Система повторения при подготовке к ГИА
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Задания для повторения к ГИА: безударные гласные, чередующиеся гласные, правописание приставок и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система повторения в процессе подготовки к итоговой аттестации

Слайд 2

вступление Из каких составных частей складывается подготовка к экзамену ? Во-первых усвоение программного материала. Осознанное и систематическое выполнение программных требований закладывает у учащихся основную базу знаний, умений, навыков. Во-вторых, если такой экзамен появился, на многих уроках русского языка, стилистики и литературы стали отводиться специальные упражнения, готовящие учеников к сдаче экзамена. Данные упражнения разделила на три группы. Упражнения, направленные на совершенствование орфографических, пунктуационных навыков, на развитие речи. Соответственно в связи с изучаемыми темами я включаю те или иные специальные задания, тесты .

Слайд 3

Гласные буквы согласные буквы Ь, ъ знаки Слитно, раздельно, через дефис Большая и маленькая буква Перенос слова Безударные гласные Оглушение и озвончение согласных, произносимые как один звук Разделительные Ь, ъ знаки Слитное, раздельное, дефисное написание приставок, суффиксов Большая буква в начале текста, предложения, цитаты Правила переноса слов После шипящих и ц Непроизносимые согласные, сочетания Обозначение мягкости согласного с помощью ь Слитное, раздельное, дефисное написание сложных слов Большая буква в именах собственных и названиях Гласные после мягких и твёрдых согласных Двойные согласные Ь после шипящих Слитное и раздельное написание не и ни Буква э в слове Согласный й Обозначение мягкости согласных Ы, и после приставки на согласную

Слайд 4

" Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" бегом – бег больной – боль босиком – бос выпилить – пилит вечера – вечер ворсистый – ворс выпевать – петь единичный – единый завинтить – винт зазеленеть – зелень заострить – острый заселить – селят кашевар – каша коренья – корень короткий – короток крепление – скрепка лекторий – лектор локтевой – локоть лосиный – лось меблировать – мебель методика – метод наградной – награда обделить – делит облениться – лень ограненный – грань оправдаться – правда переместить – место побелить – побелка побережье – берег повертеть – вертит покаяние – каяться понизовье – низ породить – род раскрошить – крошка скривить – криво скрипеть – скрип спина – спинка трава – травы трепетать – трепет трепетать – трепещет упросить – просьба фрахтовать – фрахт хлопотливый – хлопоты хлопотливый – хлопочет

Слайд 5

"Непроверяемые безударные гласные в корне слова А агрегат авторитет академия анекдот атрофировать акватория Б базар балалайка баланс барабан батальон белена бензин бетон бюрократ В вагон варежка вентиляция веретено вестибюль ветчина визит винегрет внезапный Г газон гараж герань гигиена гимнастика гипотеза гобелен Д девиз деспотизм диета И инженер интеллигенция интервал инцидент истина К капуста католицизм клевета корабль корова корпорация Л лаборатория лебедь литература М магазин марсианин медицина мелодия миниатюра миниатюрист морковь Н некролог непроницаемый никотин О обаяние одеколон одолевать окоченение оригинальный П периферия пехота пластилин подражать (делать, как другие) поколение помидор портрет потолок предостерегать президент препятствие привилегия провинция проповедь простор С свобода соратник стипендия стремиться Т таможня треволнения Тунеядец У устремить Ф фанатик фривольный Э экспедиция эксперимент эликсир эстакада эталон

Слайд 6

Чередование гласных "о" и "а" в корнях слова В корнях с чередованиями -кос-/- кас - и -лаг-/-лож- пишется "а", если за корнем следует суффикс -а- (касаться – прикосновение; излагать – изложение). В корнях с чередованиями --гор-/- гар - без ударения пишется только "о« гореть – загар). Запомните исключения: выгарки, изгарь, пригарь. В корне с чередованием - зар -/- зор - без ударения пишется только "а" (заря – зори). Запомните исключения: зорянка , зоревать. В однокоренных словах стречаются чередования - раст -/- ращ -/-рос- (растение). Запомните исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Слайд 7

Чередование гласных "е" и " и " в корнях слова Образование совершенного и несовершенного вида у некоторых глаголов происходит путем чередования ир – ер. Правописание гласной "и" или "е" следует проверять с помощью следующей за корнем гласной: если после " р " следует "а", то в корне пишется "и" (умереть – умирать). Такая же закономерность наблюдаются в корнях -жег-/-жиг-, -стел-/- стил -, - блест -/- блист - (жёг – зажигал). Следует помнить, что в корне - чит - пишется "и", если после него следует «а» (почитать). Исключением являются слова: сочетать, сочетание. Корни с чередованием а(я) – им, а(я) – ин: данное чередование при образовании совершенного и несовершенного видов наблюдается, если после корня следует суффикс "а" (сжать – сжимать, снять – снимать, начать – начинать).

