Авторская программа спецкурса "Работа с текстом"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

 

Программа факультативного курса «Работа с текстом» предназначена учителям русского языка и литературы , работающим в старших классах общеобразовательных школ , гимназий, лицеев и на подготовительных курсах для поступающих в высшие учебные заведения.

Это ценные практические, учебно - методические рекомендации, четко запланированная программа для работы с текстом с учетом требований ЕГЭ.

Программа поможет отработать навыки рационального чтения учебных, научно - популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе умения работы с книгой; учит письменному пересказ , интерпретации и созданию текстов различных стилей.

Факультативный курс необходим в подготовке учащихся к написанию сочинения - рассуждения в части «С» ЕГЭ, поможет систематизировать и углублять свои знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам.

Бесценной помощью учителю являются приложения, где представлены различные виды планов для анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabota_s_tekstom.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия

Программа факультативного курса «Работа с текстом»( 10 – 11 классы)

Автор: учитель высшей квалификационной категории Шигапова Бария Халитовна. МБОУ «Гимназия №32», г Нижнекамск)

                           I. Пояснительная записка

Текст- понятие , которому служат все разделы учебного курса - фонетика,лексика,грамматика,словообразование,стилистика,правописание.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно - популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Автор данной программы уделяет основное внимание тексту и предлагает помощь в решении вышеперечисленных задач на факультативных занятиях.

Программа поможет создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, подготовить учащихся к написанию сочинения - рассуждения в части «С» ЕГЭ. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе. Методическое обеспечение заданий , представленные в приложениях планы анализов текста помогают руководить работой учащихся в процессе анализа ими не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

Курс предусматривает и теоретические, и практические занятия. Программа рассчитана на 34 часа. Практическая часть обеспечивается материалами учебников В.В.Бабайцевой. Русский язык. 10-11 классы и А.И.Власенкова, Л.Н.Рыбченковой. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. За учителем остается возможность выбора текстов для анализа.

Факультативный курс также поможет учащимся систематизировать и углублять свои знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам , письменным и устным экзаменам по русскому языку и литературе.

II. Программа факультативного курса «Работа с текстом».

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Что такое текст?

1 *

2

Начало и конец текста (рамка текста).

1

3

Абзац.

1

4

Способы и средства связи между частями текста.

2

5

Синтаксис текста(связность).

1

6

Лексические средства связи.

2

7

Ключевые слова.

2

8

Типы речи. Повествование.

2

9

Описание.

2

10

Рассуждение.

2

11

Речеведческий анализ текста.

2

12

Сокращение текста. План.

1

13

Тезисы, выписки.

2

14

Конспект. Тематический конспект.

2

15

Реферат.

2

16

Аннотация.

1

17

Рецензия. Оценка текста.

1

18

Тексты разных стилей. Обзор.

2

19

Идейно-художественный анализ текста(см. приложение).

1

20

Комплексный анализ текста(см. приложение).

2

21

Лингвистический анализ текста(см. приложение).

1

22

Лингво - стилистический анализ текста(см. приложение).

1

Всего: 34 часа

III. Содержание занятий.

1 .Повторение и обобщение знаний по теме « Текст»,полученных в 5 - 9

л

классах; анализ текста ( текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).Определение темы, главной мысли высказывания. Виды связи между предложениями. Знакомство с теоретическим материалом (с. 144 - 146) по учебнику А.И.Власенкова (в дальнейшем А.И.В.).

2.Работа с материалами параграфа 12 учебника В.В.Бабайцевой (в дальнейшем В.В.Б), которые дополняются собственными наблюдениями ,примерами. Выполнение заданий 66 - 70 (это разноаспектный анализ текстов разных стилей).

3.Обобщение и закрепление полученных в 5 - 9 классах знаний по теме «Абзац»; развитие монологической речи учащихся. Микротема.  Микротекст .Абзац. Выполнение упр. 291 по учебнику А.И.В. .

  1. Анализ        текста (на выбор учителя). Виды и средства связи между частями текста. Параллельная связь. Цепная связь .Выполнение упр.284 (с 146) по учебнику А.И.В .Самостоятельная работа.
  2. Теоретическое        обобщение и изучение второго основного признака текста - его связности. Изучение п. 14. Наблюдение закономерностей подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучение влияний структуры предложений на тип речи. Выполнение упражнений 73, 74 (В.В.Б.).

6.Обобщение наблюдений учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. Лексические повторы. Синонимы. Антонимы. Изучение материалов п. 17. Роль однокоренных слов. Теоретические обобщения при выполнении задания 85 (В.В.Б.)

  1. Ключевые        слова. Изучение материалов п. 13 по учебнику В.В.Б., нахождение ключевых слов в текстах (на выбор).

