Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бирюкова Светлана Юрьевна

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тип урока: урок-исследование

Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«Решение лингвистических задач

на основе произведения

Л.Петрушевской

«Пуськи бятые»

Учитель русского языка и литературы

Бирюкова Светлана Юрьевна,

МБОУ Лицей №6 «Парус» г.Дзержинский.

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения

                                                                   Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тип урока: урок-исследование

Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).

Планируемые результаты:

Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят  в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.

Метапредметные:

Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться  на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. 

Коммуникативные УУД:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Методы обучения:

  • практический;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • сравнительный, аналитический.

Форма работы: фронтальная, групповая

Техническое  обеспечение урока:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • документ-камера;
  • программное обеспечение (Ms Office, Power Point);

Методическое обеспечение урока:

  • раздаточный материал (тексты произведения, «карты знаний», памятки по работе в группе, сигнальные карточки);
  • аудиозапись «Пуськи бятые» Л.Петрушевской;
  • слайд-шоу «Пуськи бятые» художника Г. Коровиной;
  • книги Л.Петрушевской (для выставки);
  • учебник «Русский язык. 5 класс», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.

Сценарий урока

  1. Организационный момент (1мин)

- Здравствуйте ребята! Давайте сегодня обычный урок превратим в необычный. Согласны?

-Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся научным сообществом, а гости, присутствующие на уроке – это ученый совет, оценивающий нашу работу.

- Интересно, а в какой области мы будем заниматься научными экспериментами?

В области языкознания.

- Что нам для этого понадобится, кроме желания работать?

Знания по русскому языку.

  1. Вступительное слово учителя (3 мин)

-Предметом нашего исследования станет рассказ современной писательницы Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».

Слайд 1

- Для того чтобы придумать свой мир, совсем не похожий на другие, писатели используют разные средства. Одни ищут «помощи» у сказки, в которой возможны любые чудеса и превращения. Другие погружаются в мир приключений. А есть такие писатели, произведения которых не укладываются в рамки известных жанров. Эти авторы пользуются необычным, порой «неправильным» словом, чтобы выразить то, что сотворила их буйная фантазия. Они как будто делают странные опыты, эксперименты с художественным словом и с художественным миром.

Слайд 2

- Одним из таких авторов является Людмила Стефановна Петрушевская - современная писательница. Она родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы. В 1996 году вышло пятитомное Собрание сочинений писательницы. Сказки ее удивительны и непонятны на первый взгляд. Чтобы расшифровать их загадочные образы, нужно хорошо разбираться в русском языке, да к тому же обладать незаурядной фантазией.

  1. Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)

-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.

Слайд 3. Звучит аудиофайл «Пуськи бятые»

- На каком языке прозвучало произведение?

На несуществующем.

-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?

Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.

- Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен. В связи с этим, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Может быть, мы будем решать лингвистические задачи?

-Верно, только на основе какого художественного произведения?

- На основе произведения, написанного на несуществующем языке Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Слайд 4(1)

4.Деление на группы (3мин)

-Чтобы работа была успешной, решим несколько проблем.

Нам необходимо создать 5 научных групп.  Задания для групп сформулированы таким образом, чтобы каждый мог выбрать для себя задачу по плечу. Для удобства работы в каждой группе необходимо  выбрать ассистента, он будет обобщать ваши мысли и выступать с выводами, а вы, если нужно, дополните его. Если у вас возникнуть затруднения, то не стоит волноваться. На помощь к вам приду я - ваш научный руководитель. Вы должны лишь  сообщить об этом поднятием сигнальной (красной) карточки.

Слайд 4(2)

 - На экране представлены темы исследований:

  • внимательно послушайте задания,  
  • выберите номер группы, в которой вы хотели бы работать,
  • займите место за указанным столом.

Тема исследования «Речь» (1 группа)

  1. Доказать, что это текст
  2. Перевести текст на понятный язык

Тема исследования «Словообразование» ( 2 группа)

  1. Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.
  2. Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными.  

Тема исследования «Морфология» (3 группа)

  1. Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры.
  2. Установить связь между знанием о морфологии и пониманием смысла текста.

Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа)

  1. Определить типы предложений.
  2. Какие знаки препинания употребляются? Доказать их уместность.
  3. Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации.

Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа)

1. Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору)

2. Устно дать им словесную характеристику.

Дети рассаживаются по группам.

  1. Исследовательская работа в группах, защита работы (10 мин)

- Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!

Работа в группах

Слайд 5 (правила работы в группе)

  1. Защита работы, самоонализ (15 мин)

- Итак, работа в группах завершена.

Слайд 6

-Напоминаю, что после заслушивания отчета о проделанной работе, ассистенты групп, по согласованию, дают оценку выступающей группе с помощью сигнальной карточки: зеленая карточка – вопрос раскрыт полностью, синяя карточка – вопрос раскрыт частично, красная карточка – вопрос не раскрыт совсем.

После тщательного исследования каждая группа отчитывается  о результатах исследования ( использование документ-камеры)

Защита группы №1: 

Это текст, т. к. в нем повествуется о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке,  которая передает главную идею: надо проявлять бдительность,  иначе тебя «стрямкают».Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. Эти сцены можно сфотографировать серией снимков. А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем. Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…

 Перевод

Гуляла Клуша по опушке

и увидела Козявку. И зовет:

«Цыплята- цыплятушки – Козявка!»

