Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Афанасьева Виктория Михайловна

КТП по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс предназначено для общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_russkiy_yazyk.docx85.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»

Рассмотрено

Кафедра гум. предметов

Протокол № 1

От «__»_______2012г.

Руководитель кафедры

_____________________

Согласовано

«__»_______2012г

Зам директора по УВР

____________________

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2012г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Русский язык»

для учащихся 5А класса

Образовательная область:  филология

Разработала:

ФИО__Афанасьева В.М.,

учитель русского языка и литературы,

 II квалификационной категории.

2012 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая  программа  «Русский язык» разработана на основе авторской программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной  в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008. Утвержденной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.        

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008

  1. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2008
  2. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2008.

Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часов год (в неделю – 6ч).  В учебном плане гимназии на данный предмет выделено 204 часа.

Содержание программы учебного предмета

5 КЛАСС

Введение

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч). Роль языка в жизни общества (1ч )

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (9 ч). Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (24 ч)

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -лив окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тся и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными .

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (46 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

Краткое содержание программы

Понятие о литературном языке (1ч).

Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (20ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической

транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и иы после ц. Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч)

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращенных СЛОВ.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных и — о.

Правописание корней с чередованием гласных г — и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).

Правописание приставок роз- {рос) —раз-(рас).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

Лексикология и фразеология (22ч)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдениезаиспользованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

Повторение (3ч)

Развитие связной речи (35ч).

Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста.

Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства в устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

        При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:

Раздел программы

Дидактические единицы для изучения

Фонетика Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.        

Морфемика и словообразование

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов.

Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков).

Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Основные виды тропов.

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления.

        Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой. В связи с этим в планирование внесены следующие изменения: раздел Орфография увеличен на 3 часа для проведения диагностического исследования материала, изученного в 1-4 классах, для закрепления орфограммы «Безударная гласная в корне слова»; раздел «Морфология и орфография» - на 2 часа в сторону увеличения практических занятий по орфографии; раздел «Синтаксис и пунктуация» - на 2 часа для углубленной проработки синтаксического разбора предложения; раздел «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» - на 3 часа для включения дидактических единиц, не внесенных в Примерную программу; раздел повторения изученного материала был сокращен.

        Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией

В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

                Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

        Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикум

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  1. наблюдение, беседа,
  2. фронтальный опрос,
  3. опрос в парах,
  4. практикум,
  5. диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
  6. тесты,
  7.  комплексный анализ текста,
  8.  устные рассказы по плану на лингвистические темы,
  9. сочинения,
  10. изложения,
  11. решение СФЗ.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

        Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

        аудирование:

  1. понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

        чтение:

  1. владеть техникой чтения;
  2. выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  3. разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  4. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  5. владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  6. прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  7. извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  8. правильно расставлять логические ударения, паузы;
  9. выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  1. доказательно отвечать на вопросы учителя;
  2. подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  3. создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  4. выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  1. подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  2. создавать письменные высказывания разных типов речи;
  3. составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  4. определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  5. делить текст на абзацы;
  6. писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  7. пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  8. выражать свое отношение к предмету речи;
  9. находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  10. подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  11. использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  12. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  1. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  2. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  3. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  4. находить в художественном тексте явления звукописи;
  5. правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  6. работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  1. правильно произносить названия букв русского алфавита;
  2. свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  3. проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  1. выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  2. подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  3. учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  4. пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  5. объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  1. объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  2. пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  3. распределять слова на тематические группы;
  4. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  5. различать прямое и переносное значение слов;
  6. отличать омонимы от многозначных слов;
  7. подбирать синонимы и антонимы;
  8. выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  9. находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  10. владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  11. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  1. различать части речи;
  2. правильно указывать морфологические признаки;
  3. уметь изменять части речи;

орфография:

  1. находить орфограммы в морфемах;
  2. группировать слова по видам орфограмм;
  3. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  4. устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  5. самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  1. выделять словосочетания в предложении;
  2. определять главное и зависимое слово;
  3. составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  4. выделять основы предложений с двумя главными членами;
  5. конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  6. характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  7. правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  8. составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  9. опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  10. находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  11. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  12. устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  13. самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Программный материал

Кол-во час.

Формирование информационной компетентности и УУД.

Виды контроля

Дата

Коррекция

1

3

4

5

6

        Введение (2 ч.)

Введение. Знакомство с учебным комплексом.

1

Уметь пользоваться учебным комплексом

Устный развернутый ответ на вопрос.

1 неделя

Роль языка в жизни общества.

1

Обобщить наблюдения, сделанные на уроке; обозначить роль слов «вежливости»»; установить связь между теоретическим и практическим пособием.

Устный развернутый ответ на вопрос.

Вводный курс. Орфография (9+1)

Орфография. Орфограмма.

1

Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму.

Кроссворд

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Различать букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. Правильно писать слова-исключения. Осознанное применение правила.

Контрольное списывание

Правописание безударных гласных в приставках.

1

Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием

Правописание и, а, у после шипящих.

1

Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-гласные буквы в корне, приставке.

Составление текста с данными учителем словами по изученной орфограмме

Правописание глухих и звонких согласных.

1

Опознавать орфограммы  и пунктограммы в соответствии  с правилами, изученные в начальных классах; находить орфограммы-согласные (звонкие и глухие); совершенствовать орфографические умения и навыки.

Кроссворд

2 неделя

Правописание непроизносимых согласных.

1

Уметь находить стечение согласных в корне слова, сопоставлять их написание  с произношением; уметь пользоваться орфографическим словарем.

Контрольное списывание

Правописание удвоенных согласных.

1

Умение правильно писать словарные слова; умение пользоваться словарем.

Работа по карточкам с заданием вставить пропущенные буквы.

Закрепление изученного по теме.

1

Умение определять изученные орфограммы.

Объяснительный диктант.

Контрольная работа по изученному материалу.

1

Контроль знаний учащихся.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием.

Р/Р

Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

1

Умение пользоваться учебным пособием «Русская речь»; формировать коммуникативные умения; различать формы речи

Устный развернутый ответ на вопрос.

Морфология и орфография (24+4 час.)

Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные.

1

Понимать значение терминов «морфология», «орфография»; отличать служебные части речи от самостоятельных; функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией.

Объяснительный диктант

3 неделя

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

1

Опознавать имя существительное по морфологическим признакам; определять склонение, род, падеж.

Морфологический разбор существительного

Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных.

1

Пользоваться алгоритмом при определении окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение.

Аргументированное рассуждение: почему слово чернота является им. сущ.  по плану.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с им. сущ.

1

Согласовывать прил. с  сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки.

Творческий диктант по тексту упр. 82

Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний им. прилагательных.

1

Пользоваться алгоритмом для определения окончаний прилагательных; знать морфологические и синтаксические признаки прилагательного

Тест. Определить падежные окончания прилагательных.

Р/Р

Речь диалогическая и монологическая.

1

Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор.

Составление диалога на заданную тему.

Контрольный диктант.

1

контроль повторения.

контрольный диктант

4 неделя

Анализ к/д.

1

анализ контрольного диктанта; работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Глагол. Неопределенная форма глагола.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами.

Творческое списывание

Глагол. Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глагола.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом –л- глагола».

Развернутый ответ на вопрос.

Глагол. Настоящее и будущее время глагола. Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч.».

морфологический разбор глагола

Р/Р

 Понятие о связном тексте

1

Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; умение составлять текст на заданную тему.

Самостоятельная работа.

Глагол. Глаголы с –ться и –тся.

1

Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; определять орфограмму «Правописание –ться и –тся в глаголах»; знать случаи слитного написания НЕ с глаголами.

Тест. Изученные орфограммы по теме «Глагол».

5 неделя

Закрепление изученного. Урок-практикум.

1

Умение и навыки, полученные при изучении темы.

Объяснительный диктант

.

Закрепление изученного. Урок-практикум.

1.

Умение и навыки, полученные при изучении темы.

Запись под диктовку с грамматическим заданием.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

1

Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия

Слуховой диктант.

Наречие. Правописание наиболее употребляемых наречий по списку.

1

Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия; уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем.

Словарный диктант.

Р/Р

 Тема

1

Понимать , что такое тема текста; уметь определять тему текста.

Составление текста из данных предложений.

Местоимение. Личные я, ты, он и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

1

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения.

Творческая работа по упр. 136.

6 неделя

Местоимения. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.

1

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять притяжательные местоимения.

Практическая работа.

Местоимения. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Дефис в неопределенных местоимениях.

1

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять неопределенные  местоимения; знать признаки правописания неопределенных местоимений.

Тест.

Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

1

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога. Уметь писать предлоги со словами. Знать и понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку.

Практическая работа.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

1

Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роли в предложении.

Творческое списывание

Р/Р

Тема (продолжение)

1

Умение определять тему текста;  уметь выборочно излагать материал текста; уметь говорить и писать на заданную тему.

Творческая работа: написать начало сочинения.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

1

Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами  в соответствии с правилом; понимать их значение в речи.

Объяснительный диктант.

7 неделя

Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография».

1

Узнавать основные самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, наречие, местоим.) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы и пунктограммы.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием.

Контрольный диктант.

1

Контроль качества повторения.

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками. Устранение пробелов  знаний

Работа над ошибками.

Синтаксис и пунктуация. (46+10)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значения синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимать значение терминов «синтаксис» и «пунктуации»»

Редактирование текста упр. 189.

Р/Р

Основная мысль текста.

1

Понимать значение терминов «основная мысль», «идея»; уметь определять идею текста, основную мысль; различать тему и основную мысль текста.

Самостоятельная работа.

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значение термина «пунктограмма», «синтаксическая ошибка», «пунктуационная ошибка»; знать знаки препинания и их значение.

Синтаксический разбор предложения.

8 неделя

Пунктуационный разбор.

1

Формировать умение проводить пунктуационный разбор предложения; уметь правильно строить словосочетание и предложение.

Пунктуационный разбор предложения.

Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения.

1

Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

Творческое списывание.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

1

Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях

Диктант с последующей самопроверкой.

Невосклицательные и восклицательные предложения

1

Уметь различать два разных основания деления предложений: по цели высказывания – по эмоциональной окраске; уметь выразительно читать текст.

Диктант с грамматическим заданием (упр. 224)

Р/Р

Простой план.

1

Умение составлять простой план готового текста; понимать значение составление плана;

Составление плана к готовому тексту.

Главные члены предложения.

1

Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях.

Словарный диктант (Упр. 222)

9 неделя

Синтаксический разбор предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным) а также грамматическую основу односоставного предложения ( в наиболее ясных случаях); производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях. Применять изученные правила пунктуации на письме; определять признаки постановки тире в простом предложении.

Выборочный диктант.

Закрепление изученного материала.

1

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.

Творческое задание: составить предложения по схемам.

Главные члены предложения.

1

Умение использовать главные члены предложения в самостоятельно составленном тексте; умение правильно строить словосочетание и предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения учащихся.

Редактирование текста.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Совершенствовать умения и навыки учащихся определять способ выражения подлежащего и сказуемого; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Синтаксический разбор предложения.

Р/Р

Понятие о последовательной связи предложений.

1

Признаки последовательной связи предложений в тексте; умение находить последовательную связь предложений в тексте; умение составлять текст и озаглавливать его;

Творческая работа с последующей взаимопроверкой (упр. 60).

Второстепенные члены предложения.

1

Уметь находить в предложении второстепенные члены; знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения.

1 неделя

Определение.

1

Уметь находить определения в предложении; знать признаки определения, роль этого второстепенного члена в предложении; использовать определения при построении предложения.

Творческая работа (упр. 261)

Дополнение.

1

Уметь находить дополнение в предложении; знать признаки дополнения, роль в предложении; использовать дополнения при построении предложения; формировать умения и навыки монологического высказывания.

Синтаксический разбор предложения.

