Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода
статья по русскому языку по теме

В статье рассматриваются вопросы построения и анализа  урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного  подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного  подхода

(Базарова Лариса Павловна, учитель русского языка

и литературы МБОУ «ООШ №22)

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Кроме того, меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые:

  •    могут  анализировать свои действия;
  •     самостоятельно принимают решения, прогнозируя их возможные последствия;
  •     отличаются мобильностью;
  •      способны к сотрудничеству;
  •     обладают  чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Появились  новые требования как к человеку, так и к образованию. Остался в прошлом лозунг «Образование на всю жизнь». «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.

           Следствием всех этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в  новой инфорационно-образовательной среде.  В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.                                                                 Меняются  цели  образования, меняются    средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения.  Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким  трудом  освоения нового, познания окружающего мира.  С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.          Мы у, учителя, работающие по ФГОС  сегодня стараемся  понять:                - что происходит с современным уроком;                                                        - насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;                                                                                                                -  что изменилось  в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;                                                                                - как меняется позиция учителя и учащихся.        

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами,  они изменилась существенно. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – это освоенные обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

         Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями  урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.                                        При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы.         Вот некоторые положения ФГОС второго  поколения. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» сказано, что « развитие личности в системе образования обеспечивается  прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД)… Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и адекватного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен также на достижении учащимися способности эффективно использовать свои знания и навыки.

Чему должен научиться ребёнок?

Мы помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод» . Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть УУД.                                                                Что же подразумевает под собой термин «универсальные учебные действия»?        

Это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними  навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.        

Функции универсальных учебных действий включают:                                        - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;                                                                        - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к  непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;                                                                                - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.        

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1) Личностный

2) Регулятивный

3) Познавательный

4) Коммуникативный.

Личностные УУД

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;                        - действие смыслообразования, т.е установление учащимися связи между результатами учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаться вопросом о том, «какое значение,  какой смысл имеет для меня учение», и уметь находить на него ответ.                - действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществление сравнений и классификации по заданным критериям;

- структурирование знаний, установление причинно-следственных связей;

-  рефлексия способов и условий действия;

-  овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Таким образом, приступая с к планированию урока, необходимо определить какие УУД будут на нём формироваться.                                        Некоторые особенности фундаментального ядра общего образования из раздела «Русский язык» обратили на себя наше внимание:                                1) Одна из основных целей обучения русскому языку – овладение важнейшими общепредметными умениями  и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).                                                                                2) В структуре содержания раздел «Речь» занимает первое место. И это нам, словесникам, может показаться неожиданным, т.к. мы рассматривали уроки развития речи как дополнительное к урокам, где обучали орфографии и пунктуации, а также другим разделам лингвистики.                                        3)  Раздел «Правописание: орфография и пунктуация» занимает в структуре содержания последнее место. Это не значит, что мы должны уделять ему меньше внимания, а значит, что он должен занять своё место в практических умениях учащихся, и быть лишь одним из этих умений.                4) В разделе «Речь» предусматривается владение различными речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, аудирование),  овладение различными  видами чтения и анализа текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста.

        Далее  мы  определили   методические принципы инновационного  урока русского языка.                                                                        1. Субъективизация процесса обучения                                          Учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.  Учитель учит, ученик учится. От равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения.         2. Метапредметность                                                                                Предполагает формирование универсальных способностей учащихся.                3. Деятельностный подход                                                                Парадигма современного обучения заключается в том, что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.                                                        4. Коммуникативность                                                                        Предполагает умение  обмениваться информацией с другими учащимися, взаимодействовать на уроке.                                                                        5. Рефлексивность                                                                                Заключается в том, что учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.                                6. Импровизированность                                                                        Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Сравнительная таблица поможет узнать, чем традиционный урок отличается от урока по новой методике.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Из таблицы видно, что в традиционном уроке учитель сообщает учащимся тему и цели урока, в инновационном уроке тему и цели урока формулируют сами обучающиеся, одновременно определив границы знания и незнания. Кроме того, ФГОС предполагают, что обучающийся,  направляемый учителем, сам планирует способы достижения цели. Выполняя практическую деятельность, обучающиеся осуществляют деятельность по намеченному плану. На этом  этапе урока широко применяется групповая форма работы. Они имеют множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.  Если в традиционном уроке контроль осуществляет учитель, то инновационный урок предполагает самоконтроль, взаимоконтроль. А вот заканчиваться урок обязательно должен рефлексией. В уроке современного типа для домашнего задания обучающиеся могут выбрать задание  с учётом индивидуальных возможностей.

       Типы учебных занятий

УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

УЗ закрепления знаний и способов действий

УЗ комплексного применения знаний и способов действий

УЗ обобщения знаний и способов действий

УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий

Максимальный набор этапов урока, образующий его макроструктуру (совокупность этапов учебного занятия, составленная на основе логики процесса усвоения учащимися знаний, логики педагогического усвоения, учения как процессной системы саморегуляции учеником своей познавательной деятельностью)

  1. Организационный этап

  1. Этап проверки домашнего задания
  2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

  1. Этап изучения новых знаний

  1. Этап первичной проверки правильности понимания нового материала

  1. Этап закрепления знаний и способов действий

  1. Этап применения знаний и способов действий

  1. Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий

  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

  1. Этап коррекции знаний и способов действий

  1. Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнении

  1. Этап подведения итогов учебного занятия

  1. Этап рефлексии

                                       

   Макроструктура учебных занятий различных типов

           

Этап

учебного

 занятия

Тип

 учебного

занятия

1  

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

*

*

*

!

*

*

*


*



*

УЗ закрепления знаний и способов действий

*

*

*

!

^

*

*

*

*

*

УЗ комплексного применения знаний и способов действий

*

*

*

!

