Программа факультативного курса "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение" 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Шулаева Любовь Анатольевна

Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

«Согласовано»

Руководитель ШМО русского языка и литературы

Шулаева Л.А._____________

Протокол № ___

от «___»___________20___г.

«Согласовано»

На заседании ШМС

Руководитель ШМС

Ярушина Т.Н. _______________

Протокол № _____

от «___»_____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №3»

Зацепилин О.В. _______________

Приказ №______

 от «___»_______________20___г.

  1. ПРОГРАММА

факультативного курса

(развитие речи)

"Учимся писать изложение

и сочинение-рассуждение"

по русскому языку

для 9 класса

на 2011-2012 учебный год

Выполнила:

Шулаева Любовь Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы,

 высшей квалификационной категории

Южноуральский городской округ, 2011

  1. Программа факультативного курса (развитие речи)
  2. "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение". 9-й класс

Пояснительная записка

Появление факультативного курса “ Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение”  в 9-м классе во многом обусловлено современной ситуацией и проводимым в течение некоторого времени Министерством образования РФ новой формы выпускных экзаменов в 11-м классе – единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и проведение ГИА в 9-х классах.

Программа факультативного курса “Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение” рассчитана на 35 часов (в течение всего учебного года).

Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа.

Программа включает в себя: 

  1. теоретический материал
  2. практический материал (работа с текстом и тестовыми заданиями)
  3. повторение трудных случаев орфографии и пунктуации

Программа курса содержит восемь разделов, которые постепенно тренируют учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями самих учащихся. Программа курса разработана с учетом типологии заданий части А и В экзаменационной работы.

Каждый раздел завершается промежуточным зачетом, подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся.

В последних разделах курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются типы ошибок.

Вид факультативного курса - вспомогательный.

Принцип построения курса – вариативность.

Цель – помочь учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в форме изложения и сочинения-рассуждения.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. знать, что такое изложение;
  2. знать стили и типы речи, уметь определять их;
  3. уметь писать сжатое изложение;
  4. уметь письменно высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему или  давать аргументированный ответ на вопрос к тексту;
  5. знать основные виды речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;
  6. знать требования к изложению.

Содержание курса (35 часов)

Раздел 1. Что такое изложение? (7 часа).

  1. Требования к написанию изложения.
  2. Чтение. Виды чтения. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды восприятия текста при слушании.
  3. Алгоритм работы с текстом изложения.
  4. Тема текста, микротема как наименьшая часть общей темы.
  5. Ключевые слова исходного текста. Проблема.
  6. Основная мысль текста (идея).
  7. Способы связи предложений в тексте.

Раздел 2. Сжатое изложение. Способы сжатия изложения (5 часов).

  1. Сжатое изложение
  2. Способы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение)

Раздел 3. Сочинение как речевая задача на экзамене (5 часов)

  1. Сочинение-рассуждение, его структура. Тезис, аргументы, вывод.
  2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1).
  3. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (С2.2).

Раздел 4. Средства художественной выразительности (4 часа)

  1. Лексика. Основные лексические понятия
  2. Фонетика. Фонетические особенности слова
  3. Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция (эпитет, сравнительный оборот, метафора, олицетворение, гипербола)

Раздел 5. Ошибки, которые подстерегают…(2 часа).

  1. Речевые ошибки.
  2. Грамматические ошибки.
  3. Логические ошибки.
  4. Фактические ошибки.

Раздел 6. Трудные случаи орфографии и пунктуации (12 часов)

Повторение орфографических и пунктуационных правил ведется с учётом типологии заданий части А и В.

  1. Правописание чередующихся гласных в корне слова
  2. Правописание приставок
  3. Правописание суффиксов прилагательных и причастий
  4. Виды словосочетаний
  5. Главные члены предложения. Грамматическая основа
  6. Знаки препинания при однородных членах
  7. Знаки препинания при обособленных определениях
  8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
  9. Знаки препинания при обращениях, вводных словах, предложениях, вставных конструкциях
  10. Знаки препинания в сложном союзном и бессоюзном предложениях

Тематическое планирование курса


п/п

Тема занятия

Всего часов

Распределение часов

Формы контроля

теория

практика

1.

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе на экзамене в 9 классе.

1

2.

Что такое изложение? Как правильно читать и слушать изложение.

1

1

3-4.

Алгоритм работы с текстом изложения.

2

2

5.

Сжатое изложение. Критерии оценивания сжатого изложения.

1

1

6.

Тема текста. Проблема. Основная мысль.

1

0,5

0,5

7.

Микротема как наименьшая часть темы. Ключевые слова.

1

1

8-9.

Знакомство с демоверсией 2012 года. Написание изложения из демоверсии.

2

1

1

10-11.

Способы сжатия текста изложения

2

1

1

12.

Лексика. Основные понятия раздела «Лексика» Лексическое значение слова. (задания типа А-2, В-1)

1

1

13.

Фонетические особенности слова (задание типа А-4)

1

1

14.

Правописание корней с чередующимися гласными (задание типа А-5)

1

1

15.

Правописание приставок на з-с (задание типа А-6)

1

1

16.

Правописание приставок пре-при (задание типа А-6)

1

1

17.

Способы связи предложений в тексте.

1

1

18-19.

Правописание суффиксов прилагательных и причастий

2

2

20.

Сочинение-рассуждение, его структура. Тезис, аргументы, вывод.

1

1

21.

Виды словосочетаний.

1

1

22-23.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1).

2

1

1

24-25.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (С2.2).

2

1

1

26

Главные члены предложения. Грамматическая основа

1

1

27.

Знаки препинания при однородных членах.

1

1

28.

Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция.

1

1

29.

Знаки препинания при обособленных определениях

1

1

30.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

1

31.

Речевые ошибки. Грамматические ошибки.

1

1

32.

Знаки препинания при обращениях, вводных словах, предложениях, вставных конструкциях

1

1

33.

Логические ошибки. Фактические ошибки.

1

1

34-35.

Знаки препинания в сложном союзном и бессоюзном предложениях

2

2

Используемая литература: 

  1. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Русский язык. - Москва: ФИПИ, 2011.
  2. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение. Методическое пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.  
  3.  Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учеб.-тренировоч. задания: учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.  
  4. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 класс.: учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2005.
  5. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
  6. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й Кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проверки государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – ФИПИ.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов

Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...

Программа факультативного курса по химии «Решение задач» 8 классы

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования...

Программа факультативного курса «До начала основной химии» 7 классы

Предлагаемый пропедевтический курс рассчитан на учащихся  7 классов.  Поддерживаемая данным курсом «деятельностная пропедевтика» начальных химических понятий ориентирована на создание особой...

Программа факультативного курса по английскому языку для 8 классов по теме "Добро пожаловать в Великобританию и Америку".

Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа в год, то есть по 1 часу в неделю. данный факультативный курс предполагает ознакомить учащихся с повседневной жизнью Великобритании и Америки, не...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....