конспект урока "Разговорный стиль речи"
учебно-методический материал (русский язык, 10 класс) по теме

Озорнова Людмила Фёдоровна

Конспект урока в 10 гуманитарном классе "Разговорный стиль речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.odt26.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Озорнова Людмила Фёдоровна, МБОУ- лицей г.Алейска, учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка по теме « Разговорный стиль речи» в 10 гуманитарном классе. Учебник под редакцией А.И.Власенкова. Цель — формирование культуроведческих компетенций. Этапы урока и педагогические приёмы соответствуют технологии встречных усилий, отвечают требованиям ФГОС .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

«Разогрев»

учебной группы,включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»Педагогический приём «отсроченная отгадка».

Контрольно — подготовительный этап.

Педагогический приём «повтор с расширением».

Постановка учебной цели - «Вызов». Педагогический приём «Знаю — хочу узнать».

Этап «Сотворчество». Педагогический приём « Наблюдение».

Итоги урока. Оценка работы групп.

Домашнее задание.

Тема урока не называется.

Слово учителя.

Зная, что повторяем стили речи, прослушав аудиозапись телефонного разговора, назовите тему урока и обоснуйте свой ответ.

Включается аудиозапись.

Изучение подлинной разговорной речи началось с 70-х годов 20 века. До этого времени разговорная речь изучалась по диалогам, представленным в художественных произведениях. Но это не настоящая разговорная речь. Писатель никогда не воспроизводит разговорную речь фотографически, он изменяеи её применительно к своим художественным задачам. Желание изучать не отражённую,препарированную, а подлинную разговорную речь заставило лингвистов заняться «полевыми исследованиями». Вооружившись магнитофонами, они отправлялись в магазины, на вокзалы, на площади — в людные места и начинали записывать живую разговорную речь. И это было своеобразной революцией в исследовании разговорной речи. Оказалось, говорим мы совсем не так, как пишем.

Посмотрите на текст прослушанного вами телефонного разговора — это доказательство того вывода, к которому пришли лингвисты.

( Тексты - приложение 1 к уроку  на партах и на экране)

Слово учителя.

Для непринуждённой собственно разговорной речи обязательны 3 условия. Давайте попробуем, анализируя данный телефонный разговор, назвать эти условия.

  • Что сразу бросилось в глаза?

(Диалогическая форма речи, когда каждое высказывание, каждая реплика обращены к собеседнику.)

  • А какую неязыковую информацию, характерную для разговорной речи, можно извлечь из данного телефонного разговора?

Обсудите в группах и дайте ответ.

На языке стилистики это значит, что между участниками общения отсутствуют официальные отношения. Это первое уловие того, чтобы разговорная речь состоялась.

Следующие 2 условия для собственно разговорной речи мы назовём, сопоставляя уже знакомый нам телефонный разговор и отрывок из рассказа А.И.Куприна «Интервью». Тоже яркий, живой разговор, но...

(На партах тексты — приложение 2 к уроку ,проекция на экран.)

После прочтения обсудите в группе ваши наблюдения.

Подведём итог, говоря языком науки:

  • второе условие, необходимое для подлинной разговорной речи, это непосредственность общения;
  • третье условие — естественная разговорная речь всегда неподготовленная, импровизированная.

А теперь дайте определение разговорной речи, исходя из сделанных вами наблюдений и выводов.

Итак, тема урока названа. Определите цели нашей деятельности на уроке, исходя из того, что важно лично для вас.

Таким образом, учебная цель — особенности разговорной речи на уровне фонетики, лексики,словообразования,морфологии,синтаксиса.

  1. Раздел «Фонетика».

Нас интересует звуковая сторона разговорного стиля. Прослушав аудиозапись диалога,обсудив в группах, назовите особенности разговорной речи с точки зрения фонетики.

  • Са-ан Са-аныч! Мы так не договаривались!
  • Здрасьте! А кто мне давеча все уши прожужжал: «У меня в подсобке есть!»
  • Да Вы чё?! Я эту бандуру сам сто лет не трогал и другим не советую. Ваши работяги в такую холодину и не утащат её.

( Приложение 3)

2.Раздел «Лексика».

Этот же разговор, распечатанный на листы, лежит у вас на партах — приложение 3.

Обсудите в группах, какие слова употребляют говорящие?

  1. Раздел «Словообразование».

На экране ряд слов.  Назовите морфему, характерную для разговорного стиля. Каково её значение?

А. Мамочка, лапушка, солнышко, кривляка, домище, холодина.

Б. Раздевалка, печка, ножик, говорун, работяга, вкуснятина, докторша.

В. Глазастый, худющий, кусачий,

 драчливый, здоровенный.

5.Раздел « Синтаксис».

Назовите особенности предложений, характерных для разговорного стиля.

На экране:

  1. Пожалуйста, два до Барнаула.
  2. Покажите синие.

Сравним две фразы.

На экране:

  1. Завтра еду в Москву оппонировать.
  2. Еду в Москву. Завтра. Оппонировать.

Синтаксис разговорной речи весьма разнообразен, что обусловлено её устной формой и яркой экспрессией. Кроме названных ранее, познакомтесь с другими особенностями синтаксиса разговорной речи.

На экране.

  • Сложные предложения не характерны для разговорной речи, чаще других употребляются бессоюзные. ( Уеду — тебе будет легче.)
  • Порядок слов в живой речи: на первое место ставится,как правило, самое важное в сообщении слово. ( Компьютер мне купи.)
  • Употребление местоимения, дублирующего подлежащее. ( Вера, она поздно приходит.)
  • Употребление слов — предложений. ( Ладно. Можно. Ясно.)
  • Использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющие главное сообщение. ( Я думал (тогда я был ещё молод), он шутит.)
  • Активность вводных слов ( может быть, кажется, так сказать, к счастью, знаете ли и др.)

Оценка итогов проделанной работы — сведение воедино всех знаний по теме «Разговорный стиль речи».

Итак, назовите характерные особенности разговорной речи, о которых шла речь на уроке.

Как вы оцените деятельность своей группы в ходе урока? Какие оценки поставите своим товарищам?

Каких целей, поставленных лично вами, вы достигли?

Слово учителя.

Благодаря своим особенностям разговорная речь резко выделяется среди функциональных стилей русского языка. Более того, она противопоставлена другим — книжным стилям фактически по всем параметрам. И эта противопоставленность создаёт благодатную почву для их взаимодействия, а значит,  и для развития русского литературного языка в целом. Известный русский языковед  Л.В. Щерба называл разговорную речь кузницей, в которой куются словесные новшества, входящие затем во всеобщее употребление. Разговорная речь обогащает книжные стили живыми, свежими словами, оборотами, конструкциями. Книжная речь оказывает благотворное влияние на разговорный стиль. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей — один из главных процессов развития русского литературного языка.

Анализ текста разговорного стиля — выявление особенностей на уровне фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Текст подбирают самостоятельно.

По окончании телефонного разговора называют тему урока «Разговорный стиль речи». Приводят доказательства — характерные особенности стиля:

-цель — общение;

-передаёт отношение говорящего к предмету разговора;

-обилие вопросительных, восклицательных, побудительных предложений;

-обращения и прямая речь;

-разговорно — бытовая лексика, эмоционально — оценочные слова;

-отступления от языковых норм;

-преобладание простых и неполных предложений.

Читают текст.

Ответ: диалог.

Групповая работа.

После обсуждения делегат от группы выступает, делегаты от других групп дополняют или оппонируют.

 Ясно, что Юра и Андрей хорошо знакомы, вместе учатся. Отсюда и фамильярное обращение  ( Юрка, ты, здорОво). И реплики, смысл которых может быть понятен только людям, проводящим вместе много времени и знающим друг о друге многое. Так, вопрос «Чего ты не был — то вчера?» читателям не совсем ясен. Где не был? Но Андрей прекрасно понимает — речь идёт о семинаре, который он пропустил. Приятели могут говорит и полуфразами — всё равно они поймут друг друга.

Делают запись в тетрадь: 1 условие — отсутствие официальных отношений.

Читают отрывок из рассказа, обсуждают в группах, делают выводы:

  • кроме говорящих в этом разговоре присутствует, комментирующий высказывания собеседников ( «тяжело вздыхает Крапивин», «молит медовым голосом репортёр и что — то быстро чирикает в записной книжке.») А в телефонном разговоре нет комментариев.
  • Диалог из художественногопроизведения сочиняется писателем, а естественная разговорная речь никем заранее не оформляется.

Делают запись в тетрадь ( 2-ое и 3-е условия).

Формулируют определение.

Разговорная речь — это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее не подготовленная, диалогическая,устная.

«Я знаю» - перечисляют характерные особенности разговорного стиля.

«Хочу узнать» - называют, какие личностные, метапредметные и предметные знания им необходимы при изучении данной темы.