*

*

*

*

*

УЗ обобщения знаний и способов действий

*

*

*

!

^

^

*

*

*

УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий

*

*

*

!

!

!

*

*

 Условные обозначения:  УЗ — учебное занятие;

* этап, обязательный для обеспечения оптимальной целевой направленности и логики педагогического взаимодействия

! - основной (главный, типообразующий )этап;

 ^ - этап, необязательный  для достижения главной дидактической цели урока

Теперь, когда мы выяснили, какие особенности характерны для уроков, соответствующих требованиям ФРГС, остановимся на том, как подготовить современный урок.

Тема урока: Орфограмма

Целеполагание

Главная дидактическая цель учебного занятия :

Обеспечение усвоения понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам  или по традиции;

Личностные результаты: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознание личностного смысла изучения учебного материала.

Метапредметные : извлечение фактуального материала из текстов, содержащих теоретические сведения; овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Взаимодействие, согласование , координация позиций с учётом разных мнений при выполнении учебных заданий, нахождение общих решений в паре.

Предметные:

Обеспечение усвоения  понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции;  усвоение того, что орфограмма — «точка» применения правила; усвоение  опознавательных признаков  орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв;  формирование умения находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в разных морфемах.

Тип урока.

УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

Оборудование: компьютер, дидактический материал

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф  

 («С малой удачи начинается большой успех») – запись на доске.

 Труд и вера – вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач.

Самый же надёжный путь к успеху-

Сложный путь падений и удач

Какое ключевое слово в этом высказывании? (Успех)

 - Я желаю вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки, пожелайте успеха.

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора  нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться

Давайте учиться? Давайте учиться.

 (Настроить детей на работу).

II. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и полноту выполнения домашнего задания, выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Приёмы работы:

- выполнение заданий, подобных домашним;

- самопроверка и взаимопроверка д/з под копирку,

- обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика и т.д.

III. Актуализация знаний

(Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; обеспечение мотивации учения школьников, принятие ими целей урока

    • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.  

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

(Детям предлагается прочитать стихотворение А. Шибаева «Грустные вести»

Грустные вести 
Пришло письмо мне.
Гляжу —
Из лагеря от Мишки                                                                                                      
«Здесь чюдный лук, и я лижу»,
Написано в письмишке.
Лук? Лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут.
Читаю дальше:
«Здесь много сонца и лиса,
Большой красивый прут»
..
И что такое он плетёт —
Не разберусь, хоть тресни.
 «Когда отряд идет в поход,
Я запиваю песни..
Влесу я как-то на  шёл грип
И очень был доволен»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь -
Мой друг серьёзно болен.
Вернется — надо подлечить,
Заставить правила учить.

Вы видите, что в письме (оно выделено жирным) шрифтом допущены ошибки). - Почему Мишка допустил ошибки? (Он не применял правила)                        -Когда нужно применять правила? (Когда в слове есть орфограмма)                - Что такое орфограмма? (Орфограмма – это выбор буквы).  Обратите внимание на Мишкино письмо  Влесу – написано слитно, он сделал ошибку, значит, в слове есть орфограмма? Какая это орфограмма? Какие ещё бывают орфограммы?  

Мы видим что у учащихся появилось затруднение?

.  Постановка учебной задачи

 обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);  

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Дети формулируют цель:  выяснить, какие бывают виды орфограмм, почему можно ошибиться на письме, узнать опознавательные признаки орфограмм.

  Зачем нам нужно знать признаки орфограмм, уметь находить их?

 (Устанавливают связь между учебной деятельностью и мотивом.)

V.   «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения). 

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого  материала

• Методы:  подводящий к открытию знания диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

групповая работа, работа в парах

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.  

( Работа по алгоритму)

VI. Первичное закрепление. 

Этап первичной проверки правильности понимания нового учебного материала

Цель: обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

   • Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами,  выполнение заданий с проговариванием в громкой речи  ( Упражнение 25, 27 учебника  с проговариванием в громкой речи)

VII.  Закрепление изученного

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: обеспечение повышения уровня осмысления учебного материала, глубины его понимания. 

• Организация деятельности по отработке изученных знаний  и способов действий.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя .При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. 

                                         

Упражнение 27  выполняется в парах. Один обучающийся выписывает  орфограмму- букву гласную, другой согласную). В ходе работы дети обмениваются мнениями, контролируют друг друга.

VI I. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания

  может быть как репродуктивное, так и творческое, что позволяет вызвать

у детей познавательный интерес.

VIII.  Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания

 IX. Рефлексия деятельности

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо- эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Незаконченное предложение:

  Доволен своей работой, потому что…

  Не совсем доволен своей работой, потому что..

 

- Интерпретация изображений на открытках.

Требования к заданиям на уроке русского языка

- повышенный уровень сложности, проблемный или поисковый характер.        - задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

Требования к учителю

1)  чётко и точно формулирует задания;                                                2) не даёт новые знания ученикам в готовом виде;                                        3) не повторяет задания два раза;                                                                4) не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам;                                                                        5) не повторяет того, что уже сказали ученики;                                                6) предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.                                7) стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.                                                7) подбирает комплексные задания в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.                                                8) задаёт чёткие критерии самоконтроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока русского языка

ПРимерная схема анализа урока...

Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....

Анализ урока русского языка по теме "Дополнение"

Анализ урока общеметодической направленности по русскому языку в соответствиями с требованиями ФГОС....

Схема анализа урока русского языка

Для аттестующегося учителя русского языка и литературы схема анализа урока русского языка...

Анализ урока русского языка

Анализ урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС...

Проектирование урока русского языка с позиций компетентностного подхода

Презентация описывает обобщённый опыт работы учителя русского языка и литературы по проектированию уроков русского языка с позиций компетентностного подхода в условиях коррекционной школы...