Слайд 8

"Чередование гласных о и а в корнях слова". коснуться темы касаться рукой каста неприкасаемых косвенное доказательство коснуться щеки легкое касание легкое прикосновение неприкосновенный запас неукоснительно соблюдать правила прикасаться к проводам прикоснуться к цветку провести касательную руки соприкоснулись соприкасаясь руками соприкоснувшись рукавами это тебя не касается

Слайд 9

"Чередование гласных о и а в корнях слова". безотлагательные меры вложить душу возлагать надежды возложить ответственность доложить начальнику излагать содержание изложить содержание имя прилагательное написать изложение неотложная помощь низложенный монарх низложить короля облагать налогом подложить свинью полагаться на случай полностью выложиться предлагать помощь предложить помощь предполагаемый срок прилагать усилия приложение к учебнику приложить усилия пролог пьесы проложить дорогу располагать к себе людей сделать предложение сделать предположение слагаемые успеха слагать с себя ответственность сложить полномочия удобное местоположение уложиться в срок

Слайд 10

"Чередование гласных о и а в корнях слова". антипригарное покрытие быть в угаре выгореть на солнце гореть на работе двигатель внутреннего сгорания загорать на пляже загорелый мальчик костер разгорается перегорели пробки пирог подгорел привкус гари приютить погорельцев разгорелась заря ровный загар самопроизвольное возгорание сильный угар угарный газ угореть в доме черная гарь

Слайд 11

Чередование гласных о и а в корнях слова". буйная растительность взрастить зерно возросший интерес вырастить кукурузу выращенный урожай выращивать цветы зарастать травой заросли черемухи зеленый росток молодая поросль морские водоросли наращивать темпы неблагополучный подросток отраслевой институт отрасль промышленности подросший щенок пойти к ростовщику почтенный возраст приращение капитала проросшие клубни расти большой растущий организм ребенок вырос редкое растение Ростислав Иванов Ростов Великий слыть недорослем срастающийся перелом сросшиеся деревья

Слайд 12

"Чередование гласных е и и в корнях слова". блеснуть знаниями блестеть на солнце блестящее выступление блистательная речь блистательный актер блистать красноречием блистающий мир возжечь пламя выжег крамолу выжигать по дереву выстилать соломой жёг бумаги зажечь свет зажигательный танец зажигать свет застилать постель новая зажигалка обжёг руку обжигающий ветер подстелить соломку постелить простыню проблески мысли разжёг костер разжигать костер расстелить скатерть расстилается туман расстилать сети сжечь еретика сжигать бумаги стелется туман стелить постель

Слайд 13

Правописание постоянных приставок". ПО- поехал полетит поездка покупать поседеть поредеть повезти посолить повремени побороть ПОД- подписать подводить подкрепит подстроит подговори подтопить подсолить подвезти подсластит подгадать ПРО- проводка провожать пропуск проверять продавать промочить проголодаться протопить пролетать проговори ЗА- записать запускать заводить закрывать закрепить завалить закусить затопить завернуть засолить ОТ- отпустить отдавать отдуваться отговорить отделить оттаять откусить отломить отделиться отжать НА- насыпать надуть навеять напустить наговорит насолить наследить насладить наколоть наломать

Слайд 14

Дидактический материал подбираю из многих источников: из журналов «Русский язык в школе», из Интернета, из «Репетитора по русскому языку». Носят они дифференцированный характер. Например: Приставки перед звонкой – з , перед глухой –с. Вставьте пропущенные буквы Бе .. брежный И..тратить Ра..писать Бе ..вкусный Бе ..человечный Во..кликнуть Бе ..шумный И..пытать Ра.. цветать ..делать .. десь Ра..писание Бе .. заботный Ра..красить Бе ..конечный И.. чезать

