Учимся видеть метафору
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знако­мятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить перенос­ное значение в самых простых слово­сочетаниях: шляпка гриба, ножка стола, блестящие способности. На уроках литературы юные читатели осознают метафору не только как средство лексической выразительности языка, но и как способ построения образа.   Любая   метафора   требует   от читателя умения понимать и чувство­вать создаваемый ею образно-эмоцио­нальный эффект. Умению видеть мета­фору и содержащееся в ней скрытое сравнение необходимо учить, чтобы дети смогли освоить образные богатст­ва языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_videt_metaforu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Учимся видеть метафору

          В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знакомятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить переносное значение в самых простых словосочетаниях: шляпка гриба, ножка стола, блестящие способности. На уроках литературы юные читатели осознают метафору не только как средство лексической выразительности языка, но и как способ построения образа.   Любая   метафора   требует   от читателя умения понимать и чувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Умению видеть метафору и содержащееся в ней скрытое сравнение необходимо учить, чтобы дети смогли освоить образные богатства языка и литературы.

     Проведенный нами урок о метафоре можно назвать уроком формирования теоретико-литературных понятий. В качестве поэтических иллюстраций использовались программные произведения курса литературы для VI класса и стихотворения, предложенные для внеклассного чтения. Цель этого урока — углубить представление шестиклассников о художественных выразительных средствах поэтического языка, раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения), а также развивать эстетический вкус детей, способность мыслить образами и побудить их к творчеству.

     1.Подготовка воссоздающего воображения учащихся

     —        Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. Вспомните древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... Это все — метафоры, яркие образные сравнения. И хотя мы
знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в прои
сходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.

     Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописным полотном, мы понимаем, что кто-то все это придумал: написал, сочинил, нарисовал.

     Почему так притягивает и влечет нас к себе этот придуманный поэтами, музыкантами, художниками мир? Может быть, этот мир очаровывает нас так же, как пение Орфея потрясало людей и природу? И пусть на пути к этому светлому миру поэзии нас ожидают «камни и сумерки» — «Душа обязана трудиться...» Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование?

     2.Опора на воссоздающее воображение учащихся. Введение нового понятия

—        Я держу в руках засохший цветок.    Тонкие    остроконечные    листья, желтые полупрозрачные лепестки, словно крылья трепетной бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок уже утратил аромат, и только наша фантазия возвращает нас в лето. В лесу ли, на лугу рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зеленой траве? Полуденный ли зной отнимал у него последнюю влагу? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Да, цветок можно использовать для гербария, предварительно посчитав количество тычинок, описав форму лепестков и листьев. Можно употребить его как закладку для книги. А если он попадет в равнодушные руки, его выбросят, как ненужный мусор, и забудут о нем. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Сколько времени цветок пролежал там, неизвестно — год, десять лет?.. Цветок попал в руки к поэту, и... родились стихи. (Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Цветок».)

     - Почему этот засохший цветок так интересен поэту? (Он напоминает о людях.)

     - Почему так много психологических эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (С увядшим цветком поэт сравнивает угасшую человеческую жизнь.)

     - Почему свою мечту поэт называет странной! (Пушкин домыслил, «сочинил» судьбу цветка.)    

     - А как бы вы определили здесь значение слова мечта!

     —        Душа поэта, исполненная «меч тою странной», отозвалась на чью-то чужую жизнь. Образ цветка в пушкинском стихотворении — метафора, позволяющая читателю увидеть и цве
ток, и невидимую невнимательному взгляду человеческую жизнь.

     3.Обращение к жизненному опыту учащихся

     —        Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний.   Всему мы придумали  названия, имена. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений — это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный. У вас было домашнее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнение.

     Вот наиболее типичные сравнения учащихся:

     —        Листья березы словно маленькие сердечки.

     —        Ярко-оранжевый апельсин как полуденное солнце.

     —        Осенние кленовые листья будто красные лапки гуся.

     - Засушенные цветы нарциссов напоминают серебристые звезды.

     - В причудливой форме картофелины видится человеческое лицо...

     Демонстрирую ребятам выставку «Лесная фантазия»: веточки, сучки, корни напоминают змею, лису, птицу в полете. Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение — совсем непросто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант.

     —        Поэт Сергей Орлов еще в школе начал писать стихи. Как-то раз мальчик увидел в огороде на грядках овощи: тыкву, репу, брюкву. Но это уже был взгляд настоящего поэта. Появились стихи:

В жару растенья никнут,

Бегут от солнца в тень.

Одна лишь чушка-тыква

На солнце целый день

Лежит рядочком с брюквой,

И кажется: вот-вот

От счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнет.

     —        Почему юный поэт придумал такое яркое сравнение тыквы — с чушкой? (По форме тыква и свинья— большие, гладкие, лоснящиеся, обе любят погреться на солнце, у обеих
хвостик завитком.)

     - Какие глаголы создают динамичную, образную картину? (Растенья никнут, бегут в тень, тыква хрюкнет, махнет хвостиком.)

     - Поэт не употребляет сравнительных союзов как чушка, словно чушка. Почему он скрывает свое сравнение? (Чтобы образ получился более достоверным, да и нет необходимости в сравнительных союзах: мы видим эту тыкву, так похожую на чушку.)

     —        Почему поэт использует просторечное слово чушка (а не свинья)!
(Это — взгляд ребенка, он восхищается, любит этот веселый образ чушки-
тыквы.)

     4.Введение определения метафоры

     —        «Все познается в сравнении» — этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.

     Сравнение — это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, точно, похоже, будто.

     —        Негромко, хором, прочитаем отрывок из стихотворения Пушкина
«Зимний вечер».

     После небольшой паузы спрашиваю детей:

     - С чем сравнивает поэт снежную бурю? (С воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником.)

     - Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым, наглядным; поэт нашел самые пронзительные сравнения; буря может завывать зло и жестоко, как зверь, может плакать жалобно и безутешно, как дитя, может напомнить о себе среди сумеречной тишины стуком запоздалого путника — а может, ветка дерева стучит в стекло?)

     - Скрытое сравнение мы найдем во многих выражениях, в которых слово употреблено в переносном значении, например: золотые колосья (словно из золота). Такие скрытые сравнения, появившиеся в языке давным-давно, мы уже перестали воспринимать как сравнения {дождь идет, нос корабля и т. п.).

     В поэзии скрытое сравнение помогает создать художественный образ.

     Метафора — это и есть скрытое сравнение.

     Умение увидеть нечто таинственное в метафоре, разгадать скрытое в ней сравнение — под силу лишь человеку чуткому, внимательному к слову, отзывчивому к красоте.

     Часто в стихах поэты прибегают к сравнению описываемого предмета с другим предметом, но этот другой предмет не называют, он лишь подразумевается. Послушайте отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 7, I строфа): «Гонимы вешними лучами...»

     —        Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке. (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель.)

     —        Почему поэт называет весну «утром года»? (С весны начинается
возрождение природы, как с утра —новый день.)

     - Понятна ли вам эта метафора? Трудно ли было ее разгадать? (Метафора эта — прозрачна, раскрыть ее смысл несложно, ведь поэт употребил так много «весенних» слов.)

     - Есть ли в этом отрывке еще метафоры? Раскройте их смысл.

     - Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой.

     - Полевая дань — нектар, мед, собираемый с полевых цветов, — все это дано пчеле самой природой. Восковые кельи — это соты, небольшие «комнатки» (кельи), где живут пчелы.

     - В маленьком отрывке — три чудесные метафоры! Такое доступно лишь великому таланту.    

     - Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?

      - Еще прозрачные, леса /Как будто пухом зеленеют.

       - Какой перед вами предстает весна? (Весна — ранняя, еще нет листвы, сквозь голые ветви деревьев просвечивает небо — потому и леса прозрачные: едва проклюнулись из почек зеленые листочки.)

     - Хорошее слово проклюнулись  Как цыплята из яичной скорлупы. А как вы думаете,  поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса — это взгляд издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются, как в нежном акварельном рисунке, — получается «пух».)

       5.Виды метафор

     - Понятные, «прозрачные» метафоры, тайны разгадок которых подсказывает сам поэт, называются метафорами первого плана. А вот послушайте четверостишие из стихотворения А. А. Фета:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

     - Метафора в этом четверостишии вызвала у шестиклассников определенные затруднения, создаваемые образным рядом: «пыль» — «сугробы».

     - Какое время года здесь изображено? (Зима.)

     - Почему же речь идет о пыли?

     - Внимательно вглядевшись в образную ткань стихов, учащиеся заметили, что пыль может быть и снежной — во время бури, вьюги.

     —        Метафора серебряные змеи звучит таинственно. Попытаемся раскрыть ее смысл. Раннее утро. На душе грустно. Метель стелется по земле, по сугробам; она свивает и гонит снег —
эти «струи» напоминают белых (сере
бряных) змей. Это — поземка. Поэт стремился придать своему стиху красоту и убедительность. Такие трудные метафоры называются метафорами
второго плана. Некоторые из них можно объяснить только приблиз
ительно.

