Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий: домашнее задание в форме презентации, выполнение заданий в процессе работы над данной темой. Урок познавательныйи в то же время развивающий, дающий возможность проявить самостоятельность. Задания направлены на развитие творческих способностей. Урок можно использовать не только при объяснении учебного материала, но и в процессе повторения и обобщения на разных этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_bukvy_z-_s-_na_konce_pristavok.odt29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок"

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели урока:

  1. обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
  2. отрабатывать навык определения согласных по звонкости - глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
  3. развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
  4. развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
  5. воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа.

Цель: развивать орфографическую зоркость, умение работать со словарём.

Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). (Слайд 2)

- Сопоставьте написание слов: грамматика, грамота.

- Объясните лексическое значение слов (индивидуальное задание ученику: работа с "Толковым словарём" С.И.Ожегова).

Грамматика

Грамота

2. Индивидуальный опрос по карточкам. (Приложение 1)

Цель: отрабатывать навык синтаксического разбора предложения; умение образовать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Карточка 1.

- Выполните синтаксический разбор предложения:

Сл:вари наши друз:я и п:мощ(?)ники.

- Устно ответьте на вопрос: какие слова называются однокоренными? Приведите примеры однокоренных слов к слову словари.

Карточка 2. Образуйте формы слова друг. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Карточка 3. Прочитайте лингвистическую сказку. Образуйте однокоренные слова от корня -друг-. Устно ответьте на вопрос: что такое корень слова?

Жил-был много лет назад корень -друг-.

Нашли его люди и думают: "Что с ним делать?" А корень и говорит: "Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево".

Посадили люди корень -друг-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий: Много ростков появилось у корня -друг-. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

3. Проверка домашнего задания. Терминологический диктант. Кроссворд. (Слайды 3,4)

Презентация.

Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме "Морфемика".

1) наименьшая значимая часть слова;

2) часть изменяемого слова без окончания;

3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;

4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;

5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют :

6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема;

7) значимая часть слова, которая образует формы слова;

8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;

9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются : морфем;

10) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.

Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) фонема; 7) окончание; 8) корень; 9) вариант; 10) морфемика.

- Молодцы! Морфемика дарит вам подарок - шараду!

4. Шарада. (Слайд 5)

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)

5. Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.

Цель: повторить сведения из фонетики о том, что в определённых позициях глухие согласные могут озвончаться, звонкие - оглушаться.

Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить

- Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?

- Оглушение.

- В каких словах на конце приставки происходит оглушение?

- Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?

- Озвончение.

- В каких словах на конце приставки происходит озвончение?

6. Игра "Четвёртый - лишний". Буквы з, с предлагают вам игру. (Слайды 6,7)

1) моро:, ука:ка, про:ьба, карни:;

2) :доровье, :десь, :дать, :дание.

7. Объяснение нового. Инсценирование. Лингвистическая сказка.

Цель: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.

Автор: - В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика: Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика:

- Здравствуй! Пойдём гулять!

- Некогда. Мне задачу надо решить.

- Расскажи! Может быть, я помогу.

- Вот, слушай:

Приставка ВОС- воскликнула:

- Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые.

- Они музыкальны, с ними очень весело,-

возразила приставка ВОЗ-.

Беспокоилась приставка БЕС-:

- Неужели я буду стоять рядом с -жал-, -рад- или -вод-?

Испугалась её подружка ИС-,

рассердилась РАС-.

А РАЗ- развеселилась,

БЕЗ- беззаботно смеялась,

ИЗ- измерила у неё пульс.

- Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! - воскликнула Фонетика.- Дорогие Приставки, вот вам подарок - новое правило.

Приставкам понравилось правило Фонетики, и они помирились:

РАС- расстелила скатерть,

РАЗ- раздала всем конфеты,

ИЗ- извинилась за опоздание,

ИС- испекла пирог,

ВОС- восхитилась его вкусом.

- А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика?

8. Работа со схемой (Слайд 8)

Работа с учебником.

- Проверьте себя. Откройте учебник на странице 166.

9. Закрепление нового материала.

- Упражнение 423 (устно).

- Для правильного написания з-, с- на конце приставок надо повторить звонкие- глухие согласные.

10. Игра. Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке).

Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.

Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.

11. Распределительный диктант. Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика. (Слайды 9,10)

Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.

1) Ласковым словом и камень ра:топишь.

2) Бе:донную бочку водой не наполнишь.

3) Кашу маслом (не)и:портишь.

4) Моря веслом (не)ра:плещешь.

5) Маленькое дело лучше большого бе:делья.

6) Огонь тушат пока (не)ра:горелся.

12. Диктант на замену. (Слайды 11,12) Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.

Ночь без сна

 

Труд без пользы

 

Небо без звёзд

 

Зима без снега

 

Мотор без шума

 

Образуется из пара

 

 

Ночь без сна

Бессонная ночь

Труд без пользы

Бесполезный труд

Небо без звёзд

Беззвёздное небо

Зима без снега

Бесснежная зима

Мотор без шума

Бесшумный мотор

Образуется из пара

Испарение воды

13. Выборочный диктант. Послушайте и озаглавьте текст.

Цель: развивать навык работы с текстом; развивать внимание, слуховую память.

Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Слетаются к ним синицы, воробьи.

Ребята, помогайте птицам зимой!

- Как вы предлагаете озаглавить текст? ("Трудное время", "Помогайте птицам").

- Определите тип речи.

- При повторном чтении выпишите слова с буквами з-, с- на конце приставок. У доски работает :

- Проверяем. (Слайд 13)

Бесснежная, расщедрилась, беспощаден, смастерили, слетаются.

14. Изложение-миниатюра.

15. Итоги урока.

- Какой способ действия при выборе з-, с- на конце приставок мы узнали?

- Прочитайте цели урока (Слайд №1), всех ли целей вы достигли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Презентация к уроку "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.

Проверка знаний учащихся по теме "Бувы зи с на конце приставок"...

Открытый урок Тема : Буквы з-с на конце приставок

Конспект урока по русскому  для 5 класса (7 вида)тема "Буквы з-с на конце приставок"Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;форми...

Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "

Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...

Технологическая карта урока "Буквы З и С на конце приставок".5 класс.

Цель урокаПознакомить учащихся с орфограммой буквы з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв на конце приставок, обеспечить языковое развитие учащихся через рассужден...

Конспект урока "Буквы З и С на конце приставок"

Данный урок является 14-м в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении данной темы. При планировании урока были учте...

Урок по русскому языку "з-с на конце приставок"

    Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОС....