Интегрированный урок по русскому языку и информатике и ИКТ
методическая разработка по русскому языку на тему

Представленный интегрированный урок по русскому языку и информатике, проводился в профессиональном лицее №45 города Уссурийска Приморского края, в группе 273 обучающейся по профессии повар, кондитер. По учебному плану данные предметы изучаются на первом курсе, и именно поэтому стала возможной их интеграция в учебном процессе.

Темы урока: по русскому языку «Лексика, ограниченная в употреблении» по информатике «Внутреннее устройство компьютера». Занятие рассчитано на 45 минут. Тип урока - усвоение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_konspekt_uroka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»                                                      «СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УПР                                             председатель МК общеобразовательного цикла

_____________ / Горох Н.И./                                    _____________ / Ли Н.В./

«__» ___________2011 г.                                           «__» ___________2011 г.                                                              

Интегрированный урок по русскому языку и информатике и ИКТ

Группа: 273

Профессия: повар, кондитер

Преподаватель русского языка: Коробова А.С.

Преподаватель информатики и ИКТ: Крутилова Е.А.

Раздел программы по русскому языку: «Лексика».

Тема урока по русскому языку: «Лексика, ограниченная в употреблении»

Раздел программы по информатике и ИКТ: «Устройство компьютера».

Тема урока по информатике и ИКТ: «Внутреннее устройство компьютера»

Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее применения в профессиональной деятельности и в работе с информационными технологиями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся по темам: «Внутреннее устройство компьютера» и «Лексика ограниченная в употреблении»; контроль знаний учащихся.

Развивающие: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы со структурно-логическими схемами, таблицами; продолжить развитие у учащихся памяти, внимания, монологической речи, аналитическое мышление, развивать творческие способности.

Воспитательные: углубить интерес к изучению информатики и русского языка; пробуждать интерес к профессии; воспитывать аккуратность ведения записей, внимательность, способствовать воспитанию культуры общения и поведения, расширять кругозор учащихся.

Методические: показать интеграцию предметов, нетрадиционные формы проведения урока, методы внедрения регионального компонента, связь с профессией; показать активизацию познавательной деятельности учащихся по предметам русский язык, информатика и ИКТ, использовать проблемный метод в обучении, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к учащимся; использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод проведения: эвристическая беседа с элементами проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся (сообщения, мультимедийные презентации, конспект урока, театрализованная постановка), взаимоконтроль, наглядность, использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийные презентации), самостоятельная работа учащихся,конспектирование и личностно-ориентированного подхода к учащимся (викторина, кроссворд).

Комплексно-методическое обеспечение урока: ноутбук, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска маркерная, раздаточный материал с поурочными картами учащихся, термины для стенда "К уроку", тестовые знания, кроссворд, мультимедийные презентации, выставка словарей и дополнительной литературы по русскому языку и информатике, выставка работ учащихся (рисунки по теме: «Компьютер будущего», мини-сочинения по теме: «Место молодежного сленга в моей жизни»                    

Оформление кабинета к уроку:

  1. На доске темы урока и эпиграфы:

 "Много ещё надо работать,

чтобы раскрыть сокровища

нашего родного слова"

В.И.Даль

«Машины должны работать, а человек думать»

Финеас Тейлор Барнум

  1. На стенде «К уроку» термины.

По русскому языку: термины, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы.

По информатике и ИКТ: блок питания, материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жесткий диск, графический адаптер, звуковая карта, дисковод, TV – тюнер, контроллеры.

  1. Выставка словарей и дополнительной литературы по информатике и русскому языку.
  2. Выставка самостоятельных работ учащихся (рисунков и мини-сочинений).

План урока:

  1. Организационный момент:
  1. проверка готовности учащихся к уроку,
  2. сообщение тем и целей урока.
  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (викторина).
  2. Формирование новых знаний и умений учащихся по плану (по ходу объяснения учащиеся заполняют поурочные карты):
  1. внутренние устройства компьютера:
  1. основные комплектующие системного блока (сообщение учащегося об истории возникновения понятия «Винчестер»);
  2. дополнительные комплектующие системного блока.
  1. Лексика, ограниченная в употреблении:
  1. термины (демонстрация мастером производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» сложной нарезки овощей – карвинг);
  2. профессионализмы;
  3. жаргонизмы;
  4. диалектизмы (сообщение учащегося об истории освоения Дальнего Востока, театрализованная постановка фрагмента произведения И.С. Тургенева «Записки охотника»;
  1. Дифференцированное закрепление изученного:
  1. тест по русскому языку;
  2. кроссворд по информатике и ИКТ.
  1.   Итог урока:
  1. подведение итогов урока преподавателями;
  2. выставление и комментирование отметок;
  3. подведение итогов выставки рисунков и мини-сочинений, награждение победителей.
  1. Дифференцированное домашнее задание.

I. Организационный момент:

1) проверка готовности учащихся  к уроку

2) сообщение тем и целей урока

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений по темам  «Общеупотребительная лексика» и «Внешнее устройство компьютера» (викторина)

  1. Дайте определение  общеупотребительной лексике (это слова, использование которых свободно. Слова, без которого невозможно общение, обозначающие наиболее необходимые для жизни понятия. Например: земля, лес, идти, зима, яркий.)
  2. Что входит в общеупотребительную лексику? (архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, заимствованные слова)
  3. Расшифруйте термин «архаизмы»? (слова вышедшие из активного употребления. Например: злато, очи, перст, червонный)
  4. Расшифруйте термин «историзмы»? ( слова, полностью вышедшие из употребления. Например: боярин, нэпман, продналог).
  5. Расшифруйте термин «неологизмы» ( Слова недавно вошедшие в употребление. Например: пиар, риэлтор, олигарх, имидж, хот-дог)
  6. Закончите определение. «Слова, вошедшие в русский язык из других языков – это… (заимствованные слова) (. Например:  презентация, спонсор, видео, шоу, скейтборд, кикбоксинг)
  7. Что такое фразеологизмы? ( Устойчивые, неделимые сочетания слов, имеющие самостоятельное значение. Например: баклуши бить – бездельничать, толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом, ветер в голове – ненадежный человек.) Задается проблемный вопрос о возможности использования компьютера в профессиональной деятельности.
  8. Дайте определение понятию КОМПЬЮТЕР.
  9. Что входит в базовую конфигурацию ПК?
  10. Какие дополнительные внешние устройства вы знаете?
  11. Видео-вопрос. Устройства ввода. (Приложение №1)
  12. Видео-вопрос. Устройства вывода. (Приложение №1)

III. Формирование новых знаний и умений учащихся (по ходу объяснения учащиеся заполняют поурочные карты). (Приложение №2)

1.  Внутренние устройства компьютера.

Итак, мы с вами повторили, какие устройства компьютера относятся к внешним. Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей темы и познакомимся с внутренними устройствами компьютера, т.е. с теми, которые расположены в системном блоке. По ходу объяснения нового материала обратите внимание на слова, которые имеют синонимы.

Внутренние устройства делятся на основные и дополнительные. (Приложение №1)

Основные комплектующие системного блока

Компьютерный блок питания – внутреннее устройство, предназначенное для снабжения  узлов компьютера  электрической энергией и преобразования сетевого напряжения до заданных значений.

Материнская плата – элемент внутреннего устройства, который объединяет все комплектующие между собой.

Центральный процессор — электронный блок либо микросхема,  которая обеспечивает главную обработку всей информации.

Оперативная память — энергозависимое запоминающее устройство, в котором временно хранятся данные и команды, необходимые процессору для выполнения операций.

Жесткий диск или винчестер – устройство для хранения информации, основанное на принципе магнитной записи. (Сообщение учащегося «История появления названия «Винчестер».) (Приложение № 2)

Графический адаптер или видеока́рта  — устройство, предназначенное для вывода на экран монитора, проектора графической информации.

Дополнительные комплектующие системного блока

Звуковая карта, дисковод, различные платы расширения и т.д. Также не нужно забывать и о системе охлаждения, она присутствует практически у каждого элемента внутреннего устройства компьютера.

Звуковая карта — устройство, позволяющее обрабатывать звук и выводить его на акустические системы.

Дисковод — устройство, позволяющее осуществить чтение или запись информации на различные носители.

ТВ-тюнер – устройство, предназначенное для приема, воспроизведения и записи телевизионного сигнала на компьютере.

Контроллеры – платы, расширяющие возможности материнской платы для подключения дополнительных устройств.

2. Лексика, ограниченная в употреблении.

Вы наверно обратили внимание, что многие компьютерные термины имеют аналоги в произношении. Как вы думаете с чем это связано?

Послушайте фрагмент текста:

Более сложны украшения для тортов изготовляют при помощи корнетиков или кондитерских отсадных мешочков с набором трубочек. Корнетик изготавливают из вальки, пергаментной или другой плотной бумаги, не впитывающей жир. Вырезают из нее прямоугольный треугольник и свертывают в конусную трубочку. Выступающие концы листа загибают внутрь, чтобы скрепить корнетик. Острый конец корнетика надрезают в зависимости от того, какой рисунок хотят получить.