Обстоятельство.

1

Уметь находить обстоятельство в предложении, знать признаки обстоятельства, роль в предложении; использовать обстоятельства при построении предложения; совершенствовать монологическую речь.

Мини-диктант с грамматическим заданием.

Обобщение и систематизация материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация».

Различные виды разбора по образцу.

Р/Р

Обучающее изложение, близкое к тексту.

1

Умение писать изложение, близкое к тексту.

Изложение.

Р/Р

Обучающее изложение, близкое к тексту.

1

Умение писать изложение, близкое к тексту.

Изложение

2 неделя

Диктант с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Словосочетание.

1

Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; уметь строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам.

Разбор словосочетания.

Подчинительные и сочинительные словосочетания.

1

Уметь правильно выделять словосочетания из предложения; уметь разбирать словосочетание; уметь строить словосочетания; уметь строить монологическое высказывание.

Разбор словосочетания.

Р/Р

Анализ изложения.

1

Работа над ошибками изложения.

Словосочетание в предложении. Обобщение  и систематизация материала по теме «Словосочетание».

1

Закрепить и обобщить умения и навыки, полученные в ходе изучения темы «Словосочетание»

Мини-диктант с грамматическим заданием.

3 неделя

Предложения с однородными членами.

1

Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; знать признаки однородных членов.

Запись под диктовку (упр. 294)

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными  членами.

1

Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме.

Графический диктант.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.

1

Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме.

Письмо по памяти (упр. 301).

Р/Р

Понятие о параллельной связи предложений в тексте.

1

Признаки параллельной связи предложений в тексте; умение находить параллельную  связь предложений в тексте; умение составлять текст и озаглавливать его;

Предложения с однородными членами. Обобщение и систематизация материала по теме.

1

Уметь редактировать текст с однородными членами; понимать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; уметь строить предложения с обобщающим словом перед однородными членами; строить схему предложений с обобщающим словом; знать порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; применять изученную пунктограмму при письме.

Словарный диктант.

4 неделя

Диктант с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Предложения с обращениями.

1

Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять  предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением.

Самостоятельная работа.

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1

Знать основные признаки обращения; отличать обращения от подлежащего; уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями; уметь находить обращения в предложении и правильно ставить знаки препинания. Уметь составлять  предложения с обращениями, строить схему предложений с обращением

Тест.

Р/Р

Выразительные средства связи устной речи.

1

Знать, какие средства называются выразительными, их значение в предложении; уметь находить выразительные средства в тексте; уметь составлять текст по данному началу.

Составление текста по данному началу.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

1

Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

Конструирование предложений с вводными словами.

5 неделя

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

1

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами. Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

Тест.

Сложное предложение. Запятая между частям сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного; знать признаки сложного предложения; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение.

Мини-диктант с грамматическим заданием (упр. 328)

Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Синтаксический разбор предложения.

Сложноподчиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Творческая работа (упр. 344).

Р/Р

Общее понятие о стилях речи. Разговорный стиль речи.

1

Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи; уметь определять тексты разговорного стиля.

Определить стиль текста.

Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

1

Отличать простое предложение от сложного. Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; отличать сложное предложение от простого с однородными членами; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Синтаксический разбор предложений.

6 неделя

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения.

Синтаксический разбор предложений.

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант.

Анализ к/д

1

Работа над ошибками.

Работа  над ошибками.

Предложение с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Конструирование предложений.

Р/Р

Книжные стили речи. Характеристика научного стиля.

1

Иметь представление о научном стиле речи, его особенностях; знать понятие «термин»; уметь строить ответ на вопрос научного характера.

Практическая работа.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Понимать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Творческая работа с последующей проверкой (упр. 352).

7 неделя

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

1

Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога; составление диалога.

Самостоятельная работа.

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

1

Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

Творческая работа (упр. 369)

Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Знание теоретического материала по теме «Синтаксис и пунктуация»; умение использовать теоретические знания в практических целях.

Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».

Контрольный диктант.

1

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Основной курс.  Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.(21+5)

Понятие о литературном языке.

