Страна приставок
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Приставки.Дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из интернета42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Страна приставок


 

Все приставки в русском языке можно условно разделить на 3 группы:

  1. Неизменяемые на письме приставки.
  2. Приставки на -з, -с.
  3. Приставки пре-, при-.

Одновариантные приставки

Это большинство приставок русского языка, и их написание всегда одинаково независимо от произношения

Неизменяемые

Взо-, во-, до-, за-, изо-, ко-, на-, над-, надо-, наи-, недо-, о-, об-, обо-, от-, пере-, по-, под-, пред-, про- с-,

со-, среди-, через-

1.Гласные буквы в приставках пишутся одинаково как под ударением, так и без ударения: поход, налёт, переход, надпись  и т.п.

2.У приставок, состоящих из одного согласного звука или оканчивающихся на согласный, может появляться на конце беглый гласный, который всегда обозначается буквой о: входить – войти, сложить – собрать, надрыв – надорвать; вздумать – взойти, разбросать – разобрать, представить – предоставить.

3.В приставках, которые состоят из одной согласной (в-, с-) или оканчиваются на согласную (от: над-, под-, пред-, об-), все согласные (кроме з) на письме не изменяются, хотя мы произносим их то звонко, то глухо: вдеть – вставить, сделать – стащить, отдать – оттащить и т. п.

Примечание. При прибавлении приставок к словам часто две согласные оказываются рядом: оттащить, поддеть, рассмеяться, мировоззрение. Правописание согласных в этих случаях следует сообразовать с составом слова.

4.Особое внимание нужно уделять приставке с-.

Приставки з- не существует, есть приставка с-:  сделай, свесь, сжечь, стянуть, сгореть.

В словах здание, здоровье, здравствуй, ни зги, здесь  з входит в состав слова.

5.Также нужно помнить написание иноязычных приставок и образований, близких к приставкам:

Анти-                    Антидот

Архи-                    Архиважно

Не путать со словом археология!

Гипер-                    Гипертония

Гипо-                    Гипотония

Инфра-        Инфракрасный

Ультра-        Ультрамодный

Экстра-         Экстраординарный

Мульти-          Мультимедийный

А-                     Аполитичный

Ре-                    Репатриация

6. В русском языке существует две приставки: про- и пра-, а также приставка из латинского языка

 про- , которые необходимо уметь различать

Приставка про-               Приставка пра-                                                          Латинская приставка про-

прогуливаться                         При обозначении родства

прочитать                           прабабушка                прородители

проехать                             правнук                                                                                       прокоммунистический

проверить                                                                                                                       профашистский

7. ПОМНИ:   Иноязычные приставки:

А-/ан- «отрицание, отсутствие какого-либо качества»: аморальный, алогичный, анэлектрон;

Анти- «противо»: антинаучный, антихудожественный, антимиры;

Архи – «высшая степень признака»: архиважный, архимиллионер;

Гипер- «превышение нормы»: гипертония, гиперфункция;

Гипо- «понижение против нормы»: гипотония, гипотрофия, гипофункция;

Инфра- соответствует русскому под: инфразвук, инфракрасный;

Де- (перед согласными), дез- (перед гласными) – «отмена, отрицание чего-либо: демонтаж, демобилизация, деквалификация, дезинфекция;

Дис- (перед согласными), диз- (перед гласными и ъ) – «разделение, отрицание, противопоставление»: дисгармония, дисквалификация, дисфункция, дискомфорт, дизъюкция;

Интер – соответствует русскому между: интернациональный, интерлингвистика;

Контр- соответствует русскому против: контрагент, контратака, контрмарш ( в слове контр-адмирал контр не имеет значения приставки и по аналогии с вице-адмиралом пишется через дефис);

Ре- «возобновление, повторность действия»: репродукция, реинфекция;

Про- «быть сторонником, действовать в чьих-либо интересах»: проимпериалистический; «вместо кого- или чего-либо»: проректор;

