Конспект урока по русскому языку в 10 классе "Употребление разделительных Ь и Ъ знаков"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Бардачева Анжелика Сергеевна

 Конспект урока по русскому языку в 10 классе "Употребление разделительных Ь и Ъ знаков" позволит расширить знания об употреблении данных знаков в речи, покажет, что существуют определенные правила употребления букв на письме,  поможет полученные знания применить на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_upotreblenie_i_znakov.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Тема урока «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь ЗНАКИ»

Учитель: Бардачева Анжелика Сергеевна

МБОУ «Центр образования №3», г.Норильск, район Кайеркан, Красноярский край

ЦЕЛИ УРОКА:
1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.
2. Развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Компьютерная презентация
2. Интерактивная доска, проектор
3. Тексты для индивидуальной и парной работы
4.  Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа
2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)
3. Представление компьютерной презентации
4. Индивидуальная и парная работа на местах
5. «Занимательный русский язык» (стихотворение о Ъ и Ь; сведения об истории возникновения знаков).

                                                            ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Давайте определим свое настроение, настрой на работу:  отличное, хорошее, плохое.

Озвучивание правил на уроке:

  1. Правило 1 микрофона -  это означает смотреть на говорящего и не перебивать его.
  2. Правило активной позиции: каждый из вас в классе важен, каждый имеет право высказаться.
  3. Право на молчание. Если из вас кто-то не хочет участвовать в обсуждении каких-либо вопросов, в силу собственных соображений, вы можете отказаться.
  4. Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность.
  1. Орфоэпическая разминка.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я речи русской не люблю.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения

 закУпорить, плесневЕть, курЯщий, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, кровоточИть, балОванный, красИвее.

Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший.

Например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Уважаемый наш сэр,

Посетите диспансЕр.

Не влезешь в шорты,

Если будешь есть одни тОрты.

Снова бегемот

Сломал нефтепровОд.

  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)

В стране Русский Язык,
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
У одного хохолок на голове,
А другой лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Младший брат весельчак и добряк.
И зовётся он Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен.
И всегда во всём послушен!
Старший брат строг и суров,
Не говорит много слов.
И во всех он делах упёртый!
И зовётся он Знаком Твёрдым.
Но живут вместе братья дружно,
Не встают в те слова, где ненужно!
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах не мешают.
Если ты эти правила будешь знать,
То учёба пойдёт на «пять»!
Слово учителя.

Как  вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие,  чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.

Класс делится на 2 группы: девушки («Фанаты Ь знака»), юноши («Фанаты Ъ знака»)

 Предлагаю творческое задание: каждая из команд должна пофантазировать и объяснить, кто главнее Ь или Ъ знак, почему?

Занимательная лингвистика (выступление ученицы об истории Ъ и Ь знаков)

  1. Объяснение нового материала

Слово учителя.

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью). В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь ( ш, ж в русском языке всегда твердые). Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

Он очень вежлив, мягкий знак!

Не любит споров он и драк:

Он всем старается помочь!

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

Он в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте!

Поешь – поешьте!

Исправь – исправьте!

Оставь – оставьте! –

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

Чтобы правильно употреблять эти знаки, существуют определенные  правила.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

  1. Не обозначают звука.
  2. Не допускают слияния гласного и согласного.

Ь

Разделительный Ь знак пишется

  1. Ь для  обозначения мягкости согласных,
  2. Ь после шипящих для разграничения грамматических форм,
  3. Ь перед гласными  е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)
  4. В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Ъ

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными

 е, ё, ю, я,

1.  после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)

  1. в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)
  2. Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

- на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);

- в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);

- в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)

Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ДЛЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

  1. В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).
  2. В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).
  3. В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).
  4. Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).
  5. В наречиях (сплошь, настежь)

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

  1. В частицах (лишь, ишь, вишь).
  2. В середине числительных  50-80, 500-800.
  3. В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)

Ь перед гласными  е, ё, ю, я, и

- в корне (обезьяна, интерьер)

- в иноязычных словах (бульон, компаньон)

Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !

  1. В существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. (гараж, камыш).
  2. В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)
  3.  В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)
  4. В сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ
  5. В сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация)
  6. Между двумя мягкими Л (иллюзия)

  1. Закрепление нового материала.

Работа у доски. Вставьте пропущенные буквы. Комментарии.

Горяч, дочь, обжечься, кулич, мелочь, сплошь, уж, фальшь, вскачь, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, тягуч, январский, платеж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, еж, испечь, ералаш, невтерпеж, ночь, ветви, клянчить, срежь, бричка, щелочь, брошь, хрящ, с плеч, хорош, назначьте, срочный, свечка, бережешься, куч, замуж, пильщик, плющ, наотмашь, горяч, молодежь, сторож, трехъярусный, субъект, сверъестественный.

Задание. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

А) Дочь рыбака, пожилой врач, чай горяч, питаешься плохо

Б) Мяч для волейбола, спрячешься в траве, надеешься на успех, выйти замуж

С) Идти прочь, пробежишься по стадиону, полевая мышь, жечь костер

Д) Сжечь мусор, чертеж студента, открывать двери настежь, громкий плач

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

А) Разъемный, безъядерный, изголовье

В) Въезжающий, изъятый, межэтажный

С) Съемный, объектив, двухъярусный

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.                 Чтобы закрепить ваши знания,

Задаю домашнее задание.

Придумать лингвистическую сказку по теме.

Правило одного  микрофона:

 смотреть на говорящего и не перебивать его!

Правило активной позиции: каждый из Вас в классе важен,  каждый имеет право высказаться!

Правило взаимного уважения:

уважительное отношение ко всем без исключения; глупых вопросов не бывает, каждый вопрос имеет свою ценность!

  1. Правило активной позиции: каждый из вас в классе важен, каждый имеет право высказаться.
  2. Право на молчание. Если из вас кто-то не хочет участвовать в обсуждении каких-либо вопросов, в силу собственных соображений, вы можете отказаться.
  3. Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Разделительные Ъи Ь"

Данный конспект урока представляет собой подробную программу на основе технологии модерации. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся я на протяжении урока  сформировала малые груп...

Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Разделительные Ъ и Ь»

Теория и практикум темы "Разделительные Ъ и Ь"...