1

Нормы литературного языка; основные разделы языка; орфоэпические умения.

Тест.

1 неделя

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

1

Термины: звуки, слоги, ударение, интонация; понятие «фонетика»; сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов; навыки выразительного чтения.

Выразительное чтение стихотворения (упр. 388).

Звуки речи и буквы. Алфавит.

1

Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; уметь производить частичный анализ слов; знать и правильно произносить алфавит.

Контрольное списывание.

Гласные и согласные звуки.

1

Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги.

Проверочная работа.

Слог. Правила переноса.

1

Слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь членить слова на слоги.

Самостоятельная работа.

Р/Р

Характеристика художественного стиля.

1

Понятие метафоры; особенности и сфера употребления художественного стиля речи.

Сочинение продолжения сказки.

Ударение.

1

Умение различать ударные и безударные слоги; уметь акцентировать ударные слоги; с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме.

Тест.

2 неделя

Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука.

1

Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы.

Письмо по памяти стихотворения С. Маршака (упр. 420)

Понятие об орфографии. Сильная и слабая позиция звука

1

Понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы; навык графического обозначения орфограммы.

Письмо по памяти

 (упр. 424)

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Умение проверять безударные гласные в корне слова различными способами; навык графического обозначения орфограммы.

Диктант «Проверяю себя»

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; навыки сопоставлять звучащую и письменную речь.

Орфоэпический диктант.

Р/Р

Изложение, близкое к тексту.

1

Умение писать изложение, близкое к тексту.

Изложение.

Р/Р

Изложение, близкое к тексту.

1

Умение писать изложение, близкое к тексту

Изложение.

3 неделя

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

1

Умение различать звонкие и глухие согласные звуки; знать парные и непарные глухие и звонкие; графически обозначать орфограмму; использовать алгоритм при объяснении орфограммы.

Тест.

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью.

Словарный диктант.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

1

Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью.

Тест.

Значение букв я, ю, е, ё.

1

Понимать роль гласных на письме; умение слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука; знать условия появления йотированного звука в словах.

Запись текста с заданием под диктовку.

Р/Р

Типы речи.

1

Умение сопоставлять три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Правописание разделительных Ъ и Ь

1

Орфограмма «Буквы Ь и Ъ разделительные; знать опознавательные признаки орфограммы; умение читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; различать орфограммы «Буква Ь и Ъ разделительные и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

Тест.

4 неделя

Правописание гласных после шипящих.

1

Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих;  уметь графически обозначать орфограмму;  понимать условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова; использовать алгоритм при опознавании орфограммы.

Словарный диктант.

Правописание гласных после шипящих на конце слова.

1

Знать условия появления Ь в конце слова; уметь определять орфограмму, обозначать ее графически.

Тест.

Правописание гласных и-ы после ц.

1

Знать условия появления орфограммы; уметь графически ее обозначать.

Письмо под диктовку.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

1

Понятие «орфоэпия»;  уметь пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений; понимать значение литературного произношения.

Орфоэпический диктант.

Р/Р

Типы речи. Повествование.

1

Умение строить текст повествование.

Сочинение рассказа  Плавунчик.

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

1

Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки.

Практическая работа.

5 неделя

Контрольная работа по теме «Фонетика».

1

Проверить знания и умения учащихся по изученной теме.

Контрольная работа.

Морфемика. Орфография.(42+11)

Понятие о морфемике.

1

Понятие о морфемике; морфемный состав слов; видеть орфограммы в разных морфемах.

Грамматический ребус.

Основа слова и окончание.

1

Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

Самостоятельная работа.

Р/Р

Типы речи. Описание.

1

Умение описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе.

Мини-сочинение.

Основа слова и окончание.

1

Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

Тест.

6 неделя

Основа слова и окончание.

1

Знать  морфемы; уметь находить окончания в изменяемых словах; знать определение «окончание»; понимать термин «основа слова»;  алгоритм определения окончания в слове; сопоставлять морфемный и фонетический анализ слова.

Самостоятельная работа.

Корень слова.

1

Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

Практическая работа.

Корень слова.

1

Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

Тест.

