Урок русского языка в 7 классе с презентацией. "Повторение изученного в разделе "Причастие".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Разумей Ольга Васильевна

Урок-практикум по орфографии. Основная цель данного урока - обобщение изученного материала по теме "Причастие", развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.

Цели:

- обобщение изученного материала по теме «Причастие»;

-развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся;

- выявление уровня готовности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Задачи:

- учебная - выполнение упражнений, решение орфографических задач, участие в обсуждении, выявление уровня знаний по теме;

- развивающая – развитие навыков взаимопроверки, устной и письменной речи учащихся;

-воспитательная- формирование умения осмысленно, целенаправленно организовывать свою деятельность на уроке, воспитывать ответственность за грамотно сформулированные вопросы и лаконичные ответы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: репродуктивный, словесный, эвристическая беседа, орфоэпическая разминка, морфемный разбор, морфологический разбор, выполнение упражнений, проверочная работа, мини-сочинение.

Оборудование: мультимедиа, картина И.И. Левитана «Золотая осень», музыкальные композиции (И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение  цели урока. Слайд 2.

    -Ребята, цель нашего сегодняшнего урока: обобщить изученный материал по теме «Причастие», развивать навыки решения орфографических задач по теме, выявить уровень готовности к предстоящей контрольной работе.

III. Вводное повторение. Разминка.

Учитель.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.

(Учитель читает наизусть).

Слайд 3.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

                                      П. Чесноков

Ученики.

- Автор пишет о причастии.

Учитель.

-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Какие именно?

Ученики.

- Причастие сочетает в себе признаки прилагательного с признаками глагола. Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос: какой? и согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже.

Причастия образуются от глагольной основы: бег-ут - бегущий. Они, как и глагол, имеют следующие грамматические признаки: вид, время, возвратность/невозвратность.

Учитель.

-Правильно, ребята. А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Слайд 4.

                                              Причастие-это часть речи, причастная глаголу

        в образе прилагательного.

                                                                                                                   В.И. Даль

-Я думаю, что теперь вам ясно, о чём говорил В.И. Даль.

IV. Систематизация изученного материала.

Задание 1. «Найди причастие».

Учитель.

-Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие. На доске записаны слова. Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их. Слайд 5.

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие на стоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть - глагол.

Задание 2. Орфоэпическая разминка.

Учитель.

- А теперь проведём орфоэпическую разминку.

На доске записаны слова. Какой частью речи они являются?

 Звонящий, подменённый, дышащий, переданный, отключённый, начатый, оценённый, прожитый, положенный.

Ученики.

- Это причастия.

Учитель.

-Верно. А теперь расставьте ударение.

(Ученики по одному называют, на какой слог падает ударение. Учитель расставляет его над словами, записанными на доске.)

Задание 3.  Морфемный и морфологический разбор причастий.

Учитель.

-Многие поэты использовали в своих стихах причастия. И сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Д. Кедрина, которое насыщено причастиями. (Учитель читает стихотворение). Слайд 6.

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

                                                                               Д.Б. Кедрин

- А теперь следующее задание. Оно также позволит обобщить знания по теме «Причастие», что соответствует цели нашего урока. Найдите и подчеркните причастия, выполните морфемный разбор всех причастий и морфологический разбор одного из них.

(Учащиеся выходят к доске по одному, называют причастия и выполняют их морфемный разбор. В это время один ученик выполняет морфологический разбор причастия).

Видевший - причастие (какой?)

  1. Н.ф. - видевший

II. П.п. - несовершенный вид, действительное, прошедшее время.

Н.п. - м.р., ед.ч, и.п.

III. Видевший.

Задание 4. Выполнение упражнения.

Учитель.

- Выполняя следующее задание, вам необходимо вспомнить правило «Гласные перед Н и НН в причастиях». Кто напомнит мне это правило?

(Один из учеников рассказывает правило).

- А теперь откройте учебники Практики на странице 60 и выполните устно упражнение 158.

Физминутка (под мелодию И.С. Баха «Шутка»).

Задание 5. Проверочная работа.

Учитель.

- А теперь подведём итог нашему обобщению материала о причастии и выполним проверочную работу на правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных, а также на правописание не с причастиями.

Слайд 7.

    Слома..ый карандаш, вяза..ый шарф, чище..ые сегодня ботинки, газирова..ая вода, запута..ые нитки, пута..ые мысли, каша сваре..а.

    Ещё (не) испыта..ое в бою оружие; (не) сдела..ая, а отложе..ая работа; (не)продуман..ый ответ; ответ (не) продуман; (не)годующий взгляд.

- А теперь поменяйтесь тетрадями, посмотрите на следующий слайд и проверьте работу друг у друга. Поставьте оценки.

Слайд 8.

    Сломанный карандаш, вязаный шарф, чищенные сегодня ботинки, газированная вода, запутанные нитки, путаные мысли, каша сварена.

    Ещё не испытанное в бою оружие; не сделанная, а отложенная работа; непродуманный ответ; ответ не продуман; негодующий взгляд.

        

Задание 6. Мини-сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (с использованием причастий).

Учитель.

    Последнее задание, которое вы выполните на сегодняшнем уроке, позволит проверить, умеете ли вы употреблять причастия в речи.

    Итак, перед вами картина известного художника Исаака Ильича Левитана «Осень». Слайды 9,10. Посмотрите на неё внимательно, представьте, что вы находитесь в том живописном месте, которое изобразил на своём полотне художник. Напишите мини-сочинение, используя причастия. А чтобы вдохновение быстрей посетило вас, я включу музыкальную композицию Петра Ильича Чайковского, которая называется «Времена года. Октябрь».

(2-3 учащихся читают получившиеся сочинения. Учитель кратко их анализирует).

IV. Подведение итогов.

V. Оценки.        

VI. Домашнее задание: повторить параграфы 132-140, выполнить упражнение 212.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Презентация к уроку русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о СКС", 7 класс

Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного»   5 класс...