Презентация "Лексика"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Точилова Галина Александровна

Данная презентация предназначена для повторения материала в старших классах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКСИКА Лексические нормы литературного языка

Слайд 2

ЛЕКСИКА Лексическое значение слова о монимы синонимы а нтонимы п аронимы ф разеологизмы

Слайд 3

Лексическое значение прямое , т.е.основное значение Золотое колье переносное, т.е. вторичное значение, основанное на основе прямого и связанное с ним по смыслу Золотые руки

Слайд 4

ОМОНИМЫ Слова одной части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению Натянуть тетиву лука – посадить лук

Слайд 5

СИНОНИМЫ Слова, различные по звучанию, но близкие по значению Стилистические Очи, глаза, зенки Текстовые, или контекстные Зубр, животное

Слайд 6

АНТОНИМЫ Слова, противоположные по лексическому значению Правда - ложь Контекстные антонимы – слова, имеющие противоположное значение только в данном тексте

Слайд 7

ПАРОНИМЫ Слова, имеющие похожее звучание и написание, разные лексические значения Дипломат - дипломант

Слайд 8

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Намылить шею = наказать

Слайд 9

Типы лексических ошибок Неправильное или неудачное употребление слова, фразеологизма (в том числе употребление слова или фразеологизма в несвойственном ему значении), ошибки в употреблении синонимов и паронимов , неудачное и неуместное употребление стилистически окрашенных и эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов: диалектных, просторечных , разговорных. Нарушение лексической сочетаемости . Употребление лишних слов, в том числе плеоназм . Неоправданное использование анахронизмов . Неоправданное употребление рядом или близко однокоренного слова . Неоправданное повторение слова, выражения . Неудачное употребление местоимений (из контекста должно быть ясно, какое существительное заменяется местоимением), приводящее к абсурдности, комизму высказывания . Бедность и однообразие синтаксических конструкций . Отсутствие связи между предложениями.