Корень слова.

1

Знать порядок действия по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов; умение выделять морфемы в слове на основе этимологического анализа.

Письмо по памяти

(упр. 530)

Р/Р

Выборочное изложение.

1

Умение писать выборочное изложение.

Выборочное изложение.

Приставки, суффиксы.

1

Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса – тель.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

7 неделя

Чередование гласных в корне слова.

1

Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися гласными; умение видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков.

Самостоятельная работа.

Чередование согласных в корне слова.

1

Выделять в словах корни с чередующимися согласными; умение осознанно производить морфемный разбор слов.

Морфемный разбор слов различных частей речи.

Полногласные и неполногласные сочетания.

1

Понимать явление «полногласие»/ «неполногласие» в русском языке, его историческую основу; умение выделять такие сочетания.

Диктант «Проверяю себя».

Повторение по теме «Чередование звуков».

1

Повторить и обобщить материал по теме «Чередование звуков в корне слова».

Практическая работа.

Р/Р

Как описать животное? Изложение, близкое к тексту.

1

Умение  писать изложение, близкое к тексту.

Изложение.

Р/Р

Как описать животное? Изложение, близкое к тексту.

1

Умение писать изложение, близкое к тексту.

Изложение

8 неделя

Морфемный разбор слова.

1

Знать порядок полного морфемного разбора слова; производить морфемный разбор слов.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием.

Правописание корней и приставок.

1

Уметь выделять корень и приставку в слове. Знать опознавательные признаки правописания корней и приставок.

Выборочный диктант.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Знать опознавательные признаки орфограммы; графически обозначать ее; уметь подбирать однокоренные слова.

Тест.

Правописание корней с чередованием гласных А-О

1

Уметь отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней; знать чередование гласных в корне; уметь находить корни с чередованием гласных в корне.

Диктант «Проверяю себя».

Р/Р

Подготовка к сочинению о слове.

1

Умение писать сочинение на грамматическую тему.

Обучающее сочинение.

Р/Р

Подготовка к сочинению о слове.

1

Умение  писать сочинение на грамматическую тему.

Обучающее сочинение.

9 неделя

 

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –лаг- - -лож-, -кас- - кос-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Упр. 595, выборочно.

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –гар- - -гор-, -зар- - зор-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Выборочный диктант с последующей  проверкой.

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –клан- - -клон-; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Словарный диктант.

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Повторить и систематизировать знания учащихся о правописании корней с чередованием гласных а-о.

Самостоятельная работа.

Р/Р

Подготовка к сочинению о любимом животном.

1

Умение писать сочинение о животном.

Обучающее сочинение.

Р/Р

Сочинение о любимом животном.

1

Уметь писать сочинение о животном.

Обучающее сочинение.

10 неделя

Правописание корней с чередованием гласных  А-О.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней –лаг- - -лож-, -кас- - кос-;–гар- - -гор-, -зар- - зор-; –клан- - -клон-;   знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Тест.

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием – бир-  - -бер - -  -мир-, -мер- и др.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Самодиктант.

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

1

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописание корней с чередованием  - я(а)//им, ин.; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Самостоятельная работа.

Контрольный диктант.

1

Проверить умения и навыки по теме.

Контрольный диктант.

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Правописание согласных и гласных в приставках.

1

Умение выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы; умение производить этимологический анализ слов в практических целях; сопоставлять слова с одинаковым подбором начальных букв.

Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой.

1 неделя

Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы; производить морфемный разбор слов.

Диктант «Проверяю себя».

Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).

1

Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С.

Словарный диктант «По следам выполненных упражнений».

Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-).

1

Умение выделять приставку в слов; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; учить распознавать глухие согласные перед которыми З меняется на С.

Письмо под диктовку.

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

1

Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее.

Тест.

Р/Р

Типы речи. Рассуждение.

1

Умение строить текст-рассуждение; композиция сочинения-рассуждения; языковые средства связи.

Мини-сочинение.

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

Словарный диктант

2 неделя

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу.

Письмо под диктовку.

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому

Диктант «Проверяю себя».

