Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты
статья по русскому языку по теме

Скоробогатова Светлана Викторовна

Приемы использования инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_kontrolnaya_rabota_skorobogatovoy_s.v.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовский областной институт

 повышения квалификации работников образования

ВЫПУСКНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Современные

образовательные технологии

и новые образовательные результаты

                                               Подготовила:  учитель

                                                            русского языка и литературы

               МБОУ «Средняя

                                                            общеобразовательная школа №19»

 г. Мичуринска

                                                              Скоробогатова Светлана Викторовна

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                           

1. Условия возникновения, становления опыта------------------------3

2. Приемы использования инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе----------------------------------------------------4

А)  технология развития критического мышления-----------------------4

Б) дискуссия---------------------------------------------------------------------------5

В) вопросы Блума--------------------------------------------------------------------6

Г) кластеры----------------------------------------------------------------------------6

Д) эссе------------------------------------------------------------------------------------7

Е) метод проектов--------------------------------------------------------------------8

Ж) нетрадиционные уроки--------------------------------------------------------8

З) кейс-метод-------------------------------------------------------------------------11

И) метод проблемного обучения------------------------------------------------11

К) технология мастерских--------------------------------------------------------12

Л) нетрадиционные формы домашних заданий----------------------------15

3. Результаты работы с инновационными технологиями---------------16

4. Литература-------------------------------------------------------------------------17

Приложение: Презентация

1.     Условия возникновения, становления опыта.

 

Урок родился около четырехсот лет назад. Его отцом и учредителем считается Я. А. Коменский. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят достаточно плавно. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей должна являться дидактическим стержнем урока. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

Меня, как и любого учителя, постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

Часто, входя в  класс, мечтаешь о том, чтобы стать тем единственным и неповторимым Учителем, который всегда всё знает и лучше всех всё умеет, на уроках которого нет ни минуты для скуки и рутинной работы. Но, реально оценив ситуацию, часто понимаешь, что на все планы не хватает времени, что и хотел бы, да не в силах подобрать нужный текст, изобрести такие задания, которые можно быстро проверить, придумать столько вариантов теста, чтобы умненькие детки не успели друг у друга списать. И всё-таки,  приходя с работы,  каждый день думаешь о том, чем же завтра поразить своих учеников, как донести до них «разумное, доброе, вечное», не надоедая словами: «Откройте учебник, пишем следующее упражнение».

         Осознавая требования современного учителя, имеющего уже достаточное количество однообразных текстов о грозе, об осени, зиме и т. д. (очень хороших, но для сегодняшних учеников, увы, неинтересных), я понимаю, что необходим подбор таких материалов, которые никому не известны, среди которых есть тексты культороведческого плана, и забавные истории, способствующие созданию непринуждённой обстановки, но в то же время предельно насыщенные орфограммами.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится современным образовательным технологиям.

2. Приемы использования инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе.

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

-ассоциативный ряд;

-опорный конспект;

-ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

-мозговая атака;

-групповая дискуссия;

-чтение с остановками и Вопросы Блума;

-кластеры;

-синквейн;

-«Продвинутая лекция» ;

-нетрадиционные формы домашнего задания.

А)  технология развития критического мышления

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

1.актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или  проблеме;

2.вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной  деятельности;

3.сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

4.побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

-получить новую информацию;

-осмыслить ее;

-соотнести с уже имеющимися знаниями;

-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

-целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-присвоение нового знания, новой информации учеником;

-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому  материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Б) дискуссия

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

-обмен первичной информацией;

-выявление противоречий;

-переосмысления полученных сведений;

-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

-уважение к различным точкам зрения ее участников;

-совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

В) вопросы Блума

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

Г) кластеры

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или  предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

-не бояться записывать все, что приходит на ум;

-дать волю воображению и интуиции;

-продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

-постараться построить как можно больше связей;

-не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Д) эссе

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Е) метод проектов

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:

-определить цель исследовательской, практической и/или творческой  деятельности;

-обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

-выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

-сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и  обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

-опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть,  например, сценарий будущего медиатекста);

-осуществить практическое выполнение плана проекта;

-подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Ж) нетрадиционные уроки

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой».  Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

З)кейс-метод

Кейс - это нечто вроде инструмента, позволяющего применить теоретические знания к решению конкретных задач. Он способствует развитию у слушателей самостоятельного мышления, увязывает теорию с практикой.

        Материалы кейса предлагаются учащимся в виде текста, а так же могут содержать информацию статистического характера, видео фрагменты и т.д. В кейсе всегда спрятана проблема, которая определяет характер ситуации. Однако сама проблема в кейсе присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетентности.

        Работа преподавателя при использовании данной технологии носит тьюторский характер. Она включает в себя конструирование сюжета кейса, а так же непосредственную деятельность в классе, где тьютор организует работу в группах, следит за соблюдением довольно жесткого регламента, фиксирует на доске предлагаемые учащимися формулировки проблемы и варианты ее решений, дает по мере необходимости пояснения, избегая прямых консультаций, стимулирует рефлексию и помогает подвести итоги занятия.

        

И) метод проблемного обучения

Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям:  по источникам передачи содержания (словесные, практические и наглядные), по целевому объекту на основе учета структуры личности (методы формирования сознания, поведения, чувств), по целевому объекту на основе учета структуры учебного процесса (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности) и так далее. Существуют также различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач иногда выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) и творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение). По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся также иногда выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами), в которых соответствующему методу преподавания соответствует свой метод учения (сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивный и практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый).

К) технология мастерских

Технология заключается в специально организованном педагогом- мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания.

Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий это альтернатива простой передаче информации. Как пишет А.А. Окунев, на мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания».

Если в традиционном обучении учитель дает знания, и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что учащийся - «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются с того, что по каждому важному вопросу вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений.

Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания из книг - «носителей данной технологии» - российских и французских учителей:

 - учитель на уроке - не хозяин, хозяин - текст. Но обычно на эту функцию претендует учитель;

- задача учителя - не объяснять умело, четко и ясно материал, но создавать на уроке ситуации для поиска.

В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.

При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, панель, социализация, слово мастера и др.

Индукция - организация учителем индивидуального задания, которое требует от каждого ребенка при его выполнении принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы.

Этап индивидуальной работы (самоконструкция) - по постановке вопросов, формулировке целей урока, оценке ситуации, выдвижению учащимися индивидуальных гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений, решению задач и т. п.

Работа в парах, группах (социоконструкция) - по выполнению заданий мастера Она может следовать за индуктором или ей может предшествовать самоконструкция. На этом этапе могут применяться те же задания, как и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. У каждого ученика в группе рождается чувство ответственности за общее дело. Продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения. Это обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков) всему классу (устная их презентация или вывешивание афиш в классе).

Разрыв - сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности:

1) развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);

2) преобразовании своего продукта.

Рефлексия:

 - переживаемый в мыслях и чувствах процесс осознания субъектом своей деятельности;

-  отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящих к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и обучаемых;

- анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской;

- осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления.

В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа:

- могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись в мастерской и которые освоили учащиеся;

- осознаются те отдельные продукты, которые созданы отдельными учениками в группах и всем классом, обозначаются нерешенные проблемы;

- очерчивается «область незнания»;

- принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности, отбираются темы проектов, предлагаются вопросы для обсуждения и изучения.

Панель: фронтальное обсуждение возникшей проблемы. На панели все желающие высказываются по сути новой проблемы, нового видения объекта изучения, чувств, которые возникли на мастерской. Данный элемент мастерской может быть включен на различных этапах урока.

Слово мастера: мастер находиться как бы в тени. На разных этапах мастерской он умело управляет работой учащихся с помощью различных заданий. Могут быть ситуации, когда мастер сообщает дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися.

Л) нетрадиционные формы домашних заданий

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

-творческая работа;

-лингвистическое исследование текста;

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

-рисование обложек к литературным произведениям;

-художественное чтение;

-инсценировка художественного произведения;

-создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

-продолжение неоконченных произведений;

-наблюдение за природой;

-подготовка словарных диктантов;

-составление вопросника к зачету по теме;

-составление конспекта, опорных таблиц;

-письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

3. Результаты работы с инновационными технологиями.

Инновационные технологии имеют очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при их использовании можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (Освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа. Умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты – как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).

Литература

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  2. Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Бонфи, 2001.
  3. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М.: Просвещение, 1996.
  4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
  6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 
  9. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: БОНФИ, 2002. 
  10. Шапиро Н.А. Принципы и приемы редактирования текста при работе над сочинением. Русский язык, № 41, 43, 45, 47/2004; 1, 2, 3, 4/2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОдной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную о...

Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты.

Презентация раскрывает влияние современных образовательных технологий на образовательные результаты в условиях реализации ФГОС ООО....

Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты

На современном этапе стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении требований к условиям реализации основных образовательных программ,  к результатам их освоения, ...

Новые цифровые технологии, новые образовательные результаты

Материал конференции "Инновации для образования"...

Технология организации преемственности в школе, как условие получения нового образовательного результата, нового образовательного результата

Программа "Преемственность"Цель программы: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса....

Изменения в преподавании технологии с учётом введения новой концепции и новых образовательных результатов.

Цель концепции: создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно- техноло...