Обобщающий урок по теме «Союз»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сорокина Анна Николаевна

Урок, призванный обобщить и систематизировать все знания, приобретенные учениками о такой части речи, как союз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_soyuz.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок по теме «Союз»

Цель: обобщить знания по теме «Союз»

Задачи урока:

        Обучающая научить задавать вопрос к предложению; соотносить слово с частью речи; указывать грамматические признаки союза; формировать основные морфологические понятия: союз, подчинительные и сочинительные союзы, их разряды.

        Развивающая развивать абстрактное и логическое мышление через формирование теоретических понятий; развивать контроль и самоконтроль за речью.

        Воспитательная воспитывать зрительное и слуховое восприятие, умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников.

Тип урока: урок обобщающего повторения, систематизации полученных знаний.

Оборудование: учебный комплекс под редакцией Бабайцевой, доска, мел, карточки с тестами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему нашего сегодняшнего урока. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Союз», мы должны будем с вами вспомнить всё, что успели изучить по данной теме: потренироваться в разграничении сочинительных и подчинительных союзов, определении из видов, правописании союзов и морфологическом разборе.

  1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем перейти непосредственно к закреплению материала, проверим домашнее задание.

(Один из учеников идет к доске и делает морфологический разбор союза из предложения: «Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми»)

Пока (имя ученика) пишет на доске морфологический разбор союза, повторим теорию. Начнем с самого главного: Что такое союз?

(союз – служебная часть речи, которая соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

На какие разряды по структуре делятся союзы?

(простые, которые состоят из одного слова, и составные, состоящие из двух и более слов)

Приведите примеры простых союзов. А составных.

(простые – что, и, да, будто, чтобы, как и т.п.; составные – так как, вместо того чтобы, в силу того что, так что для того чтобы, несмотря на то что и т.п.)

Какие разряды союзов по значению вы знаете? Чем они различаются между собой?

(По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе ССП, а подчинительные – простые предложения в составе СПП)

Назовите виды сочинительных союзов, приведите примеры.

(Сочинительные союзы делятся на 3 вида: соединительные (и, да (=и), не только – но и и т.п.; противительные – однако, зато, но и т.п.; разделительные – или; не то – не то; то - то и др.)

Назовите виды подчинительных союзов. Приведите примеры.

(Временные – когда, лишь, лишь только и т.д.; причинные – потому что, так как, оттого что и т.п.; целевые – чтобы, для того чтобы и т.д.; условные – если, если – то и т.п.; уступительные – хотя, несмотря на то что и т.п.; сравнительные – как, как будто, точно и т.п.; следственные – так что; изъяснительные – что; чтобы; будто; как и т.п.)

Хорошо, теперь проверим домашнее задание.

(Проверка морфологического разбора на доске, исправление ошибок)

Мы проверили домашнее задание, повторили теорию, пришло время применить её на практике. Сейчас мы повторим определение разрядов союзов, построение схем предложений, выделение членов предложения и морфологический разбор. Я диктую предложения – вы записываете, а потом кто-то разберет его.

а. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.

б. В доме стояла тишина, и слышалось, как где-то шуршит мышь.

в. Я не выучил урок, в связи с тем что участвовал в спортивных соревнованиях.

г. Лишь только кончились каникулы, школы закрылись на карантин.

д. Рисунок и цвет обоев могут не только изменить внешний вид помещения, но и 

    смягчить некоторые его недостатки.  

е. Все играли во дворе, мне тоже хотелось на улицу.

(Дети записывают предложения, затем один из ребят читает со знаками препинания, выделяет основу, союз, определяет его вид, задает вопрос, если предложение сложноподчиненное. Затем второй ученик, пока учитель читает второе предложение, делает морфологический разбор союза из предыдущего предложения)

        Мы повторили с вами определение видов союзов и морфологический

        разбор, теперь вспомним орфографию. Мы знаем с вами, что при

        написании некоторых союзов возникают сложности. Почему?

(Сложности возникают, потому что существуют омонимичные союзам слова, которые пишутся по-другому)

        Расскажите мне о правописании союзов зато, тоже, также, чтобы,

        оттого и потому.

(союз зато можно спутать с предлогом за и местоимением то, союз зато можно заменить союзом но, а местоимение другим местоимением того же разряда или существительным и прилагательным, которое они заменяют. Союзы тоже и также пишутся слитно, из можно заменить союзом и. После местоимения то с частицей же часто следует частица самое, а после наречия так с частицей же – местоимение как.

Союз чтобы пишется слито, его можно заменить другими союзами того же разряда, местоимение что с частицей бы пишется раздельно, частицу можно перенести в любое другое место.

Союзы оттого и потому пишутся слитно и взаимозаменяемы, предлоги с местоимениями от того и по тому можно заменить другими местоимениями того же разряда или словами, которые они заменяют)

Теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили это правило: я читаю предложения, если в нём употреблён союз – поднимаем одну руку, если местоимение с частицей или предлогом – две руки.

Работаем, чтобы жить; она так же думает, как ты; в аудитории тоже слушали внимательно; что бы ни сказал – всё смешно; мне нездоровилось, оттого я и пришёл; стоит перейти по тому мосту; он тоже отдыхал на юге; спрятались за то дерево; утренние голоса смолкают, зато оживает животный мир; если идти по тому переулку, выйдешь к площади; грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно; поздно уже, а потому пора спать.

  1. Тест.

Мы сегодня успели повторить всё, что изучили по теме союз. Пришло время проверить ваши знания. Мы будем писать тест. На выполнение у вас 4 минуты.

(Учитель раздает тест, дети выполняют задание)

Время вышло. Поменяйтесь тетрадями, у нас будет взаимопроверка.

(Вместе с учителем проверяются правильные ответы)

Выставим оценки: 9-10 правильных ответов – «5»; 7-8 – «4»; 5-6 – «3», меньше 5 правильных ответов – «2». Продиктуйте оценки.

(Учитель читает список класса, ученики говорят оценки за тест)

  1. Подведения итогов.

Ребята, мы с вами долго и упорно изучали тему «Союз», постарайтесь обобщить ваши знания, и полным ответом рассказать о такой части речи, как союз.

(Один из учеников с места отвечает, учитель и другие ученики слушают, замечают неточности, ошибки в ответе, исправляют, ставится оценка за ответ)

  1. Запись домашнего задания.

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома найдите в художественном тексте или придумайте сами предложения с союзами лишь, прежде чем, ввиду того что и сделайте морфологический разбор этих союзов. Не забудьте повторить правописание составных подчинительных союзов, на следующем уроке будет диктант.

Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Открытый урок по теме «Союзы при однородных членах предложения». ( 7 класс)

Открытый урокпо теме «Союзы при однородных членах предложения».( 7 класс)Цель:         - ознакомить учащихся с союзами при однородных членах предложения, с пра...

Обобщающий урок по теме: Союз. Знаем ли мы его?...

Цели:                РазвивающиеСпособствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала.Создать услов...

Обобщающий урок по теме "Союз"

                  Обобщающий урок по теме «Союз» (7 кл.)Цели:- систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях ре...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Союзы» 7 класс

Данный урок - повторительно-обобщающий, который направлен на сисематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые ...

Открытый урок в 7 классе по теме: «Обобщающее повторение по теме Союз»

Урок русского языка, посвящённый обобщению и систематизации знаний о союзе как части речи, проводится после завершения изучения детьми раздела «Союз». На уроке будет организована проверка ...