Правописание приставок пре- и при-.

1

Умение выделять приставку в слове; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее; повторить и систематизировать изученное о правописании приставок.

Тест.

Контрольный диктант.

1

Проверить умения и навыки по изученной теме.

Контрольный диктант.

Р/Р

Тип речи. Рассуждение.

1

Умение пересказывать близко к тексту; уметь строить высказывание в форме рассуждения.

Высказывание в форме рассуждения.

Анализ к/д

1

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

3 неделя

Словообразование. Основные способы словообразования.

1

Знать основные способы образования слов; уметь выявлять словообразовательные морфемы; уметь производить словообразовательный разбор; уметь сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы.

Словообразовательный разбор.

Словообразование. Основные способы словообразования.

1

Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

Морфемный разбор сложносокращенных слов.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

1

Способы образования сложных слов; термины «сложносокращенные слова»; опознавательные признаки орфограммы «Правописание сложносокращенных слов», графическое ее обозначение.

Тест.

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

1

Обобщить изученное по теме.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием.

Р/Р

Лексические средства связи предложений в тексте.

1

Понимать значение терминов «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»;  уметь видеть лексические средства связи в тексте.

Исследование текста.

Контрольный диктант.

1

Проверить умения и навыки по теме.

Контрольный диктант.

4 неделя

Анализ к/д.

1

Работа над ошибками.

Лексика.(25+4)

Лексика. Словарное богатство русского языка.

1

Понимать значение термина «лексика»; умение употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем.

Составление словарика на тему «Растения».

Лексическое значение слова.

1

Понимать смысл термина «лексическое значение слова»; уметь пользоваться толковым словарем.

Самостоятельная работа.

Лексическое значение слова.

1

Умение пользоваться толковым словарем; Понимать значение термина «стилистическая помета»; уметь выразительно читать; понимать значение термина «паронимы».

Самостоятельная работа.

Р/Р

Сочинение по картине.

1

Обучающее сочинение по картине.

Обучающее сочинение.

Р/Р

Сочинение по картине.

1

Обучающее сочинение по картине.

Обучающее сочинение.

5 неделя

Однозначные и многозначные слова.

1

Понимать  значение терминов «однозначное» и «многозначное» слово; умение работать с толковым словарем; умение частично анализировать текст.

Творческая работа.

Однозначные и многозначные слова.

1

Знать способы доказательства многозначности слова; умение работать с толковым словарем; выразительное чтение.

Развернутый ответ на вопрос.

Прямое и переносное значение слова.

1

Понимать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; уметь находить в предложении слова с переносным значением.

Выборочное списывание.

Омонимы.

1

Понимать значение термина «омонимы»;  уметь пользоваться словарем омонимов; умение работать с толковым словарем; уметь находить в предложении омонимы.

Конструирование предложений.

Синонимы.

1

Понимать значение термина «синонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; уметь работать с толковым словарем.

Составление синонимических рядов.

Антонимы.

1

Понимать значение термина «антонимы»; знать их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов; уметь подбирать антонимы, видеть их в предложении.

Редактирование предложений

6 неделя

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

1

Понимать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм; знать порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов; роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи.

Мини-сочинение «Профессия моих родителей».

Историзмы и архаизмы.

1

Понимать значение терминов «историзмы», «архаизмы»; разграничивать данные понятия; роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; умение находить историзмы и архаизмы.

Анализ небольшого исторического текста.

Неологизмы.

1

Понимать значение термина «неологизмы»; роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; умение находить неологизмы в речи.

Исследование текста. Словарик «Говорят дети».

Заимствованные слова.

1

Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем.

Исследование текста.

Старославянизмы.

1

Понимать происхождение лексики русского языка; смысл заимствований; отличительные признаки заимствований; умение работать с толковым словарем.

Исследование текста.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

1

Понимать термины «нейтральные слова», «стилистически окрашенные слова»; использование стилистически окрашенных слов в художественной литературе и в разговорной речи.

Исследование текста.

7 неделя

Фразеологизмы.

