Послушаем, что  же  умеет делать  каждый из  вас. Уч-ся зачитывают свои глаголы, оценивают  свои  умения, сравнивают  с  солнышком учителя.

3. «Открытие» новых  знаний.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока,  развитие коммуникативных навыков,

Ожидаемый результат: умение анализировать,  перерабатывать и структурировать  информацию  и  пользоваться ею, умение действовать по составленному плану и  делать общие выводы

 - Вот  как  много мы  рассказали  друг другу о  себе, а  помог нам  в этом  не просто глагол, ребята, а инфинитив.  Давайте  познакомимся с ним  поближе. Записываем  тему урока  в тетради, а на личной  карте   отмечаем рядом  с вопросительным  знаком  новое слово и  рисуем  знак  машины.

-  Что обозначает этот термин? Как  определить  его  значение?

  (Обратиться  за помощью  к  учебнику)

- Верно, в  разделе «Теоретические сведения» попробуйте найти  ответ сами.

  - С  сегодняшнего дня  на нашем  маршруте  появился  новый объект – инфинитив. Мы будем учиться  определять  начальную  форму  глагола  и  тренироваться  в  использовании  инфинитива в собственной речи. Мы  поедем  дальше  с  ним  на  его  машине «Инфинити». Кто будет  водителем?

- Стать водителем  непросто. Кто  знает,  что  для этого  необходимо  сделать?

 (Получить  водительское удостоверение, знать  правила дорожного   движения…)

- Вы все  правы, нам  придётся  пройти  через  некоторые испытания

Вешаю на доску таблички:

  1. Теоретический экзамен
  2. Практический экзамен
  3.  Правила безопасности
  4. Разговор с инспектором ГИБДД

Выбираем классом 2  ребят на роль  инспекторов.

- К конце урока  они  проверят наши  знания,  составив и задав    нам  по 3 вопроса  по  теме урока.

-Все готовы начать  подготовку  к  теоретическому экзамену? Кто  будет проводить подготовительное занятие? Из  класса выбирается 1 уч-ся, который  подходит  к доске,  переворачивает  первую табличку  и зачитывает на обратной стороне задание: «Внимательно  прочитайте  правило (стр. 127-128)  вслух, ответьте на вопросы к  нему  и, обсудив  с учителем,  составьте  шпаргалку из  трёх  пунктов». Ребёнок сам назначает уч-ся для чтения, затем распределяет по вопросу и  выслушивает ответы.  Шпаргалку после  обсуждения вариантов, предложенных детьми, составляют и записывают на доске коллективно общую,  потом  все заносят её  в свою тетрадь. Учитель  корректирует  и направляет работу детей.

Шпаргалка  должна  отражать:

  1. Вопросы: что делать? Что  сделать?
  1. Типичные окончания: ть, ти, оканчивается на чь
  2. В предложении  может быть сказуемым и подлежащим

5. Закрепление полученного  знания

Цель: отрабатывать умение правильно находить глаголы в начальной форме, закрепление нового знания.

Ожидаемый результат: умение самостоятельно опознавать  грамматическое  явление,  использовать  его в  собственной речи  

-Теперь  мы готовы приступить  к  практическому  занятию. Уч-ся  переворачивает вторую  табличку и зачитывает задание: «Глаголы  упр. №901  учебника запишите в форме  инфинитива в таблицу, пользуясь  образцом  рассуждения. Упражнение  выполняется в рабочей тетради,  цепочкой по слову  каждый учащийся (комментированное письмо), начать лучше  с  сильных. Первые  два слова (рассуждения детей) проговариваем  эхом.  

-Пользуясь  шпаргалкой,  самостоятельно  найдите и выпишите из упр. №903 глаголы  в инфинитиве.  Прочитав выразительно  текст, озаглавливают его, выписывают глаголы, предварительно  задав    вопрос, выделив окончание и  определив роль  в  предложении.

-  Какова  роль  инфинитива  в этом  тексте?