Слайд 15

Приставки на – з,-с Во.хождение на гору, во.произвести текст, ра.счётный счёт, во.растной ценз, чере.чур много, ре.кий тон, во.полнить пропущенное, во.седание на престоле, бе.граничное доверие, .двинутые шкафы, воз.вание , бе.конечное нытьё, ра.формировать полк, воспылать любовью, и.тратить деньги, бе.смысленный спор, чре.мерный восторг, бе.чётное количество, и.коренить недостатки, бе.брежное море, и.сякший источник, ни.посланная милость, бе.перспективный план, ра.паковать вещи, ни.провергать , .держать слово, ра.жечь костёр, ни.падать на плечи, бе.ветренный вечер, прои.шедший случай, бе.форменная масса, ни.ринуться с обрыва, бе.жалостный поступок, ра.сердиться на сына, бес.мертный дух, бе.вкусная обстановка, бе.срочный отпуск, во.питать ученика

Слайд 16

"Правописание приставок пре-, при-". В данных примера приставка при- имеет значение приближения, присоединения, близости. прибыть приблизить прибежать приобрести приморский пристанционный привокзальный пришкольный приехать присоединить присоединиться приблизиться приползти прикатить присовокупить Приближенный В данных примерах приставка при- имеет значение постепенного доведения действия до конца. прибить (гвоздь) приучить приохотить приручить приманить придумать привыкнуть приколотить привинтить прикрутить приклеить пригвоздить В данных примерах приставка при- имеет значение неполного действия. приуныть присмиреть прикрыть приоткрыть привстать присесть прилечь приостановиться пригореть приподнять примолкнуть приспустить привять притормозить

Слайд 17

Пр.данье старины глубокой, пр.дел мечтаний, пр.дать форму шара, пр.дел в храме, пр.дать свою мечту, пр.подать урок, пр.дать блеск поверхности, пр.падать к плечу, пр.зирать негодяя, пр.клонить ветки, пр.зреть бездомных детей, пр.клонить колени, пр.ходящий момент, пр.светлый образ, пр.ходящая няня, пр.скорбный факт, пр.терпеть лишения, пр.емлемый вариант, пр.терпеться к боли, пр . емственность поколений

Слайд 18

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если отсутствует связка и оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже. Следующая станция – Апрелевка. Весенние облака – сказочные чудовища. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Москва – сердце России. Каждый человек – кузнец своего счастья. Фонетика – учение о звуках. Обь – крупнейшая река Сибири. Париж – столица Франции. Март – начало весны. Московский Кремль – выдающийся музей. Пума – дикая кошка. Морская служба – всегда риск. Тамань – самый скверный городишко... Все богачи – скряги.

Слайд 19

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена предложения выражены неопределенной формой глагола. Курить – здоровью вредить. Жить – Родине служить. О решённом говорить – только путать. Грамоте учиться – всегда пригодиться. Опаздывать – значит не уважать окружающих. Учёного учить – только портить. С дураком спорить – зря время терять. Толстеть – значит стареть. С ним говорить – решетом воду носить. Не выехать немедленно – это значит опоздать на поезд. Понять – значит простить. Говорить правду – терять друзей.

Слайд 20

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола. Долг ваш – защищать Родину. Написать письмо – дело простое. Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания. Заставить меня свернуть с избранного пути – дудки! Бастовать – наше право. Наш долг – сохранить урожай. Ваша обязанность – хорошо учиться. Твоё дело – работать! Старательно учиться – это первая ваша задача. Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! Вырастить ребёнка – вот главное твое дело. Работать – вот удовольствие. Вкусно поесть – вот наслаждение! Гулять перед сном – вот здоровая привычка.

