«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок русского языка в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_moya.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дедяева Н.А.

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Цели урока:

Обучающие:

- научить учащихся работать над выделением главной и второстепенной информации;

- находить тезисы, видеть структуру текста;

- научить сжимать текст разными способами;

- научить точно использовать языковые средства связи предложений в тексте.

Развивающие:

- развивать умение определять тему, идею текста;

- развивать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

- развивать умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к предмету,  к слову посредством работы с текстом;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- выработать навык взаимодействия в группе.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал, памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

                                                                                                                                    Г.Гегель

Нет ничего такого, что нельзя было

бы извратить плохим пересказом.

Теренций

  1. Оргмомент.
  2. Работа с эпиграфами.

- Как вы понимаете эти слова?

- О чем же пойдет речь у нас на уроке?

- Для чего все это необходимо?

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – написание сжатого изложения по прослушанному тексту.  Изложение на протяжении нескольких веков остаётся одним из самых распространенных видов работы (в 19 веке оно носило название переложение), без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека.

   При подготовке к экзаменам учителю приходится сталкиваться со многими  трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового. Вот именно поэтому мы так основательно и тщательно подходим к вашей подготовке к экзамену.

  1. Словарная работа.

Микротема,  компрессия, сжатый, пересказ, вычленение, изложение.

- Составьте словосочетания с этими словами, объясните орфографию.

- Объясните лексическое значение этих слов.

- Подберите к слову компрессия синоним (сжатие).

- Что значит сжатое изложение?

Сжать – сократить, уменьшить в объеме.

- Что же нужно знать, чтобы грамотно сократить текст?

4.  Продолжите предложение.

Текст – это… группа предложений, связанная темой.

Тема - … о чем или о ком говорится в тексте.

  1. Обратимся к тексту (перед каждым учеником отпечатанный лист) В.Астафьева.

           Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

 Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

           Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

 Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

           Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. (В. Астафьев)

- Как можно определить тему?

1. По началу текста.

2. По ключевым словам.

3. По ключевым эпизодам.

4. По поступкам или размышлениям героев или самого автора.

5. По заглавию текста.

- Определите тему этого текста. Что вам помогло? Что такое ключевые слова?

Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.

- Давайте найдем ключевые слова  и фразы в тексте.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей. – 75 слов.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано. – 64 слова.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено. – 74 слова.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. – 54 слова

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. – 64 слова.

Если подсчитать количество выделенных ключевых слов и фраз, то получится приблизительно 90 (исходный текст состоит из 330 слов).

- Что такое идея?

Основная мысль текста (идея) – то, что хотел сказать нам автор.

- Что помогает нам сформулировать идею?

1. Общая тональность звучания текста.

2. Настроение, вызванное прочтением текста.

3. Отношение автора к событиям, героям.

4. Наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.

- В словарном диктанте нам встретилось слово микротема. Послушаем сообщение об этом слове.

Микротема – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

Микроорганизм – маленький организм.

Микрорайон – часть района.

Микроклимат – климат на небольшом участке земли.

Микротема – часть темы.

Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают ее. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Микротема выделяется в отдельный абзац. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Количество микротем в задании С1 ГИА – три. Число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении.

- Определим микротемы в нашем тексте.


абзаца

Микротема

1.

Красота и мощь музыки.

2.

Своеобразие музыки Свиридова.

3.

Музыка — самое дивное создание человека. Влияние музыки на людей.

4.

Первичность музыки и вторичность слова.

5.

Музыка и природа — самое святое и неизменное у человека, то, что не даёт ему одичать.

- Нам нужно сжать текст.

6. Познакомимся с «Памяткой для учащихся», которую подготовил для вас 1 ряд.

-При сжатии любого текста  необходимо помнить:  

Опускаются:

- диалоги,

-пространные описания природы,

-описания чувств, настроений.

сохраняются

-ключевые слова и обороты речи,

-наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых  передается колорит исходного текста.

Основные содержательные приемы компрессии:

-разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

-свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее);

-разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной;

-свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приемы компрессии:

1.Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчиненного предложения простым.

2.Исключения:

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких из синонимов.

3.Слияния:

-слияние нескольких предложений в одно

Последовательность операций при сжатии текста:

-определение стиля исходного текста;

-уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-определение типа текста;

-анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

-выполнение чернового варианта;

-проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств

7. Потренируемся в сжатии текстов и предложений (работа в группах).

1 группа

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

Ценность времени – в его быстотечности.

2 группа

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось все в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронесший в школу под рубахой живого лисенка, не плакал и не кричал, когда зверек вгрызался в его тело.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось все в этой удивительной стране.

3 группа

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».

В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.

4 группа

Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на  детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.

5 группа

Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И.Шишкине: «Шишкин -

художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».

Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший все русское, а потому ему нет равных в этой области.

6 группа

Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.

8. Прежде чем перейти к тексту, нужно составить памятку «Как работать над сжатым изложением», помогает 2 ряд.

1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.

2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

3. Выделить в тексте все части.

4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?

5. Составить план сжатого изложения.

6. В каждой части текста отметить главное.

7. Отметить то, что можно объединить.

8. Подобрать обобщающие слова и предложения.

9. Изложить сжато каждую часть.

10. Подумать, как связать части между собой.

11. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.

Итак, вернемся к нашему тексту.

9. Задание 1

Какой способ сжатия текста вы использовали при сокращении 1-ой части текста?

Как можно связать ключевые слова и фразы этой части?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра. (22 слова)

Задание 2

В чём, по-вашему, видит автор особенность музыки Г.Свиридова? Как он это отмечает в тексте?

Какие грамматические конструкции поддерживают связь между абзацами?

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридоваесть звуки и нити соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом … выразить их, не каждому дано.

Как можно связать ключевые слова? (Используем вопросно-ответную форму, вводные слова и союз)

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано. (28 слов)

Задание 3

Что изменяется в структуре текста в этой части?

Найдите тезис. Сформулируйте его.

Где содержится аргумент? Сформулируйте его.

Музыка – самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой. (24 слова)

Задание 4

Сформулируйте второй аргумент.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово. (17 слов)

(Можно объединить 3-ий и 4-ый абзацы).

Задание 5.

Сформулируйте вывод.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (14 слов)

Задание 6.

Запишите получившийся текст.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра.

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано.

Музыка – самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (105 слов)

10. Рефлексия.

 Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.

     

 К-1  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)

К-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

К-3  Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)

Домашнее задание: написать по имеющимся памяткам, используя приемы сжатия изложения по предложенному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...