Пост- соответствует русскому после: постимпрессионизм, поствулканические процессы;

Прото- «исходный, высший, старший, главный»: прототип, протозоология;

Суб- соответствует русскому под: субтропики, субинспектор;

Супер- соответствует русскому сверху, над: суперобложка, «главный, высшего качества»: суперфосфат, суперавиация;

Транс- «движение через какое-либо пространство»: транссибирская железная дорога;

Ультра- соответствует русскому далее, более, сверх: ультрамодный, ультрасовременный;

Экстра- соответствует русскому вне, сверх: экстраординарный;

Пан- «относящийся ко всему, охватывающий все»: панславянский, панамериканский;

8. Приставки дез- и диз- пишутся перед гласной корня и перед твердым знаком

дезинфекция, дезинформация, дизъюнкция

9. Приставка дис- пишется перед согласной

дисгармония, дискомфорт, дисквалификация

Двухвариантные приставки

1. Приставки на З-С         Эти приставки ни в коем случае нельзя путать с приставкой с- !         

Без-, бес-

Воз-, вос-

Из- , ис-

Низ- , нис-

Раз-, рас-

Роз-, рос-

Через-, черес-        

Перед гласными и звонкими согласными – З,

перед глухими согласными - С        

Безвкусный-беспрерывно,                        взрыхленный-вскопанный,

неизгладимое- исчерпанный,                 чрезмерный-чересполосица

низверать-ниспровергать,                             розыск-роспуск

разбросать-расчистить

Примечание. В приставках раз-(рас-) - роз-(рос-) под ударением о, без ударения - а

раздать – розданный

Примечание. При прибавлении приставок к словам часто две согласные оказываются рядом: оттащить, поддеть, рассмеяться, мировоззрение. Правописание согласных в этих случаях следует сообразовать с составом слова.

В словах расчёт, расчесть, расчётный, расчётливый нет удвоения согласной, потому что приставка рас- прибавляется к корню чёт, честь; это видно из сопоставления со словами учёт, перечёт, счёт, вычет, вычесть. Но в словах рассчитать, рассчитывать приставка рас- прибавляется к основе счит-; это видно из сравнения со словами пересчитать, пересчитывать, обсчитать, обсчитывать.

В словах разевать (зевать) и отворять (сопоставьте затворять) установилось написание с одним з и с одним т, а не с двумя, как было бы нужно по происхождению этих слов. В слове рассориться (от ссориться)  пишут два с, так как три одинаковых согласных в русском языке никогда не пишутся.

2.Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Чтобы не ошибиться в правописании приставок пре- и при-, надо понимать их значение.

Приставка при-  бывает глагольной и именной.

Глагольная приставка при- указывает: 1) на сближение, соединение, добавление: прибежать, приехать, прибыть, приставить, прилепить, привязать, приколотить, пристроить, прикупить и пр.; 2) на постепенное доведение действия до конца: приучить, приохотить;3) на неполноту действия: приоткрыть, присесть, привстать.

Именная приставка при- образует прилагательные или существительные чаще всего со значением «расположенный вблизи чего-нибудь», например: прибрежный, приморский, приозёрный, Приморье, пригород, Прибалтика, а иногда и с другими значениями: приволье, пристрастие, прискорбный.

Приставка пре- по происхождению старославянская; ей соответствует исконно русская приставка пере-   (с полногласием): превратить – переворот, прервать – перервать и пр.

Приглагольная приставка пре- указывает: 1) на высшую степень действия, на превышение (близка к словам «чрезмерно», «в высшей степени»): преувеличить, пресытиться, преуспевать, превзойти. превысить (с тем же значением она сохраняется в отглагольных существительных: преувеличение, пресыщение, превышение и пр.); 2) напоминает по значению приставку пере-: преградить (перегородить), преломиться (переломиться), прервать (перервать), преступить (переступить).

