Интеллектуально-развлекательная игра "Знаешь ли ты, русский язык?"
классный час по русскому языку по теме

Соколова Надежда Николаевна

Эта игра для воспитанников детского дома (13-15 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaesh_li_tyrusskiy_yazyk.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра «Знаешь ли ты , русский язык?»для воспитанников детского дома(6-9кл.)

Цель: Закрепить знания полученные в  школе и на индивидуальных занятиях по разделу «русский язык»

          Выявить пробелы в усвоении знаний языковедческого цикла.

          Развивать поисковую активность детей в процессе выбора ответа.

           Создать атмосферу уважения и доброжелательности.

          Побуждать интерес к знаниям.

Материал:-китель ,фуражка морского офицера, записная книжка, карандаш.

                   -тулуп, кушак, ушанка, кнут.

                   -карточки (А-4) с написанными заданиями.

                    -медали(ордена).

                     -текст сказки с пропусками.

                      -10-12 экземпляров «контрольная для взрослых» и образец этой контрольной.

Ведущий-

Мой верный друг,

Мой друг коварный,

Мой царь,

Мой раб-

Родной язык!

                 (Валерий Брюсов)

Добрый день! Итак, мы начинаем нашу игру «Знаешь ли ты,русский язык?»

                              ПРАВИЛА ИГРЫ:

-игра состоит из трёх этапов. Я задаю вопрос и за каждый правильный ответ вы получаете медаль.

-думайте прежде чем ответить.т.к. ошибаться в первом этапе вы не имеете право.

-во второй этап выходят те,кто  получил  1-2 и более медалей.

-в третий этап выходят те,  кто  получил 2-3 и более медалей.

-я,ведущий,решаю правильно ли ответил ребёнок и никаких споров,обсуждений во время игры не принимаю.

-дополнительные сведения по правилам я сообщу перед вторым и третьим этапами.

Ведущий-Многие слова встречающиеся в старых книгах нам не знакомы,но каждый из нас задумывался о значении того или иного слова.

(пока ведущий говорит -дети одеваются для сценки)

Сценка-Ямщик укутанный в тяжёлый  тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывая на седока.Тот жмётся от холода,подняв воротник,засунув руки в карманы.

Ямщик тычет кнутовищем в небо.Щурит глаз под бровью басит,утешая:

-Замолаживает…..

-То есть,как замолаживает?-мичман смотрит недоумённо.

-Пасмурнеет-коротко объясняет ямщик.

Мичман суетится, вытаскивает из кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы,выводит старательно.

-Замолаживать-иначе  пасмурнеть – значит заволакиваться  в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками,говоря о небе клониться к ненастью.

Ведущий-Морозный мартовский день 1819г.Оказался самым главным в жизни мичмана . На пути в Москву, где-то у Зимогорского яма затерянного в новгородских лесах,  мичман принял решение, которое повернуло его жизнь.

Застывшими пальцами исписал он в книжке первую страницу. Этим мичманом был Владимир Иванович Даль(1801-1872).

Главное дело его жизни-четыре толстых тома. В них более 200 тысяч русских слов.

Это «Толковый словарь живого великорусского языка»

          1этап.

Кто создатели славянского алфавита?

-Отелло и Дездемона

-Оля и Коля

-Кирилл и Мефодий

-Ромео и Джульетта

Что означает выражение «Купить кота в мешке»?

-Выпросить у друзей домашнее животное и не имея сумки или корзины положить его в мешок.

-Приобрести что-либо неглядя.

-Купить в магазине ненужные предметы.

-Выиграть в экологическую лотерею-мышь.

Буква «Л» в Древне-русской азбуке обозначает…….

- Лень.

-Люди.

-Лошадь.

-Лёд.

Какой продолжительностью был учебный день на Руси?

- с обеда до  ужина.

- с 8,30 до14,30.

- от темна до темна.

- с 10 до 13.

Кем был издан первый русский букварь?

- М. Ломоносов.

-И. Фёдоров.

- А.  Пушкин.

-Ю. Романов.

 В каком  городе стали впервые писать на бересте ?

- в Хабаровске.

- в Новгороде.

- в Красноармейске.

- в Москве.

Какой язык в древние времена называли языком учёных?

- немецкий.

- английский.

-латинский.

-пиратский.

Сколько частей речи в русском языке?

- 8

- 10

- 25

- 13

Составьте правильное словосочетание с глаголом «одеть».

- шапку.

- свитер.

-ребёнка.

-сапоги.

Какое из этих слов  иноязычное?

- буква.

- зодчий.

- тоска.

- архитектор.

Какое слово не образовано от слова «подлинный».

- подлинно.

- подлинность.

- подданство.

- подлинник.