     - Настоящим мастером сложных, порой неожиданных метафор был Сергей Есенин. Послушайте отрывок из его стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу». Всю глубину смысла этого произведения вы поймете, когда повзрослеете. Но я вам много рассказывала о Есенине, о его любви к России, к деревне, о пленительных образах его поэзии. Постарайтесь понять основной лейтмотив стихотворения, смысл отдельных сравнений, попытайтесь найти метафоры первого и второго планов.

     Читаю стихотворение. Оно очень понравилось шестиклассникам, хотя для детей этого возраста привычнее мажорные интонации в поэзии, идет ли речь о красоте природы или о человеческих чувствах.

     —        Стихи Есенина очень грустные.

     —        Поэт говорит об увядании, о холоде, о смерти.

     - В печали поэта много светлого.

     - Можно ли эти стихи назвать поэтическим воспоминанием? «Дневником» души поэта? (Да, поэт вспоминает о юности, об ушедшей молодости.)

     —        И хотя Есенин говорит: «Не жалею...», ему жаль прошедшего.О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

     —        Как вы понимаете эту метафору? (Воспоминания о молодости всегда волнуют человека, заставляют представить себя полным сил.)

     —        Да, в юности, когда человек молод, свеж, бодр, ничто, по мнению поэта, не происходит «наполовину».
    - Человека переполняют силы, чувства, желания. «Буйство глаз и половодье чувств» — как вешняя вода бурлит и заливает пространство, так и чувства молодости могут быть необузданными, сильными, всепобеждающими.

     Учащиеся предположили: если бы Есенин отказался от этой яркой метафоры и употребил бы нейтральное по значению слово избыток (чувств), то строка потеряла бы все свои краски, образ потускнел и распался бы.

     Внимание учащихся в этом стихотворении привлекли две удивительно живописные и романтичные метафоры: «страна березового ситца» и «розовый конь». Первая создавала в воображении детей сказочную березовую рощу, с атласными стволами деревьев, свежей листвой. Но от их внимания ускользало ключевое слово стиха — ситца. Хотя, вероятно, было бы красивее и красочнее, если б поэт написал «березового... шелка». Почему — ситца!

     - Ситец — дешевая ткань, предпочтение которой отдают простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду.

     —        Верно, есенинская страна — это деревенская Русь, небогатая, но красивая, талантливая, любимая поэтом. Слова шелк и ситец в нашем случае становятся антонимами.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

 Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

     —        Розовый конь. Что хотел выразить Есенин этой метафорой? Мы с вами читали народную сказку о таинственных всадниках: красном, черном и белом. Белый всадник — утро, красный — полдень, черный — ночь. Может быть, есенинский «розовый конь» тоже имеет отношение ко времени, только времени человеческой жизни? Розовый цвет — символ юности, детства, цвет зари (начала новогодня). В языке бытуют выражения «розовые мечты», «видеть мир в розовом
свете» — так говорят о чрезмерно мечтательных натурах, романтически возвышенных, оторванных от реальной жизни. Найти единственное конкретное значение есенинского «розового
коня», наверное, невозможно. В этом случае метафора второго плана пр
иближается к символу.

     Учащиеся хорошо ориентируются в отличительных особенностях сравнения и метафоры: замечаю, что эти два тропа — родственные явления: в поэзии и в прозе они часто выполняют сходную по цели работу. Иногда термины сравнение и метафора употребляются как синонимы.

В качестве закрепляющего материала о функции метафоры и сравнения предлагаю учащимся стихотворение поэта Виктора Гончарова, написанное белым стихом.

Вслушайтесь,

У осени есть свои звуки,

Осенью сердце моё

Обнажается так же,

Как вот эти деревья,

Оно сжимается в зябкий,

Одинокий комочек.

Оно слушает,

И его мечты неотделимы

От воспоминаний.

И от этого всего

Образуются звуки.

Свои звуки.

И слова и переживания

— Тоже свои.

     —        «Осенью сердце мое / Обнажается так же, / Как вот эти деревья» —проникновенное сравнение! Осень —пора увядания. Все, что скрывали листья и цветы, — обнажилось. Голые
ветки не защищены ничем на холо
дном ветру, но они стали виднее: каждый сучок, каждая трещинка —как на ладони. Так же и с моим сердцем, — словно говорит поэт, —оно обнажено, оно открыто для восприятия мира, чувств, красоты, для постижения звуков и красок. Оно сжимается в зябкий Одинокий комочек. Это — метафора. Сердцу холодно? Оно зябнет? Да, но оно — слушает. Эти стихи о том, как важно в минуты одиночества и грусти повелеть своему сердцу слушать, а для этого оно должно быть добрым, чутким или, как точно сказал поэт, — обнаженным.

     6.Олицетворение — особый вид метафоры

     - Метафору можно сравнить с драгоценным камнем, сверкающим многочисленными гранями и красками. Послушайте стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет». Постарайтесь вместе с поэтом в однообразии белых хлопьев увидеть подвижные, сменяющие друг друга картины. (Стихотворение — по строфам — читают несколько человек.)

     - Какие слова повторяются здесь чаще всего? (Снег идет...)

     - Да, на протяжении всего стихотворения эти слова повторяются восемь раз! Но ведь в них нет ничего особенного? Мы часто говорим: снег идет, дождь прошел, солнце село, шепчутся листья, уснули цветы... Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные — они давно вошли в язык, стали общим достоянием.

      - В стихотворении Пастернака перед нами олицетворение — особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ. В стихотворении «Снег идет» вы почувствовали   удивительную   силу   движения. Что же движется?

     —        Движется пешеход, запорошенный снегом.

     - Танцуют в вихре снежные звездочки.

     - Цветы удивленной герани тянутся за оконный переплет, словно хотят потанцевать со снежинками.

     - Даже лестничные ступени, перекресток дороги стремятся к полету.

     - Верно, поэт вдохнул жизнь в, казалось бы, самые обыденные и привычные предметы. Даже небосвод «в заплатанном салопе» (шубе)... сходит на землю. Движется то, что не может двигаться: ступени, перекресток дороги. И выражение снег идет снова обретает для нас образное значение, возвращает нас к восприятию природы как живого существа: «В ногу с ним... проходит время».

     —        Зачем понадобилось поэтам одушевлять природу, придавать ей черты живого существа, заставлять ее радоваться, грустить, плакать? На этот вопрос смогут ответить только сами
поэты, их стихи.

     Учащиеся исполняют небольшую композицию «Природы дивное дыханье», составленную из «осенних» стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаевой, которая звучит на фоне музыки П. И. Чайковского («Времена года», «Октябрь»). Шестиклассники убедились, что поэты размышляют об одном — о грустной поре увядания. Но — как по-разному!

     Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание.

     —        Представьте на миг, что все вы художники. В руках у вас — волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты ее, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

     Из ответов детей:

     - Я нарисовал бы березовую рощу с редкими листочками на ветках.

     - Широкую дорогу, отороченную ранним инеем на сухой траве.

     —        Извилистый ручей с прозрачной водой.

     —        Застывший пустынный пруд, никто еще не катается на коньках, потому что лед слабый, и поэтому поверхность пруда зеркальная, таинственная.

     —        Охотник с ружьем на коне со сворой гончих собак — начинается время охоты.

     —        Ваши картины замечательны, вы хорошо почувствовали тишину и приглушенные краски пушкинской осени. Какие образы этой картины особенно трудно передать живописцу на холсте?(«Роща отряхает... листы»; «дохнул осенний      хлад»;      «бежит      ручей»;

«страждут озими»; «уснувшие дубравы».)

     — Вы назвали олицетворения, именно они одухотворяют красоту осеннего пейзажа, которую А. С. Пушкин передал словами.

     7. Подведём итоги. Разговор о метафоре приобщил моих учащихся к пониманию поэзии как искусства слова, помог проникнуть в тайны творчества. Размышлений о метафоре потребовали от детей духовных усилий, заставили работать их мысль и воображение. Вникая в смысл каждого оттенка метафоры, мобилизуя свои разум и чувства, учащиеся испытывали на себе действие удивительной силы поэзии. Именно метафора приводила в движение ум и душу юного читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись видеть прекрасное в человеке

УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ» Задачи:дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетиче...

Учимся видеть красоту. Классный час.

Разработка классного часа для младших школьников специальных (коррекционных) классов vIII вида...

План-конспект урока изо (1 класс) на тему: «Мастер изображения учит видеть»

Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; учить видеть красоту и разнообразие окружающего мира природы....

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

презентация к занятию "Учимся видеть красоту"

Презентация направлена на развитие умения видеть красоту окружающего мира...

Учимся видеть метафору

В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знакомятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить переносное значение в самых простых словосоче...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...