Именная приставка пре- имеет значение «очень», «весьма» и служит для образования прилагательных со значением высокой степени признака: премудрый, пребогатый, преспокойный, престранный и пр.

Запомни!                                                                                                                                                                          Следует заметить правописание следующих слов с приставкой пре-:

пребывать (находиться где-нибудь) в отличие от прибывать (приходить или приезжать к месту назначения), превзойти, превозмочь, превосходный, превратный (изменчивый, неверный), предать (изменнически выдать кого-нибудь) в отличие от придать (дать сверх чего-нибудь, усилить или облечь в какую-нибудь форму), преемник (тот, кто получает должность после кого-нибудь) в отличие от приёмник (например, трёхламповый приёмник), преклониться (оказать

почтение, уважение) в отличие от приклониться (низко нагнуться к чему-нибудь), преследовать, пренебрегать, презирать (считать недостойным) в отличие от призирать (давать кому-нибудь приют и пропитание).

Примечание. Заметьте правописание слов президиум, президент, препарат, прерогатива (исключительное право, преимущество), претензия (притязание, домогательство, иск), претендент (заявляющий претензию, домогающийся), прецедент (случай, послуживший примером или оправданием для последующих случаев того же рода). По происхождению все эти слова латинские; в латинском языке есть приставка пре- (ргае – «пред»).

В слове привилегия (исключительное право) нет никакой приставки (лат. pri-vis – особенный, частный, исключительный; лат. lex – leg-is закон, право).

Приложение.

Гласные и/ы на стыке приставки и корня

При стыке приставки, оканчивающейся на согласную, начальный гласный корня и меняется на ы

играть, поиграть — разыграть

июль — предыюльский

импровизация — сымпровизировать

искать, поискать — взыскть

НЕ происходит замены и — ы:

После иноязычных приставок:

Дез-        инфекция — дезинфекция

Контр-  игра — контригра

Пан-        ислам — панисламизм

Пост-        импрессионизм — постимпрессионизм

Суб-        инспектор — субинспектор

Супер        известный — суперизвестный

Транс-         иорданский — трансиорданский

После русских приставок меж- и сверх-

институт — межинститутский

изысканный — сверхизысканный

В сложносокращенных словах на стыке двух основ

институт — мединститут

инвентарь — спортинвентарь

В слове взимать

Буква  ъ  после  приставок

Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, я, ю пишется разделительный знак ъ, показывающий, что между согласным и гласным звуком произносится j (или и): съел (сjэл), объём, объявлено, предъюбилейный.

Примечания. Буква ъ пишется в иноязычных словах типа адъютант, дизъюнкция (разъединение, разделение), инъекция, конъюнктура (стечение обстоятельств), объект, субъект и под., а также в слове изъян.

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без..дейное произведение; без..мянная речка; без..нвентарное хозяйство; безынициативный работник; безыскусный рассказ; безысходная нужда; мед..нститут;

предыдущее изложение; пред..стория человечества; сверх ..зысканные манеры; под..нтегральное число; пред..юньские события; транс..ранская магистраль;

разыграть дебют; контр..гра противника; небез..звестный автор; меж..нститутские соревнования.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бе..вкусная пища; бе..мятежное спокойствие; бе„предельная доброта; бе..болезненная операция; бе..характерный человек; бе..церемонное обращение; бе..вредное средство; бе..связный рассказ; бе..доказательное утверждение; бе..заветная преданность; бе..хит-

ростные слова; бесстрашный наездник; бестактный поступок; бе..грамотное сочинение; бе..дарный писатель; бе..численное множество; бесформенная глыба; бе..жизненный взгляд; бе..людное пространство; бе..шумная походка; бе..надёжный больной; бе..ропотное существо; бе..следное исчезновение.

Упражнение 3. Образуйте новые слова, используя данные приставки и глаголы.

1. воз-/вос-

Делать, создать, гордиться, наградить, кликнуть,

произвести, звать, ходить, жечь, требовать.