Сценка:

Ведущий- В недавнем прошлом мы,будучи школьниками,в школу ходили в форме и называли себя пионерами и комсомольцами.Сейчас мы попытаемся воссоздать маленький эпизод обучения на уроке в советской школе.

Учитель(ведущий): Здравствуйте(все дети встают)

- Садитесь.

-Сегодня мы повторим тему «глаголы»

-Иванова,к доске.

-Вопрос- «Какие глаголы называются  безличные»?

- (Глаголы ,которые обозначают действия,происходящие сами по себе)

Учитель:Правильно,садись,смелей надо отвечать.

- Петров,назови способы образования глаголов.

(Приставочный,суффиксальный,приставочно-суффиксальный)

Ведущий: Итак во второй этап вышли……..

Правило второго этапа-Игрок может ошибаться только один раз и имеет право на одну подсказку друга(зрители)

          2 ЭТАП.

Какое это предложение?

- простое.

- сложносочинённое

- сложное

- сложноподчинённое

Что не является членом предложения?

- наречие

- местоимение

- предлог

- прилагательное

Какая часть речи не является самостоятельной?

- существительное

- глагол

- междометие

- прилагательное

Как проверить безударную гласную?

- переставить слоги

- заменить гласную  -на согласную

- поставить под ударение

В каком слове ударение поставлено не правильно?

- хвоЯ

- дефИс

- вЕрба

- тАнец

Какое из этих слов пишется раздельно?

- (в) добавок

- (в) придачу

- (в) накладе

- (в) догонку

Какое из этих числительных количественное

- первый

- второй

-три

- четвёртый

Какой согласный звук не образует пары?

- (з)

- (г)

- (м)

- (б)

Какого времени глагола не существует?

- будущее

- настоящее

- прошедшее

- длительное

Какое из этих слов не склоняется?

- окно

- польто

- яйцо

- небо

Буква «о» пишется в слове…

- безотл…гательно

- нагр…ждать

- предпол…гать

- заг…релый

Ведущий -вы будущее России. Как бы вы себя не называли-пионеры или тинэйджеры. Вы все любите и читать ,и слушать сказки. А сочинять сказки вы пробовали?

Я предлагаю сделать это сейчас.

Правило-каждый из вас должен назвать прилагательное.Любое.(Имя прилагательное-часть речи,которое обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Чей?

Мы будем сочинять сказку ,а наши взрослые друзья напишут контрольную(если они пожелают)

КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ТЕКСТ СКАЗКИ ПРИЛАГАЮТСЯ

Ведущий-в третий этап вышли игроки…..

Правило третьего этапа-игрок может ошибиться только два раза и на одну общую подсказку зрителей

3 ЭТАП

Какое слово не является синонимом слова «больница»?

- госпиталь

- лазарет

- аптека

- стационар

Какое местоимение возвратное?

- я

- мой

- этот

- себя

Буква  «Е» пишется в слове…

-верм…шель

- зап…рать

- ут…шать в беде

- пр…оритет

Какое слово является антонимом слова  «грусть»?

- тоска

- веселье

- скука

-печаль

Буква «И» пишется в слове…

- в санатори…

- в интернат…

- в искусств…

- в комнат…

«НН» пишется в слове…

- пчели……ый

- исти……ый

- гуси……ый

- слоё……ый

Через дефис пишется слово…

-в обмен

- в упор

- в третьих

- в обрез

Какое слово пишется слитно…

- «в» переди отряда

- пробовать «на» зубок

- «на» редкость

- «в» меру своих способностей

Ведущий-Вот и закончилась наша игра. «читает стихотворение Владимира Гордейчева  «Родная речь»

Объявляется победитель.

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-развлекательная игра "Кто вытянет репку?"

Цели игры: повысить интерес к предмету "Литература"; развивать смекалку, логическое мышление....

Интеллектуально-развлекательные игры о природе

Подходят для разных мероприятий о природе...

Интеллектуально-развлекательная игра по литературе.

Вненклассное мероприятие для средних школьников. командная игра....

Интеллектуально – развлекательная игра «Happy Chance.»

Познавательно – развлекательная форма подачи внеклассного  мероприятия (в форме  интеллектуально – развлекательной  игры)  поможет  учителю расширить лексический запас школьни...

Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

интеллектуально-развлекательная игра по русскому языку для 5-6 классов "Фонетический КВН"

Разработка внеклассного мероприятия поможет педагогу организовать внеурочную деятельность учащихся на предметных неделях русского языка и литературы.Данная игра позволяет активизировать познавательную...

Сценарий турнира знатоков русского языка для 8 класс на темк: "Славим тебя, русский язык1"

Данный сценарий внеклассного мероприятия посвящен Международному дню родного языка. Он включат всебя как различный познавательный материал, так и задания, которые способствуют воспитанию у чащихся инт...