Работа с текстом.
учебно-методический материал (русский язык, 9 класс) по теме

Красильникова Светлана Васильевна

 Практическая работа способствует формированию аналитических навыков учащихся, а также способствует развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1- В7, С1 – С2.

...Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая:

`Довольно? Нет, вот еще это`, - и пела опять.

   Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо.

   И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы...

   Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаковым трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаковым настроением.

   Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.

   Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?

   У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.

   Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.

- Что с вами? - спросила она. - Какое у вас лицо! Отчего?

   Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.

- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..

- Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! - тихо сказал Обломов.

   Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. <…>

    Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты.

 

В1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину 19 века и к которому относят творчество И.А.Гончарова.

В2. Как называется средство характеристики персонажей, строящихся на описании внешности: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч…»?

В3.  Как зовут героини, в которую влюблен Обломов (назовите имя и фамилию персонажа)?

В4. Из данного фрагмента выпишите эпитеты, которые употребляет автор, рассказывая о взгляде Обломова.

В5. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом?

В6. Как в художественном произведении называется разговор двух или более героев между собой?

В7. Какой тип конфликта положен в основу этого эпизода?

С1 В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?

С2. Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема не состоявшейся любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...