1

Понимать значение термина «фразеологизм»; роль фразеологизмов в речи; историческая основа фразеологических оборотов; их роль в языке; умение пользоваться фразеологическим словарем; умение использовать фразеологические обороты в речи; знать особенности строения фразеологического оборота.

Статья «Из истории фразеологизма».

Пословицы, поговорки, афоризмы.

1

Понимать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в речи.

Словарик пословиц, поговорок, афоризмов (на выбор).

Толковые словари русского языка.

1

Умение работать с различными словарями.

Р/Р

Текст. Киносценарий.

1

Обучать умению составлять киносценарий.

Составление киносценария.

Повторение по теме «Лексика».

1

Повторить и обобщить изученное по  теме «Лексика».

Систематизация и обобщение изученного по орфографии  и пунктуации.

1

Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации.

8 неделя

Годовой контрольный диктант.

1

Контроль умений и навыков.

Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации.

1

Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации.

Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации.

1

Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации.

Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации.

1

Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации.

Р/Р

Обобщение и систематизация изученного по развитию речи.

1

Повторить и обобщить изученное по развитию речи.

Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации.

1

Повторить и обобщить изученное по орфографии и пунктуации.

9 неделя

Итого: контрольных работ – 1.

Контрольных диктантов – 10.

Изложений – 4.

Сочинений – 3, из них классных – 2; домашних – 1.

Приложение

Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Кодификатор проверяемых умений:        

  1. выделять словосочетания в предложении;
  2. определять главное и зависимое слово;
  3. находить орфограммы в морфемах;
  4. выделять основы предложений с двумя главными членами;
  5. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Тест

1. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.

  1. ЗАБОТИТЬСЯ о детях                
  2. площадка для ИГРЫ
  3. бронзовый ЗАГАР
  4. громко СМЕЯТЬСЯ

2. Укажите, где надо писать окончание – И:

  1. говорили об уровн.. жизни
  2. лечился в госпитал..
  3. мылся в бан..
  4. мчался по магистрал...

3. Укажите, где надо писать окончание – ОМ

  1. с добр.. советом
  2. за лилов.. туманом
  3. в свободн.. полёте
  4. со страшн.. зверем

4. Найдите ошибку в анализе предложения.

        Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

  1. это предложение повествовательное
  2. это предложение простое
  3. главные члены – тучи собирает
  4. это предложение распространённое

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
  2. Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.
  3. Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
  4. Ты не пой, косарь, про широку степь.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. В комнате всё смотрелось уютно, чисто, светло.
  2. В зоопарке живут разные звери: тигры, слоны, львы, крокодилы.
  3. «Не смей трогать Тотошку!» гневно закричала на Льва Элли.
  4. Мама вошла в комнату и сказала: «Помогите мне, девочки, вымыть посуду».

Изложение по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Кодификатор проверяемых умений:        

  1. подробно пересказывать текст;
  2. определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  3. делить текст на абзацы;
  4. пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  5. использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  6. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  7. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  8. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст изложения «Отважный пингвинёнок»

Упражнение 54, стр. 34

Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Кодификатор проверяемых умений:        

  1. выделять основы предложений с двумя главными членами;
  2. характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  1. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  2. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст диктанта

Ночь в лесу

                Быстро наступает вечер в глухом лесу4. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.

                Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступила в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.

                Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.

                Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните все члены предложения и укажите части речи в первом предложении.
  2. Найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
  3. Найдите предложение с однородными членами, подчеркните их.

Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Орфография»

Кодификатор проверяемых умений:        

  1. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  2. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  3. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  4.   владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  5.    владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

        Текст диктанта

Деревья1 в плену

        Полагаю, что вы не были снежной зимой в холодном лесу1. Там лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег1 и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах.

        Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке*, не наклоняясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз. Дерево прыгает вверх* и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. (100 слов. По М. Пришвину)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бунеева, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бунеева, 5 класс....

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (УМК Разумовской М.М.) 6 класс 2013-14 уч.год ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс УМК Разумовской М.М. 2013-2014 уч.год ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования  Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются  "Планируемые результаты" (предмет...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....