Правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Омарова Татьяна Анатольевна

Урок русского языка в 6 классе, разработанный по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        ОМАРОВА Т.А.

                                                                                                                                                      МОБУ СОШ №13 ст.ВЛАДИМИРСКОЙ

                                                                                                                        ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

6

Базовый учебник

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ .; под ред М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Тема урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме
« Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Планируемые результаты

Предметные: изучить  правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии

 личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

формулировка вопросов по типу заданий ГИА (А4 - укажите ошибочное суждение), синтаксис (составить схему сложного предложения), текстоведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие заданной схеме).

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, представляют лингвистический текст в виде  алгоритма, таблицы и пр., находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы

www.gramota.ru

Материалы и оборудование

Раздаточный материал

Подготовительный этап к уроку

До начала урока дети распределены на  группы


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

Слайд 1

1.Синтаксическая пятиминутка

Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему.

-Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?

-В каких морфемах пропущены буквы?

- Написание каких слов вызвало затруднение ? Почему?

Выполняют синтаксический разбор, формулируют правило правописания  О-Е после шипящих в корне существительных.

-В словах шепот, шорох пропущена в корне, в словах  овражек, медвежонок- в суффиксе

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполага-ние

Слайд 2

Задает вопросы:

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Чему мы должны научиться сегодня?

Формулируют тему урока:

- Правописание  гласных О – Е после шипящих в суффиксе существительных.

Называют цели урока:

1.Изучить правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

2. Научиться применять данное правило

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

 планирование учебного сотрудничества.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

Слайд 3

Создание проблемной ситуации

Игра «Третий лишний»

1)Кружок, пятачок, горошек.

2) Собачонка, грачонок, свечечка.

-Какое слово лишнее в строке? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные формулирование гипотез.:

5.

Целеполага-ние.

Слайд 4

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока).

-От  чего зависит выбор гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных?

Под руководством учителя формулируют гипотезы. составляют

алгоритм рассуждения:

1.слово- имя существительное

2.орфограмма находится в суффиксе после шипящих

3.ставим под ударение: под ударением пишем О, в безударном положении -Е

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование гипотез.

6.

Первичное закрепление нового материала

Предлагает работу с учебником
1) Работа с учебником

-Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику с.106 п.46

2) Выборочный диктант по упр.253

- У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает названия детенышей?

Находят основание для классификации языковых явлений. Выполняют выборочный диктант, графически объясняют правописание слов,

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

7.

Физминутка

Слайд 5

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу в группах.

8.

Закрепление и обобщение материала.

Защита  выполненных работ


Работа в парах.

 Карточка №1

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Душа-

Белка-

Пирог-

Одежда-

Верблюд-

Ложка-

Лодка-

Шапка-

Червяк-


2.Из упр.№255 выписать 2 пословицы на выбор, вставить пропущенные в словах буквы. Объяснить значение пословицы.


Карточка №2

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с пренебрежительным значением суффикса.

Душа-

Белка-

Пирог-

Одежда-

Верблюд-

Ложка-

Лодка-

Шапка-

Червяк-


2.Из упр.№255 выписать 2 пословицы на выбор, вставить пропущенные в словах буквы. Объяснить значение пословицы.


Слушают рекомендации учителя по организации деятельности.

Ученик-консультант организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности.



Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации.

Коммуникативные:, умение выражать свои мысли, , планирование учебного сотрудничества.


Личностные:


Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

9.

Контроль усвоения материала

Слайд 6



 Буквенный  диктант «Проверяю себя»

1.Длинный языч…к,

2.Детский стиш..к

3. Душистый горош…к

4.Белый воротнич…к

5.Золотой петуш...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый роднич…к

8.Красный колпач…к

9.Снежный комоч...к

10.Сладкий пирож...к

№ сло-ва

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант

ответа

о

о

е

о

о

е

о

о

е

о


-Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях.

Участвуют в тестировании.

Проводят взаимопроверку, оценивают работу

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: понимать учебные задачи.

10.

Подведение итогов урока

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации.

Анализируют свою работу и работу группы на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11.

Дифферен-цированное домашнее задание

Слайд 7

Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор).

(См.приложение)

Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия







Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...


Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

                           

                                                                                            Приложение.

                                                                                          Лист контроля

                                                                                                  ученика(цы) 6 класса

                                                                          ФИ_____________________________

                                                                          Дата___________________________

1.Вставить пропущенные буквы.

При выборе буквы рассуждайте так:

1.Это имя существительное.

2. Пропущена буква в суффиксе существительного

3. Под ударением пишу О, без ударения-Е

Пауч..к, зайч…нок, голубоч…к, барсуч..нок, медвеж…нок, бумаж…нка, клоч…к,

 подароч…к, суч…к,крольч…нок,быч…к,  руч…нка, луж…к, ореш..к, кукуш..нок,

галч..нок, человеч..к, сыноч..к.

2. Вставить пропущенные буквы, обозначить их выбор. Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.

Выписать словосочетания по схеме: прилаг.+ сущ.

В г…ро…ском зоопарк… мы видели маленьких ж…вотных: медвеж…нка, зайч…нка, верблюж…нка.

3. Распределить слова  по орфограммам (№18, №34, №35).

Ларч…к, реч..нька,  деревц…м, ключ..к, луч…м, кулач…к, товарищ…м, карандаш…к, горош…к, мыш…нок,, бараш…к, пастуш…к, плащ…м, врач…м.

4*.Творческая работа. Составить мини-сочинение , используя слова на изучаемую орфограмму.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"

Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях   разных  частей  речи"...

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания глас...

Семяшкин А.М._Компетентностно ориентированное задание по русскому языку по теме "Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Материал посвящен усиленному изучению правописания гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных....