Рабочая программа кружка “От простого к сложному” для учащихся 8-9 классов на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Рудинская Марина Владимировна

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную  морфологическую или синтаксическую структуру для выражения данного внеязыкового  значения?» Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность  занятий по данному курсу.

Предлагаемая программа занятий строится с учетом  требований Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов  С.И.Львовой, В.В.Львова.

Занятия предполагают как повторение, обобщение и систематизацию изученного по синтаксису и пунктуации в 8-9 классах, так и работу с новыми темами и источниками.

Цель программы – формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической концепции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Задачи программы:

  • Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые   и коммуникативные умения и навыки  учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
  • Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала,  сформированность пунктуационных умений и навыков);
  • Познавательную (содержат новую для учащихся информацию);
  • Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
  • Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

Программа кружка «От простого к сложному» рассчитана на 35 часов. Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой,  члены кружка не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе русского языка, но и смогут "взглянуть на язык как бы со стороны", разобраться в его  сложной системе.

Количество занятий: 35 часов (35 занятий по 45 минут).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

“Лицей №1 ”

г. Южно-Сахалинск

Рассмотрено

на метод. объединении

05/09/2012

“Утверждаю”

Директор МБОУ “Лицей №1”

г. Южно-Сахалинск

Рабочая программа

кружка “От простого к сложному”

для  учащихся 8-9 классов

на 2012-2013 учебный год

Разработчик программы

учитель русского языка и литературы

Рудинская М. В.

2012-2013


Пояснительная записка

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную  морфологическую или синтаксическую структуру для выражения данного внеязыкового  значения?» Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность  занятий по данному курсу.

Предлагаемая программа занятий строится с учетом  требований Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов  С.И.Львовой, В.В.Львова.

Занятия предполагают как повторение, обобщение и систематизацию изученного по синтаксису и пунктуации в 8-9 классах, так и работу с новыми темами и источниками.

Основная цель занятий – формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической концепции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

- повторение и обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

- закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;

- совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

- обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

 - формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

- знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных языковедов.

Занятия выполняют следующие функции:

Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые   и коммуникативные умения и навыки  учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала,  сформированность пунктуационных умений и навыков);

Познавательную (содержат новую для учащихся информацию);

Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

Содержание занятий

1.Что изучает синтаксис? (Синтаксис как раздел науки  о языке) (2ч.)

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке. Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские лингвисты, внесшие вклад в развитие синтаксической науки.

2. «А все-таки какая она хорошая!» (Русская пунктуация как система) (4ч)

Краткие сведения из истории русской  пунктуации.

Принципы русской  пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

3. «Это непростое простое предложение» (Простое предложение как синтаксическая единица)  (2ч)

Отличие предложения от других синтаксических единиц. Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию.

Значение, строение и функции предложения.

4. «Какой из главных членов предложения главнее?» (Главные члены предложения) (2ч)

Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

5. «Бывают ли обстоятельственные определения?» (Второстепенные члены предложения) (3ч)

Постановка вопросов к второстепенным членам предложения.

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая? или где?)

Приложение. Разряды обстоятельств.

Синтаксические функции инфинитива.

6. «Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения?» (Односоставные  предложения. Неполные предложения) (3ч)

Особенности грамматической основы в односоставных предложениях. Типы односоставных предложений. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений.

Роль односоставных предложений в тексте.

7. «Чем может осложняться простое предложение?» (Осложненное простое предложение) (1ч)

Способы осложнения простого  предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненных  простых   предложений.

8. «Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?» (Однородные члены предложений) (2ч)

Признаки однородных членов предложения. Грамматические нормы при употреблении однородных членов.

Изобразительно-выразительные возможности однородных членов.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными  членами.

9. «Что такое обособление?» (Обособленные члены предложения) (3ч)

Обособление причастных и деепричастных оборотов. Разграничение между уточнением и пояснением. Функции союза или.

10. «Чем отличаются вставные конструкции от вводных?» (Вводные слова, словосочетания, предложения) (2ч)

Функции вводных  слов  и предложений. Разграничение вводных слов и омонимичных им конструкций. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными единицами.

Вводные единицы как выразительное средство.

11. «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) (1ч)

Функции обращения: призывная оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

12. «Камень преткновения» (Конструкции с как) (2ч)

Синтаксические позиции, вводимые словами как, будто, словно, точно и др.

Отличие сравнительного оборота от придаточной сравнительной части.

Особенности постановки  знаков препинания  в конструкциях с как, будто, точно, словно и др.

Сравнительные конструкции как выразительное средство.

13. «От простого к сложному» (Сложное предложение) (4ч)

Определение частей в сложном предложении.

Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.

Средства связи разных типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении.

Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора сложных  предложений.

14. «Кто говорит?» (Чужая речь) (3ч)

Способы передачи чужой речи.

Составляющие диалога. Диалогическое единство.

Правила речевого этикета. Диалог и монолог.

Пунктуационное оформление диалога.

15. «Что нам стоит текст построить!» (Текст как синтаксическая единица) (2ч)

Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются синтаксические возможности простого и сложного предложений.

Классификация текстов.

Основные признаки текста.

Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

Ожидаемые результаты

В результате изучения материалов занятий учащийся должен знать:

- Строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

-типологию простого   и сложного предложений, типологию сказуемого, второстепенных  членов  предложения, односоставных предложений;

- виды чужой речи;

- признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

- основные правила постановки знаков препинания  в простом, в сложном предложении, в предложениях, передающих чужую речь;

- выдающихся ученых-лингвистов.

Должен уметь:

- производить синтаксический  и пунктуационный  разбор простых и сложных предложении, предложении с прямой речью;

- правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

- пользоваться дополнительной научно-популярной, справочной литературой.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Количество часов

1

Синтаксис как раздел науки  о языке

2

Выдающиеся русские лингвисты

3

Из истории русской  пунктуации.

Принципы русской  пунктуации.

4

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания.

5

Пунктуация и интонация.

6

Выразительные возможности пунктуации.

7

Простое предложение как синтаксическая единица

8-9

Главные члены предложения

10-11

Второстепенные члены предложения

12

Синтаксические функции инфинитива и номинатива

13

Особенности  строения односоставных предложений

14

Особенности значения односоставных предложений

15

Особенности функционирования односоставных предложений

16

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненного простого   предложения

17-18

Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах

19-21

Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных  членах предложения

22-23

Вводные единицы: значение и функционирование

24

Вырази тельные возможности обращений

25-26

Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях с как

27

Определение количества частей в сложном предложении. Синонимия разных типов сложных предложений

28

Разграничение омонимичных союзов и союзных слов. Разграничение типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении

29

Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении

30

Построение графических схем сложных  предложений. Трудные случаи синтаксического разбора сложных  предложений.

31

Диалог и монолог как форма речи

32

Понятие о диалогическом единстве

33

Трудные случаи постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге

34-35

Текст как синтаксическая единица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.

Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...

Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год

В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»

Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Умелые руки» по технологии для учащихся 5-8 классов

Программа кружка по технологии для учащихся 5-8 кл....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018

Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.  Прог...

Рабочая программа кружка «Танцуй красиво» для обучающихся 2-х - 5 –х классов на 2020 – 2021 учебный год

Программа адресована обучающимся ­­­2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....