конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тюрина Светлана Евгеньевна

Данный конспект представляет собой обобщение и систематизацию материалов раздела "Речь " в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk.yaz_v_5_kl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (5-й класс). Конспект.

ТЕМА:«Дерево дорого плодами, а человек – делами. »

Обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Речь».

 

Цель урока: повторить изученный материал о тексте, его признаках, стилях и типах речи.

Оборудование урока: виноградная лоза и виноградные кисти (нарисованные), пословицы и поговорки: «Дерево дорого плодами, а человек – делами», «Всяк человек в деле познаётся», «Сам себя губит, кто других не любит».

Речевая подготовка (домашняя работа):

  1. Сгруппировать слова по видам орфограмм: обронил, делилось, заслонять, лоза, выросла, росло, не отняло, не заслонять, не просит.
  2. Объяснить лексическое значение слов: лоза, потеснилось, нуждалось, великодушный, милосердный, эгоистичный, бессердечный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

 

Ребята вы приготовились к уроку, проверьте, есть ли у вас на партах тетради, ручки, листы для выполнения работы.

Прошу вас не вставать во время ответов с места (хотя я знаю, что вы все хорошо воспитаны). Мы не будем тратить время на то, чтобы вы вставали с мест, так как сегодня нам предстоит многое сделать на уроке. Мы будем работать с текстом,  и не только вспомним, но и обобщим все те знания, которые получили за этот учебный год. А дома вы создадите свой текст, напишите сочинение, опираясь на личный опыт.

 

 Работа над текстом. (текст напечатан для каждого ученика)

У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

 Но вот дерево стало большим, У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

 Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла об ходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.

 Все хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь поплотнее сомкнуло над ней ветви.

 Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями — она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один

 плод. (151)

 Л. Гурунц.

- Итак, приступим. А начнём с вашей домашней подготовки:

Вы группировали слова по группам орфограмм.

  1. Проверяем

Второе ваше задание было: объяснить лексическое значение слов…

  1. Вопрос: почему четыре слова записаны парами? Что они из себя представляют (антонимы)

Что такое антонимы?

+     Вы проделали эту работу дома, и тем самым подготовили себя к встрече с текстом.

  1. А вот как мы над ним поработаем, в конце урока нам покажет эта виноградная лоза.

Почему же лоза?

  1. Задание: прошу взять в руки листы с текстом (текс Забелина Н.В. о дубе и лозе?) и, вдумчиво, внимательно прочитать его и подготовиться к выразительному чтению вслух.
  1. Приступили к работе.

( После того, как дети прочитали)

 

       *    Все ли увидели слова, над которыми работали дома?

  1. Прошу выразительно прочитать текст. (Ученик читает текст)

  1. Анализ текста – понравился ли вам текст?

Что особенно впечатлило вас?

Какая, по вашему мнению, была лоза?

Какие человеческими качествами автор наделил дерево и лозу?

* Итак, мы уже приняли, как данное то ,что перед нами текст, а теперь попробуем это доказать:

 

- чётко сформулируйте, о чём же он?

- ответив на этот вопрос, что мы определили? (тему)

۞ Вешаем гроздь

- что объединяет предложения в тексте? (основная мысль)

- сформулируйте её, что нам хотел сказать автор? (какая лоза – великодушная, давала плоды, а дерево – бессердечное)

۞ Вешаем гроздь

Ребята, как вы считаете, закончен ли текст?

  1. Задание:

Это будет ваше творческое задание, но после того, как мы поработаем над материалом.

  1. Что ещё можно подобрать к тексту (заглавие)

۞ Вешаем гроздь

Давайте воспользуемся словами или словосочетаниями из текста (соседи)

Обоснуйте свой выбор

  1. Смотрите, пожалуйста, на доску – здесь 4 изречения.

- Как вы думаете, какое из них точнее отражает основную мысль текста?

- В качестве чего мы можем использовать это предложение?

Эпиграф.

  1. Какими ещё признаками обладает текст?

Разделён на абзацы.

Микротемы

.

۞ Вешаем гроздь

  1. Если мы выделим и сформулируем основную мысль каждого абзаца, то что можно составить? (план)

۞ Вешаем гроздь

  1. Задание

Воспользуйтесь для составления плана самим текстом.

  1. Великодушная лоза делится пищей и водой.
  2. Дерево уже не просит пищи, а берёт сколько нужно.
  3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
  4. Просьба – не заслонять солнце.
  5. Лоза радует глаз гроздьями.

  1. Какими ещё параметрами обладает текст (тип речи)

۞ Вешаем гроздь

- Вспомните, какие типы речи вы знаете.

- К какому типу речи он относится?

- Докажите

(действия развиваются последовательно,

глаголы совершенного вида (примеры)

принцип фотографии)

  1. Давайте вспомним о стилях.

- Какие стили вы знаете?

۞ Вешаем гроздь

- К какому стилю относится этот текст?

- На основе какого приёма он построен (противопоставление)

- Какие выразительные средства вы увидели (олицетворение, эпитет, метафора). Докажите.

۞ Вешаем гроздь

  1. Вывод:

Наша лоза, как и в тексте радует нас виноградными гроздьями, а это значит, что все основные признаки и параметры текста мы определили.

   ***(Давайте ещё раз обобщим, что же отличает текст от набора предложений (тема, осн. Мысль, заглав., эпиграф, абзац, план, тип речи, стиль, худ. Средства)

  1. Работая над текстом мы увидели, что в нём используется приём противопоставлений, но в последнем абзаце этого приёма нет.

  1. Задание

Закончите текст в 2-х, 3-х предложениях этот текст

  1. Учащиеся зачитывают созданные работы

  1. А вот, что написал автор…. (чтение концовки текста)

  1. Домашнее задание:

Вспомните тип речи – рассуждения и создайте своё сочинение, используя вторую часть эпиграфа, как тему

 Примерное рассуждение:

Бывает так и среди людей. Одни стараются помочь в трудную минуту, другие поступают иначе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по естествознанию в 7классе «Распространение плодов и семян в природе»

Урок ставит своей целью вооружать учащихся знаниями о способах распространения семян в природе. Учит беречь и охранять природу....

урок русского языка в 5 классе на тему «Дерево дорого плодами, а человек – делами. »

Конспект урока по обобщению и систематизации изученного материала по разделу «Речь» на осснове текста "Соседи" (Л. Гурунц)...

Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы

Урок создёт условия  для успешного усвоения учащимися важности роли  информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии  методов получения и...

Конспект урока + маршрутный лист по теме "Становление наук о человеке", 8 класс

УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник "Анатомия.Физиология.Гигиена"Эпиграф: Водну и ту же реку нельзя войти дважды (Гераклит)Тип урока: подтверждение прежних знаний....

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...