(Участвует  в  описании  природы)

Табличка №3. уч-ся зачитывает задание на  оборотной стороне:  «Рассмотри  рисунок (с.113)

Какие правила безопасности  нарушает  мальчик?  Обсуди  их с  соседом по парте  и сформулируй письменно, пользуясь  конструкциями  (упр. №907): нельзя+  инфинитив; можно +инфинитив»

- А  вы соблюдаете эти  правила дома?

- Что  же  у нас получилось? (Инструкция)

- Правильно! Я повешу  её  в нашем  классном  уголке, а  вы  где можете её повесить?  (Дома, на кухне…) Кому она  пригодится? (Мне,  маме,  всем домашним)

 -Ребята, а можно  мне   открыть  следующую  табличку?  Мы уже  готовы к  беседе  с  инспектором?  Как вы думаете,  о чём  они  нас  спросят?

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Цель: Осмысление полученных знаний, их  коррекция,  формулирование трудностей,  возникших на уроке и  возможных путей их решения.

Ожидаемый результат: умение дать оценку своей учебной деятельности, работать  в группе  

Табличка №4. На обороте задание:  «Вспомните,  как  началось  ваше сегодняшнее знакомство  с начальной форма  глагола?  С  какой целью использовали  инфинитив? (Предполагаемый  ответ  детей: рассказывали  о себе,  при  описании  природы,  составляли  инструкцию)  Как пригодится  ли  нам это умение   в жизни? Пригласите инспекторов для беседы».

Дети  выстраиваются  кругом,  в центре  2 ребят – инспекторов,  задают  вопросы  по  теме урока, передавая  свою  палочку тому,  кто  должен  ответить.  В  случае неправильного  ответа, отвечающий передаёт  палочку, следующему. Если  время  позволяет, дети  могут  задать  вопросы  самим  инспекторам и  друг другу.

-  Хорошо, ребята! Все  испытания вы  прошли.  С   вопросами  справились.  Оцениваем  вместе с детьми  работу  учащихся. Какие вопросы  оказались  самыми  сложными?  Как вы  с ними  справились?

7. Домашнее задание

К  следующему  уроку, повторите  сегодняшнее  правило  и  подготовьтесь  к  конкурсу на самую  лучшую  инструкцию  о том, как  пользоваться микрокалькулятором  (упр. 905).  Пользуйтесь  указанными  конструкциями с  инфинитивом!  И шпаргалкой!

Литература к уроку:

Васильевых  И. П.  Уроки русского  языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова  «Русский язык.  5 класс»/  И. П. Васильевых; под ред.  С. И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2008.

Львова  С. И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.  Ч. 2: учеб для общеобразоват. Учреждений/ С. И. Львова, В. В.  Львов. – 3-е изд., - Мнемозина, 2010.

Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд.,  дораб. - М.:  Просвещение, 2011.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия  к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред.  А. Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурс:

Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

                                                         

Я умею


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Начальная форма глагола"

Цель данного урока - повторить основные признаки инфинитива....

тест по теме "Неличные формы глагола (инфинитив, герундий)"

Работа содержит 20 тестовых заданий по теме "неличные формы глагола"  с выбором верного ответа из 4х вариантов. Тест расчитан для учащихся 9 - 11 классов. ( С ответами)...

тест на инфинитив и инговую форму глагола

тест на инфинитив и инговую форму глагола  -задания для учащихся 9-10 классов по теме...

тест на инфинитив и инговую форму глагола

тест содержит задания для 10 класса по теме...

Начальная форма глагола

Материал для индивидуальной работы...

Самоанализ урока английского языка в 10 классе по теме «Инфинитив/ing форма глагола. Актуализация грамматических навыков».

Самоанализ урока английского языка в 10 классе по теме«Инфинитив/ing форма глагола.  Актуализация грамматических навыков»....

Инфинитив - начальная форма глагола

Презентация к уроку знакомства с инфинитивом как начальной формсой глагола....