Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кирпитнёва Лариса Борисовна

Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он является основным звеном в системе проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектный урок русского языка19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный урок русского языка в 5 классе

Тема: Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

Цели: сформулировать и научиться применять правило правописания букв О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс

Формируемые умения: развитие умения опираться на морфемно - словообразовательный анализ; морфологический анализ при выборе правильного написания слова; развитие навыков работы в группе: умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником.

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

I. Организационный

момент

- Здравствуйте, начнём урок русского языка.

Проверьте состояние рабочего места.

- Тему урока вы должны будете сформулировать сами на основе обозначившийся проблемы.

-Итак, начнём урок с разминки.

  Личностные:                                    освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция

II. Актуализация знаний Орфографическая

разминка

(К доске вызываются два ученика, которые записывают словосочетания «за крыльями доски»)

Прочная беч…вка, лесная трущ…ба, гладкая ш…рстка, чей-то ш…рох, чугунная реш…тка, кислый крыж…вник, прочный ш…в, вкусный ш…колад, зловещий ш…пот, упавший ж…лудь, загородное ш…ссе, красные щ…чки

(Вызванные ученики объясняют правописание написанного, остальные исправляют свои ошибки и ошибки отвечающих)

- Какие орфограммы мы повторяли в орфографической разминке?

(Правописание О и Ё после шипящих в корне слова)

- Ещё раз сформулируйте правило, которым надо пользоваться, чтобы правильно выбрать гласную в корне после шипящих и Ц.

Познавательные УУД:

выделение и воспроизведение необходимой информации с целью безошибочного решения орфографических задач.

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция                                                                      

III. Погружение в проект.

(Открытие нового знания)

Формулировка проблемы.

Формулировка цели и задач.

Практическая работа в группах.

Презентация результатов.

Рефлексия

- Молодцы! Орфограмму «Правописание О и Ё после шипящих в корне слова» вы усвоили, а сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одной, на первый взгляд, очень похожей орфограммой.

(Каждой группе учащихся даётся набор слов:

Багаж…м, плеч…м, борц…м, блюдц…м, пейзаж…м, левш…й)

- Проанализируйте слова с орфограммой

- Почему в этих словах мы не можем для выбора гласной применить то же правило?

(Гласная находится не в корне)

- Сформулируйте проблему.

(Мы не знаем правило правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях)

- Попытайтесь сформулировать название орфограммы, над которой мы сегодня будем работать.

«Правописание О и Ё после шипящих и  Ц в окончаниях существительных»

- Ребята, сегодня вам предстоит самим вывести правило правописания  О и Ё после шипящих и  Ц в окончаниях существительных.

Для этого каждая группа получает слова для наблюдения: пажом, певцом, вожжой, плюшем, деревцем, ключом, Катюшей, синицей, виражом, монтажом, крепежом, пищей, пленницей, плащом, скотчем.

- Запишите слова в два столбика (с ударным и безударным окончанием)

- Сделайте вывод о том, когда после шипящих и Ц пишется в окончаниях О, а когда – Е

- Пишется ли в окончаниях существительных Ё?

- Сформулируйте правило целиком.

(Представитель от каждой группы зачитывает составленное детьми правило)

- Сверьте правило, выведенное вами, с правилом в учебнике.

- У кого получилось точнее?  Молодцы.

Познавательные УУД:

постановка и формулирование проблемы; самостоятельное формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в  анализе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли  

Познавательные:

Общеучебные: выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение строить речевое высказывание;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование                                

Познавательные: умение структурировать знания, Регулятивные: волевая саморегуляция

IV. Закрепление

(включение нового знания в систему знаний)

-Задание на выбор

Вставь пропущенные буквы. Какое из слов в каждой строчке является лишним, подчеркни эти слова:

- яйц…, кольц…, письмец…, сердц…

-бахч…й, сдач…й, каланч…й, парч…й,

- клещ…м, борщ…м, товарищ…м, плющ…м

-луж…й, стуж…й, уж…м, муж…м

Вставь пропущенные буквы, «найди подвох»:

Выложить кирпич…м, владеть дач…й, гордиться отц…м, ш…лковое платье, съедено саранч…й, короткие ш…рты, кверху днищ…м, зубная щ…тка, измазать саж…й, трудолюбивая пч…лка, затянуло туч…й, вместе с муж…м.

- Спиши предложения из басен И.А.Крылова. Вставь пропущенные буквы. Вспомни, к каким басням относятся отрывки.

1.Пошёл он в пастухи, лишь с разниц…ю тою, что прежде пас овец своих, теперь пасёт овец чужих.

2. Послушай-ка, дружищ…! При красоте такой и петь ты мастерица.

И т.д.

Познавательные:

Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, умение кодировать информацию; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;

Регулятивные:умение оценивать правильность выполнения действия, умение находить и исправлять ошибки.

V. Итог урока

- Какое мы сегодня вывели правило?

-Оцените свою работу.

Личностные:

действия смыслообразования, умение устанавливать значимость познавательной деятельности

Регулятивные:

Умение оценивать результат своей деятельности.

VI. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

Мультимедийный урок по теме "Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"

Это урок изучения нового материала  по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок....

Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»

Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Правописание О и Е после шипящих и Ц

Урок в 5 классеУчитель Зорина Ирина Юрьевна МБОУ СОШ №8  г.  Поронайска Сахалинской области   Тема: Правописание О и Е после шипящих и Ц Цель: пробудить с помощью необычн...