Русский язык в современном мире. Урок в 10 классе.
презентация урока для интерактивной доски (русский язык, 10 класс) по теме

Митрофанская Анжела Петровна

Данная презентация подготовлена для вводного урока русского языка в 10 классе. Подходит тем, кто работает по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_v_sovremennom_mire.pptx84.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык в современном мире

Слайд 2

Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте написание. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.»

Слайд 3

Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте написание. «Берегите наш язык, наш пр е красный ру сс кий язык, этот кла д , это д о ст о яние, переда нн ое нам нашими предшественниками.»

Слайд 4

Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте написание. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.» Почему Тургенев сравнивает язык с кладом? Какое изобразительно-выразительное средство используется в данном тексте? Вспомните, что такое метафора.

Слайд 5

Становление русского литературного языка 1. Племенной общеславянский язык, который служил средством общения славянских племен. 2. В 5-6 вв. выделяется восточнославянский язык – язык украинских, белорусских и русских племен. 3. В 9 в. образуется Киевское государство, формируется древнерусский язык. 4. Широкое распространение получил старославянский язык, который использовался в богослужении.

Слайд 6

5. Старославянский язык был языком религиозных текстов, а древнерусский – языком летописей, художественной литературы и законов. 6. В 14-15 вв. после распада Киевского государства происходит выделение русского языка из древнерусского. 7. Окончательно русский национальный язык оформился в 18 в. Это связано с трудами М.В.Ломоносова. 8. Творчество А.С.Пушкина – рубеж в истории русского литературного языка.

Слайд 7

Самостоятельная работа Прочитайте текст упр.267. Опираясь на полученную информацию, заполните таблицу. Русский язык, история и современность План Тезис 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 8

Русский язык, история и современность План Тезис 1.Происхождение языка. 2.Значение русского языка в современном мире. 3.Степень распростр . русского языка: 1)число носителей языка; 2) рус.яз . как государственный язык; 3)сферы использования. 4.История становления русского языка. 5.Лексический состав русского языка.

Слайд 9

Прочитайте высказывания о языке. Объясните пунктуацию. «Любой язык – это медаль, которую отчеканила история.» ( А.Ривароль ) «Язык – не абстрактная конструкция учёных или составителей словарей, а нечто возникающее из работы, потребностей, связей, радостей, склонностей, вкусов и прежних поколений человечества, имеющее свои основы, широкие и низкие, близкие к земле.» (У.Уитмен)

Слайд 10

«Общество без языка было бы похоже на несобранную машину, все части которой разбросаны и бездействуют, отчего и само бытие тщетно и бесполезно.» (М.В.Ломоносов) Объясните правописание –Н- и –НН-. Произведите синтаксический разбор предложения.

Слайд 11

Подготовка к ЕГЭ Работа с текстом упр.268. Прочитайте отрывок из речи академика И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка». Укажите тему данного текста. Выполните следующие задания.

Слайд 12

А1. Какое предложение выражает основную мысль текста? Народ и язык, один без другого представлен быть не может. Язык есть собственность нераздельная целого народа. Народ выражает себя в языке своем. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.

Слайд 13

А1. Какое предложение выражает основную мысль текста? Народ и язык, один без другого представлен быть не может. Язык есть собственность нераздельная целого народа. Народ выражает себя в языке своем. История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.

Слайд 14

А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора? Язык сохраняет преемственность между поколениями. Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа. Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны. Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.

Слайд 15

А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора? Язык сохраняет преемственность между поколениями. Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа. Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны. Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.

Слайд 16

А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте? Значение русского языка. Язык как выразитель мышления народа. Исторические изменения в языке. Общественная природа языка.

Слайд 17

А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте? Значение русского языка. Язык как выразитель мышления народа. Исторические изменения в языке. Общественная природа языка.

Слайд 18

А4. Определите стиль и тип речи текста. Научный стиль, рассуждение. Публицистический стиль, описание. Художественный стиль, повествование. Публицистический стиль, рассуждение.

Слайд 19

А4. Определите стиль и тип речи текста. Научный стиль, рассуждение. Публицистический стиль, описание. Художественный стиль, повествование. Публицистический стиль, рассуждение.

Слайд 20

А5. Какие изобразительно-выразительные средства используются во втором абзаце? Градация, Сравнение, Антитеза, Эпитеты, Разговорная лексика, Фразеологизмы, Гипербола, Синтаксический параллелизм.

Слайд 21

А5. Какие изобразительно-выразительные средства используются во втором абзаце? Градация, Сравнение, Антитеза, Эпитеты, Разговорная лексика, Фразеологизмы, Гипербола, Синтаксический параллелизм.

Слайд 22

А6. В каком (-их) предложении (- ях ) первого абзаца есть приложение? 2 3 4 2 и 3

Слайд 23

А6. В каком (-их) предложении (- ях ) первого абзаца есть приложение? 2 3 4 2 и 3

Слайд 24

А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца? 4 3 6 5

Слайд 25

А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца? 4 3 6 5

Слайд 26

Домашнее задание Пересказ по теме «Русский язык, история и современность». Подготовьте сообщение по высказыванию К.Паустовского, оперируя информацией из упр. 267, 268, 269. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.» (К.Паустовский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"

Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова...

Урок русского языка в 8 классе по теме " Русский язык в современном мире"

Данный урок является вводным уроком в 8 классе по русскому языку ( учебник  Т.А.Ладыженской). Цель урока  -  показать роль русского языка в современном мире....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ "Русский язык в современном мире "

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Русский язык в современном мире"...

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...