Урок по теме «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме  «Имя существительное как часть речи»                                                                        

       ЦЕЛЬ: Способствовать повторению основных грамматических признаков   существительного / род, число, падеж / и типов склонения с делением существительных на собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

               Содействовать умению определять синтаксическую роль существительных в художественных текстах.

Способствовать воспитанию любви к родной природе, к своему краю, к художественной литературе.

Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ученики!

Что несут они в портфелях?

Книги, ручки, дневники.

Как вы сделали открытие?

Это удивительно!

Помогло нам всем ответить

Имя существительное.

                  Наглядность: фотография осеннего пейзажа, картина Левитана, презентация «Осень Пушкина», выставка книг со стихами русских поэтов о природе, музыкальное оформление «Осень 4» Пушкина.

                                             ХОД УРОКА

            Учитель: Здравствуйте, ребята. На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы и запишите эпиграф к уроку. Мы начинаем изучать раздел « Морфология ».

            Фронтальный опрос: 1.Что такое лингвистика?

  1. Наука о языке.

2.  Из каких разделов она состоит?

  1.    Лексикология.
  2.    Фразеология.
  3.     Фонетика
  4.     Грамматика \ наука о  строе языка, которая делится на две части: морфология и синтаксис/
  5.     Стилистика
  6.     Орфография \ свод правил написание слов\
  7.     Пунктуация
  8.     Орфоэпия.

                                3.В каких разделах лингвистики изучается слово?

  1. В лексикологии, фонетике, морфологии.

4.Что изучает морфология?

-Части речи.

5. Что такое часть речи?

- Группа слов , объединяемая определёнными признаками, свойственными всем словам этой группы.

6. Какие признаки лежат в основе деления слов на части речи?

  1. Значение слов, его изменяемость по падежам, числам, родам, лицам, временам.
  2.  Синтаксическая роль.
  3. Смысловой вопрос.
  1. Сколько частей речи в русском языке?
  2. Назовите самостоятельные части речи.
  3. А какие части речи относятся к служебным?
  4.  Как можно узнать имя существительное в тексте?

- По морфологическим признакам.

  1. Назовите их.

  1. Склонение, род, собственное, нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое.

 II   Работа с эпиграфом:  прочитать.

 Вопрос:     О чём говорится в эпиграфе?

 III  Объявляю цель урока:   Сегодня мы закрепим полученные в 5-ом классе знания по данной теме. Вспомним морфологические признаки существительного, синтаксическую роль, а работать будем на материале стихов русских поэтов, воспевающих русскую осеннюю природу, где надо вслушаться и всмотреться, чтобы увидеть её величие и красоту.

  IV Работа с эпиграфом у доски.

                 Задание: выписать существительные I склонения и  II склонения,     определить род, число, падеж, собственное или нарицательное, подчеркнуть их как члены предложения.

                   Учитель: Вы уже много знаете об этой части речи. В этом учебном году ваши знания пополнятся по данной теме.

                    V Работа с учебником \ чтение и анализ параграфа\

                     VI Работа у доски по карточкам. Синтаксический разбор следующих  предложений:

                   Стоит туман на нивах пожелтелых,

                   Колышется мгновений ветра свист. /Пов. Нев. 2гр. Осн.  БСП\

                   Задание: Выписать существительные , сделать морфологический разбор.

                     -Туман- нарицательное, неодушевлённое, 2-е склонение, муж. род,        ед. число, и.п.     (что?) туман (подлежащее)

  1. Нивах- нарицательное, неодушевлённое,1-е склонение, жен. род, ед. число, (где?) на нивах (обстоятельство)
  2. Ветра  - нарицательное, неодушевлённое , 2-е склонение, муж. род, ед. число, р. падеж  (чего?) ветра ( доп )
  1. свист -   нарицательное, неодушевлённое, 2-е склонение., муж. род, ед. число и. падеж  (что?) свист (подлежащее)

                    Прослушивание карточек, рецензия ответов.

     VII Закрепление.  

     1.  Самостоятельная работа : вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

     2.  П...ля, х...лмы, хр...нители т...ш...ны, с н...бес, з...ря, с...яние,

              зн...комые дубравы.

2.Синтаксический разбор предложения.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой. \ Пов. Невоскл., ССП\

    Работа с учебником: выполнение упражнения № 317, взаимопроверка.

  1. Работа с перфокартой, задание: определить склонение существительных.

Заря, осень, тишина, туман, лист, тень, свирель, поле,нива, ночь, шёпот, дубрава, любовь, ручей, тишь.

Проверка перфокарт у слабых учащихся.

  1. Работа в группах. Игра « Кто больше?» \9мин\

Написать 25 слов с гласными О,Е после шипящих в окончаниях имён существительных.

  1. Слово учителя: Да, существительные — интересная часть речи, их роль в предложениях очень велика , оно может состоять только из одного слова, но при этом будет нарисована целая картина, например:

Утро. Рассвет. Тишина. Чёрное озеро. Белые лилии.

- Как эти предложения называются?

- Назывные, односоставные.

- Как вы думаете, в каких стилях употребляются существительные?

- В различных стилях речи.

- Верно, талантливые русские поэты умело используют существительные, рисуя целые картины, например:

              ...Вот уж по Тверской

                 Возок несётся чрез ухабы.

                Мелькают мимо будки, бабы,

                Мальчишки, лавки, фонари,

                Дворцы, сады, монастыри,

                 Бухарцы, сани, огороды,

                 Купцы, лачужки, мужики,

                 Бульвары, башни, казаки,

                 Аптеки, магазины моды...                

               Задание: Найти имена одушевлённые существительные, указать, какими членами предложения они являются. Сколько всего здесь имён существительных?

        VIII Выборочный диктант. Из стихотворения Рыленкова выписать

  существительные, указать непостоянные признаки первых пяти существительных.

                Учитель: Наша русская природа очаровывала не только поэтов, но и художников. Перед вами известная картина Левитана «Осень» , о которой вам расскажет учитель рисования .\ 5мин\

          IX     Творческая работа. Написать мини-сочинение на тему « Осень», употребив как можно больше существительных \ 1-2ая группы\, а 3-я -написать 7 словосочетаний , существительное+прилагательное, существительное+ существительное.  

                  Прослушивание сочинений, обсуждение.

               X   Что повторили на уроке?

                     -Какие морфологические признаки существительного неизменные?

  1. А что изменяется?
  2. Какими членами предложения являются существительные?

     

                             Домашнее задание : параграф №  36, упражнение№318, 321.ё  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".

Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....