Понятен ли вам этот текст? Вряд ли. Давайте разберемся, почему. Он абсолютно точен, не содержит ни речевых, ни фактических ошибок, но понятен только специалистам , т.к. содержит большое количество терминов. (Приложение №1)

Термины – слова, которые являются точным обозначением определенного понятия в какой – либо области. (ампер, щелочь, омоним,  октава, герц, хорей, гидрат, сульфат, вектор, жесткий диск, процессор) 

Термины в информатике:

С какими терминами по информатике вы сегодня познакомились?

(материнская плата, процессор, жесткий диск, дисковод) 

Термины в профессии

пассирование - жарка овощей

бланширование - варка овощей для фарширования

карвинг - сложная нарезка овощей и составление композиций. (Демонстрация мастером производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» сложной нарезки овощей.)

карбовочные ножи

От терминов необходимо отличать профессионализмы, которые являются их просторечным эквивалентом.

Профессионализмы - слова или выражения, свойственные разговорной речи той или иной профессиональной группе. (опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля.) 

Профессионализмы в информатике: 

Материнская плата (терм.) – материнка (проф.) – мамка (жарг.)

Центральный процессор (терм.) – процессор (проф.) – мозги (жарг)

Профессионализмы в профессии:

кок – повар на судне

биточки – отбивные бараньи котлеты

Как вы считаете, как  можно использовать компьютер в вашей будущей профессии?

 Использование компьютера в профессии:

  1. составление технологических карт
  2. разработка новых технологий
  3. новые рецептуры в сети Интернет

Также словами, ограниченными в употреблении являются жаргонизмы.

 Жаргонизмы – условные слова, которые используются членами отдельных социальных групп, объединенных общими интересами.

студенческий: общага, стипуха, хвост, шпора

Жаргонизмы в информатике

на сегодняшний день жаргонно-компьютерная лексика вышка за пределы профессионального жаргона и стала понятна большинству пользователей компьютера.

крыса, хвостатая - мышь

подмышка - коврик

мозги - центральный процессор

дрова - драйвер

чайник - неопытный пользователь

клава - клавиатура

видюха - видеокарта

юзер - пользователь

хакер - взломщик

винда - операционная система Windows

айболит - антивирус

Жаргонизмы в речи поваров

 мандыбрики – тесто, формованное для изделий.

чебуреки – чебурген

А теперь давайте познакомимся с диалектизмами.

Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

В национальном русском языке имеются три основных диалекта (наречия): северный, южный и среднерусский, в состав которых входят самостоятельные говоры. Наречия являются системой речевого общения со своим собственным словарем, фонетикой и грамматикой. ( Петух – кочет, свекла - бурак, говорить -  баить, гутарить)

Мы с вами живем в Приморском крае, что касается изучения русских говоров Дальнего Востока, то здесь диалектологи сталкиваются с некоторыми проблемами, т.к. на нашей  территории  в непосредственном контакте оказались переселенцы из разных мест, которые являлись  носителями разных диалектных систем. (Сообщение учащегося  «История освоения Дальнего Востока», театрализованная постановка фрагмента произведения И.С. Тургенева «Записки охотника») (Приложение №2)
Как мы видим «Язык неистощим в соединении слов»,  как говорил А.С. Пушкин.

 Диалектизмы в профессии: Картофельное пюре – «толчёнка», тушёный картофель – «томлёнка», свадебный пирог – «каравай», «караваец»

диалектизмы в информатике

Диалект языка программирования это вариация или расширение языка, сохраняющее при этом свою первозданную сущность. В настоящее время существует 73 языка программирования. Например: язык программирования delphi имеет свои версии.  

IV. Дифференцированное закрепление изученного


Тест по русскому языку.

По теме: «Лексика, ограниченная в употреблении»

Подчеркните правильный ответ.

  1. Укажите термин
  1. воевода
  2. лексика
  3. кочет
  4. брат

  1. укажите диалектное слово
  1. старость
  2. победа
  3. наркоз
  4. забытоха

  1. Укажите профессиональное слово
  1. ахнуть
  2. кок
  3. боярин
  4. обмануть

  1. Укажите жаргонизм
  1. толченка
  2. шмон
  3. вода
  4. костюм

  1. Замените общеупотребительным словом следующие диалектные слова:
  1. вытиральник, рукотельник, рукотерок.

*6. Замените выделенные  жаргонизмы профессиональными словами или терминами:

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже Аськи (__________________________________):

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил Форточку 95 (______________________), дурачина,

Не хочу быть чайником (________________________)

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ваксой (_________________________) не возиться,

А писать на Лазаре (________________________)

Разные красивые штучки…»

Тест по информатике.

По теме: « Устройство компьютера»

Разгадайте кроссворд.

1

К

Л

А

В

А

2

В

И

Д

Е

О

К

А

Р

Т

А

3

М

О

Н

И

Т

О

Р

4

П

Р

О

Ц

Е

С

С

О

Р

5

М

Ы

Ш

Ь

6

Ю

З

Е

Р

7

М

А

Т

Е

Р

И

Н

С

К

А

Я

8

В

И

Н

Ч

Е

С

Т

Е

Р

9

П

Р

И

Н

Т

Е

Р

  1. в сокращенном варианте – женское имя или устройство ввода информации.
  2. устройство, предназначенное для вывода данных на экран монитора.
  3. «Лицо» компьютера.
  4. «Мозг» компьютера.
  5. «Хвостатое устройство» для компьютера.
  6. пользователь на компьютерном жаргоне.
  7. самая главная плата в системном блоке.
  8. и винтовка, и устройства компьютера.
  9. устройство для вывода информации на печать.

* Что такое слоты?

V. Итог урока:

1) подведение итогов урока преподавателями

2)выставление и комментирование отметок

3)подведение итогов выставки  рисунков и мини-сочинений, награждение победителей.

VI. Дифференцированное домашнее задание

 

1. Домашнее задание по русскому языку: распределите предложенные слова по колонкам.

архаизмы

неологизмы

заимствованные слова

фразеологизмы

термины

жаргонизмы

профессионализмы

диалектизмы

ЭВМ, ПЭВМ, строить глазки, боярин, пассирование, клевать носом,  нэпман, продналог, кок, злато, очи, айфон, водить за нос, гутарить, мозги, кочет,  червонный, риэлтор, гутарить, флеш-карта,  имидж, томленка, хот-дог, презентация, делать из мухи слона, спонсор, видео, шмон, шоу, скейтборд, кикбоксинг, точить зубы, айпад, перст, карвинг, олигарх, не в своей тарелке, топтать кнопки, общага, чесать языки, мандыбрики.

*  Раскройте смысл предложенных фразеологизмов, пользуясь фразеологическим словарем русского языка. (Сост.

Л.А. Субботина)

2.Домашнее задание по информатике:

1. какие из перечисленных ниже устройств относятся к внешним?

  1. монитор
  2. процессор
  3. оперативная память
  4. принтер
  5. клавиатура
  6. жесткий диск
  7. флэш-память
  8. колонки

  1. компьютер Вани имеет следующие характеристики:
  1. тактовая частота – 1,7ГГц,
  2. объем оперативной памяти – 256Мбайт.

Ваня хочет приобрести диски с копьютерными программами, на которых указаны следующие системные требования:

Диск 1. Процессор с тактовой частотой 1,5ГГц, объем ОП – 256Мбайт,

Диск 2. Процессор с тактовой частотой 2ГГц, объем ОП – 256Мбайт,

Диск 3. Процессор с тактовой частотой 1,7ГГц, объем ОП – 512Мбайт,

Диск 4. Процессор с тактовой частотой 1,3ГГц, объем ОП – 128Мбайт.

Какие из указанных дисков Ване не стоит приобретать и почему?

3. Расположите устройства внешней памяти в порядке убывания их объема: CD-ROM, жесткий диск, дискета, DVD-ROM.

4.* Какова максимальная разрядность современных процессоров?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике в 7 классе «Повторим орфограммы и пунктограммы причастий»

Интегрированный урок в 7 классе помогает освоить ученикам теоретическую и практическую части темы "Причастие", развивает умение работать самостоятельно с информационными технологиями, а также повышает...

Интегрированный урок по русскому языку и информатике в 5 классе

Предлагаемый сценарий урока по русскому языку и информатике проводился в 5 классе. Рассматриваемые темы: по русскому языку - "Однородные члены предложения", по информатике - «Редактирование докум...

Интегрированный спецкурс по русскому языку и информатике «Хочешь ли ты стать журналистом?» (7-11 класс)

Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся.Материал курса основывае...

Интегрированный проект по русскому языку и информатике в 8 классе "Послание российским сурдлимпийцам!"

В ходе выполнения проекта учащиеся познакомились с жестовым языком глухих, проявили активную жизненную позицию накануне начала Сурдлимпиады в России, научились делать видеоролик....

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...

конспект интегрированного урока родного русского языка и информатики

Конспект урока "Нормы русского речевого этикета". изучение норм речевого этакета ,применение в написании писем, составление словаря этикетных слов, создание ролика с использованием правил ре...