После обсуждения в группах называют особенности:

  • резкое повышение и понижение тона, удлинение («растягивание») гласных, паузы, изменение темпа речи;
  • сокращение звуков ( Сан Саныч, здрасьте, чё).

После обсуждения в группах отвечают:

  • общеупотребительные ( не договаривались, не трогал);
  • разговорные (подсобка, работяги, холодина, бандура);
  • эмоционально — экспрессивная лексика ( не утащат, все уши прожужжал);
  • устаревшее слово (давеча);
  • гипербола( «сто лет не трогал»).

После обсуждения в группах:

А.- очк,- ушк, -ышк, -як,- ищ, -ин — суффиксы со значением ласкательности, неодобрения, увеличенности.

Б. -к, -ик, -ун, -яг, -ин, -ш — суффиксы с функциональной окраской разговорности.

В.  -аст, - ющ,- ач, -лив, -енн — суффиксы оценочного значения.

После обсуждения в группах :

  • предложения простые ,неполные. Неполнота восполняется ситуацией, которая делает неполные предложения понятными. Ясно, что в первом предложении пассажир покупает билет до Барнаула. Во втором — действие происходит в магазине , речь идёт о покупке чего — то синего.

Ответ: во второй фразе дробление предложения, мысль развивается постепенно.

Делают запись в тетрадь.

Называют все особенности разговорной речи, имея возможность прочитать в тетради сделанные в ходе урока записи.

Оценивают работу группы, дают индивидуальную оценку делегатам от групп, тем, кто показал лучшие знания, делают замечания пассивным членам группы.

 Возврат к целеполаганию, оценка результатов.


                                           Приложения.

  1. Телефонный разговор.

Ю. ЗдорОво, это Юрка. Проснулся?

             А. Ага!

            Ю. Чего ты не был вчера — то?

            А. Да, так как — то...

            Ю. Что?

             А. Ну, так просто.

             Ю. Так просто? А позавчера? Тоже так просто?

             А. У зубного был. Я ж...

             Ю. А-а-а...Ну у тебя справка есть?

              А. Конечно.

             Ю. Ты...это самое...физикой — то будешь заниматься?

             А. Обязательно.

             Ю. Надо лабораторную сделать нам. Восьмую.

              А. Лабораторку я прсчитал. А вот ламинарность не получается. Турбулентность.

              Ю. Ну, ерунда.

              А. Это...Ну и пускай турбулентность, да?

              Ю. Конечно! У нас и так было что — то такое...хитрость.

               А. Угу.

               Ю. Я к тебе подскочу заниматься?

               А. Давай.

  1. Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Интервью».

-Я сотрудник газеты «Сутки» -Бобкин...Вот моя карточка. Многочисленные читатели нашей газеты давно горят желанием узнать, над какой новой пьесой работает теперь ваше гениальное перо. Какие новые жгучие образы лежат в вашем неистощимом портфеле...

- Фу — ты...-тяжело вздыхает Крапивин. - Ничего я не пишу. Никакие образы...Отвяжитесь вы от меня...господин Трёпкин.

- Бобкин...Ну, хоть не содержание, а только заглавие, - молит медовым голосом репортёр.

- И заглавия нет никакого. «Суматоха в коридоре, или храбрый генерал Анисимов»... «Жучкина подозрительность»... «Красавица со шпанской мушкой». Молодой человек, оставьте меня в покое. Я вам серьёзно советую в ваших же интересах. Уйдите, господин Дробкин.

- Ха — ха -ха, - смеётся подобострастно репортёр и быстро что — то чиркает в записной книжке.

- А позвольте спросить, дорогой учитель, хотя это, может быть, нескромный вопрос: вы очень волнуетесь перед первым представлением ваших изумительных пьес?

- Ох -ох, - стонет Крапивин, бухаясь в кресло и обтирая лоб платком. - Ужасно волнуюсь. Чудовищно волнуюсь. Ничего не ем целый месяц...Не выхожу из ледяной ванны...

Репортёр кивает головой и поспешно строчит. Крапивиным овладевает испуг.

- Чего вы там пишите? Слышите вы меня или нет? Это я шутя всё сказал, со злости...Положите в карман вашу гнусную книжку. Положите, я вам говорю. Иначе... Видите вы эту бронзовую статуэтку?

- Ваш бюст, кажется? Работа Трубецкого?

- Не мой, а Шекспира...Но всё равно, вы отлично понимаете, что я могу сделать с этой бронзой, молодой человек, - добавляет он упавшим голосом, - ах, покиньте мой дом. Уйдите, господин Тапкин.

   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...