2. из-/ис-

Сушить, красить, мучить, бить, пробовать, тратить,

черпать, шарить, ведать, царапать.

3. раз-/рас-

Копать, пахать, жечь, сверлить, чистить, шевелить,

щёлкать, хватать, звонить, формировать.

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Умел он весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой ра..чётливо смолчать, порой ра..чёт ЛИБО повздорить. (П.) 2. Дом был не так дряхл, если бы владелец его сколько-нибудь разорился на починку. (Г.)3. В феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье бли..кой весны. (Г.) 4. Высоко надо мной, тяжело и резко ра..секая воздух крылами, пролетел осторожный ворон. (Т.) 5. В карты играть он любит, но только с людьми звания ни..шего. (Т.) 6. ..жатые губы Илюши не шевелились, ..двинутые брови не ра..холились. (Т.)

7. Были местности, где в одном селе... существовала бе..толковейшая чере..полосица. (С.-Щ.) 8. Звенит колокольчик, ни ..ги не видать. (Н.) 9. Всё было разбросано и в бе..порядке. (Д.) 10. Ни..кие бе..конечные камыши тянулись до самых тор. (Л. Т.) 11. Мне страстно хотелось ра..говориться с нею, ра..спросить её. (Гарш.) 12. В бессмысленных, бесцветных глазах стояли светлые слезинки. (Бун.) 13. Подмастерья получали ра..чёт каждую неделю. (Вер.) 14. Исчезают последние клочки снега в лесу. (Пришв.) 15. Этот бе..страстный, похожий

на камень человек говорит только о том, что делает. (Гл.) 16. ..дешняя растительность такая же чахлая, как и везде на побережье моря. (Аре.) 17. Очередной залп японцев, ра.,читанный на прежнюю скорость миноносца, пролетел мимо. (Степ.) 18. Приходилось повторять одно и то же бе..чётное количество раз. (Баб.) 19. У храбрых есть только бе..смертие. (Сим.) 20. В эти дни повсюду в тайге ра..цвёл шиповник. (Аж.)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя ударения.

Р..здать, р..зданный, р..злить, р..злив, р..зыграть, р..зыгр:ыш, р..зыскать, р..зыск, р..зыскной (от Р..ЗЫСК), развалиться, р..звальни, расписание, р..спись, распустить, р..спуск, расплескать, р..сплеск, р..списать, расписка, р..списной, р..сыпать, р..сыпи, р..сыпной, р..сказать, р..сказни.

Упражнение 6. Выпишите из орфографического словаря русского языка по нескольку примеров на все случаи употребления приставок лре- и при-.

Упражнение 7. Составьте предложения с данными словами.

Пребывать, перебывать, прибывать; предать, передать, придать; предел, передел, придел; преемник, приёмник, восприемник; преступать, переступать, приступать; преходящий, переходящий, приходящий.

Упражнение 8. Объясните значение данных слов. Подберите для каждого глагола соответствующий контекст.

Презреть, призреть; преклонить, приклонить; претворить, притворить; преуменьшать, приуменьшать.

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Понятна мне времён превратность, не пр..кословлю, право, ей. (П.) 2. Никакие мольбы не могли пр..клонить его к отсрочке. (Г.) 3. Я решился предоставить всё выгоды Грушницкому. (Л.) 4. Есть камень пр„ткновения, который решительно не берёт ни смычок, ни кисть,

ни резец. (Герц.) 5. Все мальчики засмеялись и опять пр..умолкли на мгновение. (Т.) 6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр..ставился. (Н.) 7. Всё во мне волновалось от какого-то нового, необъяснимого ощущения, и я не пр..увеличу, если скажу, что страдала, терзалась от этого нового чувства. (Д.) 8. Словно ребёнок, я плескался в воде, пр..даваясь наивысшему наслаждению. (Ч.) 9. Несмотря на причудливые и непонятные обороты, я отлично схватил сущность того, что говорил об отце Тыбурций. (Кор.) 10. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр. .клоните слух. (Бл.) 11. Наши детские выходки и пр..грешения он воспринимал очень остро. (Вер.) 12. Послы приблизились и на ковре пе-