Слайд 21

Задание по стилистике Вставьте нужное окончание существительного – ов , -ев, Ѳ. Поезд сошёл с (рельсы)… Этот факт не требует никаких (комментарии)… Производство (носки) на фабрике увеличилось. В уборке приняло участие 20 (добровольцы)… Мне нужно купить пару (чулки)… На мягкой земле видны были следы (сапоги)…, подбитых гвоздями. Под фруктовый сад было отведено 5 (гектары)… Стояли прекрасные здания (санатории)… на высоком берегу моря. В окне, за которым в комнате угадывался домашний сад, на подоконнике росли кусты (помидоры)… Сколько надо заплатить за 6 (килограммы)… огурцов? В окне магазина были выставлены новые модели (ботинки)… и туфель. Деревня была небольшая. Мы увидели лишь 6 домов и несколько (сараи)…

Слайд 22

Вставьте нужное окончание существительного – ов , -ев, Ѳ. В одном купе с нами ехали двое (грузины)… Произошла авария, и 5 (трамваи)… остановились на перекрёстке. Сколько я вам должен за 2 килограмма (лимоны)…? В вазе на столе было 10 (апельсины)… Купи мне, пожалуйста, полтора килограмма (мандарины)… Мне нужно купить лампочку напряжением 220 (вольты)… Климат в Крыму благоприятен для выращивания (фрукты)… В состав республики входит 6 (край)… Тебе никак не обойтись без (валенки)… Отряд партизан состоял из русских, бурят, башкир, казаков и (таджик)… Концерт был бы скучен, если бы не выступление (цыгане)… во втором отделении. Восемь (рулоны)… светло-лиловых обоев пошло на оклейку комнаты.

Слайд 23

Работу, направленную на обогащение словарного запаса учащихся, провожу на этапе повторения, на уроках развития речи. Работа носит индивидуальный, групповой характер. Особый интерес у ребят вызывает работа с перфокартами, которые экономят время на уроке и облегчают проверку работ учителем. Для успешной сдачи экзамена большую роль играют навыки самоконтроля, которые закладываются в начальной школе, а затем развиваются. Для совершенствования самоконтроля я использую такие способы: самоконтроль и взаимопроверка, диктант «Проверяю себя ». Навыки самоконтроля вырабатываются в процессе работы над ошибками.

Слайд 24

Так как одна из частей экзамена – тесты, я тренирую детей, предлагаю задания в виде тестов, чтобы они умели выполнять задания такого типа, не боялись их. Задание для 6 класса

Слайд 25

Выборочное списывание Найди лишнее предложение и спиши его. 1 вариант Не* горе сломило его, а одиночество. Не* приятель отступал под натиском двух армий. Это никакая не* берёза, а ясень. Найди лишнее предложение и спиши его. 2 вариант Придворный впал в не*милость. Не*решительность – главный мой недостаток. Часто его выручает не*опытность, а интуиция. Не*опытность его была видна с первого взгляда.

Слайд 26

проверяем Неприятель отступал под натиском двух армий. Часто его выручает не опытность, а интуиция.

Слайд 27

Подберите к данным существительным синонимы. Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение. непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, негодование, неприятель, несчастье, неволя, неуверенность, нелепость.

Слайд 28

проверяем Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение. неуверенность, нездоровье, неправда, несчастье, неприятель, нелепость неволя, непогода, невнимательность, негодование,

Слайд 29

Тренировочное упражнение №1 Прочитайте. Покажите графически, что все данные предложения сложноподчинённые, определите, какая часть главная, какая – придаточная. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений. Тут только Алёша заметил, что возле попугая ст..яла кровать с белыми зан .. весками . Он бе ..пр.. станно думал о том, что прои ..х.. дило в прошедшую ноч ... Алёша увидел две фарфоровые куклы, которых он вчера не заметил. Другое занятие Алёш.. сост.. яло в том, чтобы к.. рмить курочек. Он сам не зам..чал, как слё .. ки одна за другою выкатывались из его гла ... (По А.Погорельскому)

Слайд 30

Проверяем Тут только Алёша заметил, (что возле попугая ст о яла кровать с белыми зан а весками). Он бе с пр е станно думал о том, (что прои с х о дило в прошедшую ночь). Алёша увидел две фарфоровые куклы, (которых он вчера не заметил). Другое занятие Алёши состояло в том, (чтобы к о рмить курочек). Он сам не зам е чал, (как слёзки одна за другою выкатывались из его гла з) . (По А.Погорельскому) Сделайте вывод. Какое предложение называется сложноподчинённым?

Слайд 31

Тренировочное упражнение №3 Прочитайте. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала сложноподчинённые предложения, а потом сложносочинённые . Составьте схемы всех предложений. Кухарка была вне себя от досады и хотела бежать к учителю но Алёша не допустил её. Я теперь вспомнил что читал в одной книжке о гномах. Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал ещё ни одного слова! Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы. Недель через шесть Алёша выздоровел и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжёлым сном.

