Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
опыты и эксперименты по теме

Урок русского языка в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dedyaeva_n.a.-statya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

на уроках русского языка.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Информационные технологии -  это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

       Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках

  1. Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  2.  Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  3. Тренажёр
  4. Контроль за умениями, навыками учащихся
  5. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

повысить интерес учащихся к предмету;

повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

сэкономить время на опрос учащихся;

дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

На своих уроках я использую электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс). Это оригинальная специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая проконтролировать уровень владения пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, которая поможет избежать ошибок в дальнейшем. Тесты адресованы школьникам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям - русистам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других.

Я представляю урок русского языка в 11 классе с использованием мультимедийной презентации и информационно-коммуникативных технологий.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ.

Пунктуация при обращениях.

Цели: повторить и закрепить сведения об обращении; формировать умения находить в предложении обращения, употреблять их с учетом речевой ситуации, ставить правильно знаки препинания; выразительно читать предложения, соблюдая соответствующую интонацию; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией, соответствующей конструкции обращения; показать взаимосвязи исторической грамматики на  примере сопоставления языкового материала тем «Обращение» и «Звательный падеж»; прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитывать ответственность за сказанные слова.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Мотивация.

Ну что ж, вперед, младое племя,

Дерзайте, некогда вам спать.

Для вас теперь златое время,

Чтоб изучить язык на «5».

(Эпиграф на доске)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

А. Яшин.

Мы на каждом уроке стараемся глубже понять и изучить наш язык.

3 карточки с места, 2 ученика на компьютере («Пунктуация» 1С: Репетитор)

- Многоликость нашего языка мы докажем разминкой.

I. Разминка (презентация).

1.  Расставьте ударения в словах.

Свекла, премировать, прибыть, экспертный, каталог, щавель, документ, отогнала.

2.  Найдите грамматические основы данных предложений.

Они хорошо помнят факты далекого прошлого, так как элементы сохранения и воспроизведения функционируют нормально.

В пожилом возрасте люди иногда не помнят, что было с ними час тому назад.

3.  Определите количество букв и звуков в данных словах:

Грустно, слышится, меткость, бульон, крутить, проезд, рельсы, лодка.

4. В каком предложении вместо слова поступок  нужно употребить проступок?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в поступки.

2) Этот юноша способен на благородные поступки.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный поступок одноклассника.

4) В прежние времена за большие проступки наказывали студентов солдатчиной.

5. Словарная работа.

В.И.Даль дает нам в словаре:

Поступок – всякое дельное дело или действие человека; подвиг, деяние, исполнение чего-либо.

Проступок – вина, провинность, прегрешение, нарушение долга, правил, законов; запрещенное властью действие.

- Подберите эпитеты к слову поступок. Разбейте их на 2 колонки: при положительной оценке и при отрицательной оценке.

Бескорыстный                                                        авантюрный

Бесстрашный                                                          аморальный

Благоразумный                                                       антиобщественный

Благородный                                                          безнравственный

Великодушный                                                     безответственный

Высоконравственный                                            безумный

Героический                                                           бестактный

Геройский                                                               бесстыдный

Гражданский                                                           глупый

Гуманный                                                                грубый

Добрый                                                                    дерзкий

- Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами.

Для того чтобы правильно решить задание в Части 1 А3, помогают и стоящие рядом со словом эпитеты.

Итак, найдем правильный вариант.

 6. На прошлом уроке мы повторяли тему «Вводные слова и предложения». Составьте и запишите предложение с вводными конструкциями, используя слово «поступок».

II. Изучение новой темы.

 1. Запишем предложение.

В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.

- Объясните знаки.

- Каким членом предложения является слово «Россия»?

У ребят, работавших с места по карточкам, тоже встретилось слово – Россия.

2.  Запишем ещё 1 предложение:

Люблю твою, Россия, старину.

- Разберите это предложение по членам.

- В роли каких членов предложения выступает слово России?

- В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

Итак, какова же тема нашего урока?

3. Давайте вспомним все, что знаете об обращении. Вам помогут вопросы:

- Что такое обращение?

- Какие слова могут быть обращением?

- Для чего служат обращения?

- Является ли обращение членом предложения?

 - Какие знаки ставятся при обращении?

- Где может находиться обращение?

- Какова интонация при обращении?

Работаем по группам:

1 группа – по учебнику.

2 группа – по тренажеру («Пунктуация» 1С: Репетитор).

- Итак,  выслушаем вас.

Подведем итог.

  1. Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь.

Обращение произносится с особой звательной интонацией.

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

III. Закрепление материала.

1. Устно. Зачитывает учитель, обращая внимание учеников на звательную интонацию.

На доске расставить знаки.

Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнивать?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя, Родина светлая.

С. Островой.

- Какие  чувства пронизывают это стихотворение?

- Согласны ли вы с автором?

- А вы испытываете к своей Родине чувства? Какие?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания своих чувств?

- Найдите обращения. Назовите признаки обращения:

  1. оно называет того, к кому обращаются;
  2. произносится со звательной интонацией;
  3. не является членом предложения;
  4. не связано с членами предложения ни подчинительной, ни сочинительной связью;
  5. выражается существительным в И.п.

2.  Устно.

Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «наша Родина», «моя Отчизна». Все необъятные просторы великой страны, все горы и реки, все долины и озера, все поля и пустыни – все это наша с тобой Родина, мой друг.

- Найдите в этом предложении обращение.

- Определите основную мысль этого отрывка.

- Обратитесь и вы к своей Родине. Запишите это предложение. Расставьте знаки.

Послушаем ваши предложения с обращениями

IV. Физкультминутка.

  1. Закрепление.

1.Потренируемся. Комментируем с места.

Перед лицом всего мира горжусь языком твоим, славная Русь!

Звени, звени, златая Русь, волнуйся, неуемный ветер.

Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью.

Ты для Отчизны любимой своей силы, сынок, никогда не жалей.

Тебе, о родина, сложил я песню эту.

О Родина святая, какое сердце не дрожит,   тебя благословляя.

- Мы записали предложения, взятые из стихотворений Пушкина, Некрасова, Есенина, Никитина, Рубцова, Жуковского. Все эти предложения объединяла одна тема – тема Родины. В каждом из предложений поэмы обращались к неодушевленному существительному. Как называется этот прием в литературе? (олицетворение)

 2. Очень часто обращение используются в названиях книг, фильмов, песен, стихотворений, статей, передач по радио и телевидению. Найдите обращения, расставьте знаки.

«Здравствуйте, доктор», «Живи, Земля», «Ваш праздник, хлеборобы», «Добрый вечер, Москва!», «Вам, любознательные», «Время, вперед!», «Я люблю тебя, жизнь!», «До свиданья, мальчики!», «Москва, я думал о тебе…», «Здравствуй, будущее!», «Для вас, старшеклассники».

- Придумайте название статей для школьной газеты с использованием обращения.

3. Мы уже увидели, что  обращения бывают распространенными и нераспространенными. Распространите обращения в следующих предложениях (по 1 предложению по рядам):

Ребята, давайте чаще встречаться.

Леса, поля и реки, вы олицетворяете красоту моей Родины!

Друзья! Как радостно видеть вас снова.

4. Очень часто обращения путают с подлежащим.

Переделайте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением.

1)Звезды   сияют на башнях Крем ля.  |Звезды, сияйте на башнях Кремля.

2) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.

3) Как прекрасно ясное летнее утро!

5. Послушаем сообщение ученика о разновидностях обращений.

Среди изобразительно – выразительных средств выделяют риторическое обращение, которое передает экспрессивно – эмоциональные отношения. К стилистическим разновидностям обращений относят:

- обращения – метафоры:

Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…

- обращения – иронии:

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

- обращения – повторения:

Здравствуй, ветер, грозный ветер!

- обращения фольклорные:

Ты прости – прощай, сыр – дремучий бор!

- обращения – присловья:

Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники!

6. Послушайте отрывок.

Пошел старик к синему морю;

(Неспокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

- Какое слово вас заинтересовало?

Попробуйте определить падеж?

Это форма звательного падежа. Эта форма существовала в церковнославянском языке на правах 7 падежа, которого уже нет в современной системе русских склонений. Но ведь мы только что увидели её в стихах А.С.Пушкина. Подумайте, в самом ли деле её нет в языке? Давайте познакомимся с разными примерами.

- Вась, ты пойдешь на каток?

- Маш, ты сегодня дежурная.

Можете ли вы определить падеж этих обращений? Это своего рода «остатки» звательного падежа в русском языке, его разговорная форма. Как видите, она очень распространена. Мы можем встретить звательный падеж именно в том виде, в каком он существовал в церковнославянском языке. Часто можно слышать, как люди восклицают: О, господи!; боже мой! Сегодня это устойчивые выражения, которые мы уже не воспринимаем как прямой призыв.

В чем же особенность звательного падежа? Когда и для чего его употребляют?

- Слова в звательном падеже употребляют, когда хотят к кому-то обратиться, хотят кого-то позвать, о чем-то попросить. Значит, это обращение.

Примеры:

Сядем же, други, на борзых коней да посмотрим синего Дона!

Брате Андрее, не пощадим живота своего за землю Русскую.

На тебе, боже, что нам не гоже.

11. Закрепим знания по данной теме.

1 группа (10 учеников) работа на тренажере («Пунктуация» 1С: Репетитор).

2 группа (10 учеников) работа по карточкам.

3 группа (6 учеников) работа по учебнику.

12. Выводы.

13. Рефлексия.

Мы порою в нашем современном мире лишены теплых слов по отношению друг к другу, грубим, обзываем, оскорбляем. Обратитесь сейчас друг к другу и пожелайте что-либо своему соседу после нашего урока.

Домашнее задание:

1 группа: упражнение 245.

2 группа: Написать заметку в стенгазету, взяв название, придуманное на уроке, используя обращения.

Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность учащихся.   Выполнение детских работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

Использованиеинформационно-коммуникационных    технологий (ИКТ) на уроках русского языка...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Использование технологии моделирования на уроках русского языка

Использование технологии моделирования на уроках русского языка и литературы...

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....

Использование технологии ТРИЗ на уроках русского языка.

Использование технологии ТРИЗ на уроках русского языка как основа повышения качества обслуживания по предметам....

Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы

Актуальность данной темы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также спецификой работы, так как в школе обучаются  не только русские, но и дети разных национальнос...