*

  1. Задания 88, 90. Вп.21 структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста. Образцы анализа повествовательных текстов. Знакомство с языковыми признаками текстов - повествований. Задания 87, 89,91 (В.В.Б.)
  2. Изучение        п.22 (В.В.Б,). Работа с фрагментом стихотворения Н.А.Некрасова(зад.92).Выполнение зад.93(описание лунной ночи в Отрадном). Сначала анализируется текст, затем пишется сочинение «Встреча в Отрадном».
  3. П.239В.В.Б.).Знакомство        с видами рассуждений. Как строится текст- рассуждение и каковы основные требования к его построению? Тезис. Аргументы. Вывод. Анализ текстов - рассуждений (на выбор из заданий ЕГЭ).
  1. .Закрепление умения анализировать текст(на выбор учителя) по плану (в приложении).
  2. - 13.Повторение и закрепление видов сокращений текста ( план, тезисы, выписки ). Монологическая речь учащихся. Выполнение упр. 317 (А.И.В.).

М .Работа над статьей В. Лакшина (упр.318 ); зачитывание выписок. Синтаксический разбор. Выяснение значения слова «конспект». Работа по учебнику (с. 183 - 185). Составление тематического конспекта о творчестве  Л.Н .Толстого (упр.  317, 318)(А.И.В.).

15.Правила составления реферата (знакомство с основными требованиями к реферату) . Этапы работы над рефератом:

  1. формулирование темы;
  2. подбор и изучение основных источников по теме;
  3. составление библиографии;
  4. обработка и систематизация информации;
  5. разработка плана реферата;
  6. написание реферата;
  7. публичное выступление с результатами исследования. Примерная структура реферата. Требования к оформлению реферата.

Критерии оценки реферата. Работа над образцами рефератов.

16.Знакомство с особенностями вида сокращения текста - аннотаций; развитие умения составлять аннотации:

  1. строение аннотации;
  2. основные требования к аннотации;
  3. разновидности аннотаций (справочная, рекомендательная, от издательства, от автора, от составителя).

Анализ и редактирование текстов аннотаций из учебника и на примере заранее подобранных книг.

17.3накомство с особенностями вида оценки текста-рецензии; составление рецензии; основные виды рецензии. План написания рецензии:

  1. Внимательно прочитайте рецензируемый текст.
  2. Укажите название книги ( рассказа ,статьи), где и когда опубликована.
  3. Укажите ее тему и главную мысль.
  4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.
  5. Ваша        общая оценка прочитанного.
  6. Главное: высказывайте свое мнение , рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

18.Обобщение знаний по теме «Стили речи». Выяснение задач, особенностей всех функциональных стилей. Работа над текстами разных стилей из заданий ЕГЭ(выбирает учитель).

19 - 22.На этих занятиях учитель знакомит учащихся с планами идейно - художественного, комплексного, лингвистического, лингво - стилистического анализов текста. Учащимся предлагаются различные тексты для самостоятельного анализа. Работы оцениваются.

IV. Этапы педагогического контроля.

№п/п

Какие ЗУН контролируются

Формы

Сроки

1

Речеведческий анализ текста

Самостоятельная работа

2

Составление конспекта, рецензии, аннотации, реферата (на выбор)

Оформление работы

3

Комплексный анализ текста

Зачет

V. Методическое обеспечение программы.

  1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - Томск, 2001.
  2. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.
  3. Беднарская Л.Д. Программа элективного курса «Анализ текста. Теория и практика». - Журнал «Русский язык в школе» ,2006,№3.
  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл., Москва. ВАКО, 2004.
  5. Жданко С.Д. Русская словесность. - Нижнекамск, 2005.

VI. Литература.

  1. Яабайцева        В.В. Русский язык, 10-11 кл..Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля» - Москва, 2004.
  2. Власенков        А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи:учебник для 10 - 1J кл. общеобразовательных учреждений.
  3. Сборник        с контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.
  4. А.Александров,        Б.Александрова «Стилистический анализ текста» .

Идейно-художественный анализ текста.

  1. .История создания (творческая история).
  1. Проблематика        (круг вопросов, поставленных автором в произведении).
  2. Тематика        (жизненный материал, подобранный автором для раскрытия проблем).
  3. Идейное        содержание (совокупность мыслей выраженных в содержании произведения, отвечающих на поставленные проблемы).
  4. Жанровое        своеобразие.
  5. Система        образов и особенности трактовки каждого образа в единстве типического и характерного.

7.0собенности сюжета, построения конфликта.

8.0соьенности композиции (архитектоники) (сколько частей, глав, действий). Элементы композиции: -описания

пейзаж портрет интерьер -повествование -диалоги, монологи -художественные отступления 9.0собенности языка:

  1. стилистическое своеобразие;
  2. лексические особенности;
  3. использование экспрессивной лексики (эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, олицетворений, приемов сатирического изображения и т.д.) Ю.Место и роль произведения в творчестве писателя.
  1. .Место произведения в истории русской и мировой литературы.

12.Роль произведения по степени воздействия на читателя и его роль в формировании общественного сознания.

Программа комплексного анализа текста.