Слайд 32

Проверяем Я теперь вспомнил, что читал в одной книжке о гномах. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает похвалы. Кухарка была вне себя от досады и хотела бежать к учителю, но Алёша не допустил её. Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал ещё ни одного слова! Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжёлым сном. Сделайте вывод. Чем различаются сложноподчинённые и сложносочинённые предложения?

Слайд 33

На уроках стилистики работаем над развитием речи. Ведется работа по обогащению словарного запаса учащихся. Основной целью по развитию речи является формирование текстовой компетентности. (1)…(2) Но прочесть по-настоящему – это значит проникнуть в художественную глубину произведений, уловить множество оттенков мысли и чувства автора. (3) Лучшие произведения русской и мировой литературы обладают одним общим свойством - неисчерпаемостью их смысла, художественного содержания…(4) Сколько бы мы ни перечитывали их, мы всякий раз находим новое для себя. (5) Так мы постигаем глубину замысла автора. (6)…

Слайд 34

Прочитайте текст и ответьте на вопросы. А-1 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Я очень люблю читать. Что означает умение читать книгу? Прочесть книгу может любой из вас. Нужно учиться читать книги по-настоящему.

Слайд 35

3. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого (6) предложения в тексте? Я перечитываю книги любимых авторов и всегда рад, что совершаю неожиданное открытие. Наверное, так стремится читать каждый из нас. Но большинство людей, на мой взгляд, сейчас овладевают навыками быстрого чтения, предназначенного лишь для получения необходимой информации. Умению глубоко проникать в суть художественных произведений, умению читать по-настоящему нужно учиться всю жизнь.

Слайд 36

А-3 Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста? прочесть – проникнуть прочесть – значит проникнуть, уловить проникнуть - значит проникнуть, уловить А- 4 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста? простое сложносочинённое сложное бессоюзное сложноподчинённое А- 5 Укажите верную морфологическую характеристику слова их из третьего (3) предложения текста? личное местоимение указательное местоимение определительное местоимение притяжательное местоимение

Слайд 37

А- 6 Укажите значение слова проникнуть в предложении 2. преодолеть препятствия оказаться внутри понять что-либо освоить что-то Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте или прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Объём сочинения примерно 100 слов.

Слайд 38

Комплексный анализ текста (5 класс) Тема: «Словосочетание и предложение» Прочитайте текст и выполните задания. (1)Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на тёмной лазури. (По Л.Н.Толстому)

Слайд 39

Задания Докажите, что перед нами текст. Определите тему и главную мысль текста. Определите стиль текста. Аргументируёте свой ответ. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры. Объясните слово лазурь. Подберите синоним к словам: лиловый, багряный . Укажите номер предложения с однородными членами и произведите его синтаксический анализ. Из предложения 1 выпишите дополнение, выраженное существительным в винительном падеже. Из предложения 2 выпишите именные словосочетания. Из предложения 1 выпишите глагольные словосочетания. Выпишите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением» Из предложения 4 выпишите слово с парной согласной в корне слова. Подберите проверочное слово. Из предложения 3 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слайд 40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Систематизация материала для обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку составлена с помощью текстов из книги Александрова  В.Н. "ЕГЭ.Справочные материалы". Эти l10 занятий  помогут...

Деятельностный подход при обучении математики: система организации повторения при подготовке к ГИА

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореа...

Совершенствование системы повторения учебного материала на уроках информатики

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.Без прочного со...

Система повторения по теме "Морфология"в 11 классе при подготовке к ЕГЭ

Система представляет собой 4-5 уроков по теме "Морфология", включает в себя такие разделы, как "Диагностика" "Теория", "Тренинг" и "Контроль". Материал для работы взят как из личных наработок, так и и...

Система повторения по теме "Отбор корней в тригонометрических уравнениях" при подготовке к ЕГЭ

Разработка посвящена организации повторения темы "Отбор корней в тригонометрических уравнениях", включает в себя дидактические материалы для проведения диагностической работы, конспект разноуровневого...

Проектирование системы повторения и систематизации учебного материала в процессе обучения школьников физике.

При подготовке к ЕГЭ очень большую роль играет правильная и стройная система повторения ранее изученного материала. Основными задачами повторения являются:1.     Усвоение логически...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....