ред тронными ступенями пр..клонили колени. (А. Т.) 13. Пр. .следование представлялось бесполезной тратой времени. (Аре.) 14. Ел Мирон Лукич разборчиво, пр..вередливо. (Фед.) 15. Стало ясно, что автор придал своему герою черты нежизненные, неправдивые,

пр. .украсил его. (Никул.) 16. Те немногие минуты, которые были нужны для преодоления этого пространства, показались прапорщику вечностью. (Степ.) 17. Пока дошли до стана,

знания Артёмки преумножились во много раз. (Марк.) 18. Ободранная о ледяной наст, закопчённая одежда превратилась в лохмотья. (Кож.)

Упражнение 10. (Повторение.) Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Об..емлет ужас печенегов. (П.) 2. Чичиков стал пр..мечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пр..сильными толчками. (Г.) 3. Там, где горы, убегая, в светлой тянутся дали, пресловутого Дуная льются вечные струи. (Тютч.) 4. Успех пр..взошёл мои

ожидания, и я должен был пр..кратить поиски новых бабочек. (Акс.) 5. Неиз..яснимая тишина западает в душу. (Т.) 6. Бе..конечные войны во.-высили Наполеона;

они же ни..вергли его. (Черн.) 7. Каштанка с..ела много, но не наелась, а только оп..янела от еды. (Ч.) 8. Мальчик дёрнул деда за рукав, и его лицо совершенно преобразилось. (Кор.) 9. Улица корчится без..языкая, ей нечем кричать и разговаривать. (М.) 10. Мы не имели преимуществ в быстроте хода. (Н.-П.) 11. После этого стрелки стали в..ючить коней. (Аре.) 12. Эта женщина презирала не только меня, но и мою мать. (Гл.) 13. Старик, ра..стелив халат, мирно спал под деревом. (Фад.) 14. Настя прихлопнула за собой калитку и исчезла. (Леон.) 15. Люди скинули полушубки, ра..стегнули ватники. (Чак.) 16. Часовой преградил ему дорогу. (Ш.) 17. Он так и не нашёл из..яна в обороне,, (Буб.) 18. Деревянные домики, пр..жимаясь к земле, пр..таились за длинными заборами. (Рыб.)

Подготовленный диктант

Подготовиться писать диктант по данному тексту.

    Серенькое, тусклое осеннее утро. Низкие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срываются с веток листья, беспомощно крутятся в воздухе и падают на землю. На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжёлых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают эти прекрасные ягоды. Сверхинтересное зрелище представляет собой расположившаяся на рябинах стая дубоносов. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и преогромный толстый клюв. Таким клювом птица может раскусить даже самую твёрдую косточку и съесть ядро. А вот пролетела в небе стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полёта. Перелётные птицы чуют скорый приход холодов и торопятся в тёплые края.

     Но когда приходит весна, лес вновь наполняется птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце принимается согревать озябшую землю. Под тёплыми солнечными лучами снег превращается в воду, которая обильно увлажняет землю. Солнце продолжает греть, и вот уже на пригорке совсем сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли,

пробудили слабые побеги растений.

   Во все стороны разбегаются и расползаются беспокойные козявки и жучки. Белая бабочка порхает в воздухе, старается отыскать первые цветы и смолистые почки. На самом припёке бугорка одиноко глядит золотой глазок мать-и-мачехи. Залюбуешься на первую зелень

весны и невольно припомнишь жестокие вьюги и метели, которые преследуют одинокого путника зимой.

                                                                                                                                                      (По Н. Минху.)

Использованная литература

1. Д.Э.Розенталь.  Сборник упражнений по русскому языку: М., «ОНИКС 21 век»

«Мир и Образование», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)».

«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)»....

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...