  1. .Подготовиться к выразительному чтению текста (отрывка). Определить, где нужны логические ударения,

паузы - короткие и более продолжительные. Выбрать нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, языковые особенности. 2.Определить тему, основную мысль. Выписать ключевые слова (словосочетания) которые отражают тему текста.

3.Озаглавить текст (объяснить смысл названия). На что указывает заглавие: на тему, идею? (Предложите свои варианты названия). 4.Определить стиль. Доказать.

  1. Доказать,        что это текст. Какова роль первого, последнего предложения?
  2. Каким        типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст. Доказать.
  3. Какие        средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце). Какой способ связи в тексте между предложениями (цепная, параллельная связь, их сочетание).

8.Объясните, пользуясь словарем, значения выделенных слов (непонятных). 9.Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте использованы данные?

10.Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употребляются? Доказать их много значимость.

  1. .Найти в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова в переносном значении, слова, стилистические окрашенные.
  1. Найти        заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы), объясните их значение.
  2. Составьте        план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному, письменному), напишите изложение, подробное или сжатое, или выбор.
  3. Произведите        на материале текста разные виды разбора.
  4. Проанализировать        орфографию и пунктуацию. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы.

Дополнительные задания. 1 .Записать текст (абзац текста), подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  1. Роль в тексте односоставных предложений. Как их использование связано с содержанием текста?
  2. Какова        роль вводных слов?
  3. Какие        языковые средства помогают автору выразить своё отношение, оценку.
  4. Какова        роль в тексте повторяющихся слов. Доказать, что повтор слов является оправданным.

Приложение №3 Лингвистический анализ текста.

1 .Определить устаревшие слова и обороты. 2,Определить непонятные факты поэтической символики. 3.Определить термины и диалектные слова.

4.Определить устаревшие и ненормативные факты в области фонетики и орфоэпии.

  1. Используются        ли синонимы (лексические или семантические) и с какой целью?
  2. Используются        ли антонимы и с какой целью?
  3. Средства        словесной словесности: Тропы:
  1. метафора; Б) сравнение;
  2. эпитеты; Г) метонимия; Д) гипербола;

Е) литота, ирония, аллегория, олицетворение. Фигуры:

  1. инверсия;
  2. эллипсис;
  3. риторическое обращение, риторический вопрос;
  4. перифраза;
  5. анафора;
  6. эпифора.

«

Аннотация.

Аннотация - краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.

План аннотации.

  1. Библиографическое описание:

- Автор произведения. -Где и когда издано. -Сколько страниц. -Кому адресовано.

  1. Жанр        произведения.
  2. Главные действующие лица.
  3. Время, место действия.
  4. Краткое содержание.

Отзыв.

Отзыв - выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало эти чувства и переживания.

План отзыва.

  1. Автор произведения.
  2. Жанр произведения.
  3. Главные действующие лица.
  4. Время, место действия.
  5. Краткое содержание.

Рецензия.

Рецензия - отзыв, разбор и оценка нового художественного, литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. п.), научного или научно - популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

План рецензии.

  1. Библиографическое описание.
  2. Краткая характеристика творчества писателя - в связи с данным произведением.
  3. Творческий замысел автора книги.
  4. Смысл названия.
  5. Краткая информация о содержании.
  6. Критическая оценка произведения:
  1. особенности композиции,
  2. мастерство автора в изображении героев,
  3. индивидуальный стиль писателя,
  4. искусство иллюстратора книги.
  1. Основная мысль рецензии.
  2. Актуальность тематики произведения.

Рецензия на программу факультативного курса «Работа с текстом»(Х-Х1 кл.)учителя русского языка и литературы Шигаповой Барии Халитовны

Программа факультативного курса «Работа с текстом» предназначена учителям русского языка и литературы , работающим в старших классах общеобразовательных школ , гимназий, лицеев и на подготовительных курсах для поступающих в высшие учебные заведения.

Это ценные практические, учебно - методические рекомендации, четко запланированная программа для работы с текстом с учетом требований ЕГЭ.

Программа поможет отработать навыки рационального чтения учебных, научно - популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе умения работы с книгой; учит письменному пересказ , интерпретации и созданию текстов различных стилей.

Факультативный курс необходим в подготовке учащихся к написанию сочинения - рассуждения в части «С» ЕГЭ, поможет систематизировать и углублять свои знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам.

Бесценной помощью учителю являются приложения, где представлены различные виды планов для анализа текста.

Это огромный труд, облегчающий работу учителя.

Жданко С.Д.,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Талипова Н.З.,

кандидат педагогических наук, преподаватель ИЭУиП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.В. Котельникова Авторский сборник художественных текстов "Радуга жизни"

Е.В. Котельникова Сборник рассказов "Радуга жизни"...

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Авторская статья. «Использование текстов песен в музыкальном сопровождении на логопедических занятиях».

Яркие, образные, эмоционально насыщенные слова и словосочетания пополняют активный лексический словарь детей. Красочные, правильно построенные предложения являются образцом для подражания при самостоя...