Цыплята прибежали,

козявку схрюмкали

и подавились,

а Клуша и говорит:

«Козявки жесткие,

и очень, очень невкусные:

козявок не хрюмкают,

от козявок давятся».

Цыплята козявку вытащили.

Козявка встрепенулась,отряхнулась

 и ушла за опушку. И кричит:

«Цыплята подавились, Цыплята подавились!

 Очень-очень невкусные!

Птенцы неразумные.

Защита группы №2:

Слова сказки сконструированы по законам русского словообразования. Для образования искусственных слов используются несуществующие в нашем языке корни и известные приставки, суффиксы, окончания (аффиксы).

Суффиксы, приставки и окончания передают следующую информацию о слове:

грамматическая форма (некузявая – качественное полное прилагательное в форме единственного числа женского рода именительного падежа; сяпала – глагол несовершенного вида в форме прошедшего времени единственного числа, женского рода);

морфемное строение (трямк/а/ют- корень, суффикс,окончание);

словообразовательные связи (сяпать – при/сяпать, сяпать – у/сяпать);

лексическое значение (например, сяпала -шла, присяпали – пришли, усяпали – ушли).

Защита группы №3:  Нетрудным оказалось ребятам доказать принадлежность слов к самостоятельным частям речи. К существительным собственным отнесли имена героев, к нарицательным слова:  (по) «напушке» ((с) «напушки»)-предмет, ж.р.,Д.п., обознач. место действие.

 «бутявку» - предмет, ж.р, В.п.

 «некузявость » - отвлеч. пред., 3 скл., ж.р.

 Принадлежность слов «увазила », «вздребенулся» к глаголам доказали легко. Нашли ребята прилагательные: «любые», «некузявые» - какие; наречия – «зюмо-зюмо», междометия: «оее» Заметили ученики, что служебные части речи использовались обычные в русском языке (и, не, а, с, в, за и др.), что способы образования слов тоже традиционны: суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Все морфемы, кроме корней, традиционные в русском языке.

Защита группы №4:

 Интересные наблюдения сделали исследователи синтаксиса и пунктуации. Налицо все признаки разговорного стиля: эмоционально-окрашенные обращения (см. выше), междометия, побудительные, восклицательные, а также неполные предложения, употребление частицы «то»: «Калушка-то», повтор слов: «зюмо-зюмо» и другие.

Знаки препинания в основном соответствуют современным нормам пунктуации, но были и авторские. Готовясь к выразительному чтению сказки, ребята поняли, какую огромную роль играют знаки препинания, помогающие осмыслить происходящее, выявить авторскую позицию в тексте.

Защита группы №5:

Ребята демонстрируют персонажей произведения и дают им словесную характеристику.

- Предлагаю оценить работу в группах, провести самоанализ по тем критериям, которые указаны.

Слайд 7

  1. Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)

- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли ваши образы с образами профессиональных художников.

Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые»

    8.    Подведение итогов работы, выводы(3 мин)

- Понравилась вам заниматься исследовательской работой?

-Какой вывод можно сделать после детального рассмотрения произведения?

Когда  мы читаем  рассказ, автор вовлекает  нас в игру, доверяя  нам понимание текста.  Суффиксы и приставки, даже в непонятных нам словах  могут передать оттенки смысла.   Грамматика и синтаксис здесь русские, знакомые, а вот корни «засекречены»– «петрушевские». )  

- Как Вы думаете, а смогут ли понять эти сказки дети, еще не изучавшие русский язык?

Слайд 9

-Вот что по этому поводу  написала сама Л.Петрушевская

 «Что же касается сказок» «Пуськи бятые», то дело обстояло так: Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь пела, а однажды Слон Наташа стоймя торчала в кроватке, мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку». И слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать».

-Наш урок подошел к концу, мне отрадно видеть, что вы постепенно превращаетесь во внимательных, думающих читателей, для которых чтение – труд души. Наша работа над  особенностями игрового текста – свидетельство тому.

Слайд 10

- В память об этом уроке я хочу вручить вам именные сертификаты, которые свидетельствуют о том, что вы были участниками научного совета.

  1. Домашнее задание(1 мин)

-Домашнее задание будет носить творческий характер. Прочитать рассказ  Л.С.Петрушевской  «Все непонятливые», который не окончен. Придумать и написать окончание.

Слайд 11

  - А теперь обратимся к ученому совету. Уважаемые гости, скажите, была ли работа научных сотрудников сегодня плодотворной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Решение логических задач на ПК"

Расширяет представление учащихся о способах решения логических задач, о возможных формах анализа логических функий...

Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"

Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....

план-конспект урока "Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел"

Повторительно- обобщающий урок курса «ФИЗИКА-10», авт.: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (профильный уровень)...

Конспект урока "Решение практических задач по теме "Треугольники""

Урок систематизации и обобщения материала по теме "Треугольники", направленный на повторение, подготовке к экзамену и умению решать задачи с практическим содержанием....

Конспект урока «Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты», 5 класс

Урок в 5 классе в рамках развивающего обучения "Решение экологических задач по теме «Проценты».Образовательные цели: Совершенствование известных знаний по теме «Процен...