Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Шашкова Валентина Васильевна

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.

Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью данного раздела в рамках основного курса дисциплины «Русский язык», а также необходимостью дополнительной подготовки выпускников школы к выполнению задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку (Анализ исходного текста, часть С).

Цель курса состоит в формировании навыков восприятия, понимания, анализа и создания текстов разных жанров как основы гуманитарного опыта личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс - программа203.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. В.Ф АЛЕШИНА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«АНАЛИЗ ТЕКСТА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

                                                                Учитель: Шашкова Валентина

        Васильевна                                                

п. Шумячи

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.

        Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью данного раздела в рамках основного курса дисциплины «Русский язык», а также необходимостью дополнительной подготовки выпускников школы к выполнению задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку (Анализ исходного текста, часть С).

        Цель курса состоит в формировании навыков восприятия, понимания, анализа и создания текстов разных жанров как основы гуманитарного опыта личности.

        Результаты изучения курса отражаются

 в знаниях о:

  • сущности, содержании, структуре и формах текста,
  • объективных законах восприятия, понимания и создания текста,
  • роли текста в коммуникативных отношениях между людьми;

в умениях:

  • воспринимать тексты как целостные высказывания;
  • различать виды и уровни текстов;
  • понимать смысл текста в контексте его создания;
  • создавать текст как ответ на «запрос».

Содержание данного курса объединяет знания о природе текста как гуманитарного явления, об отношениях людей в ситуации коммуникативного взаимодействия между текстами; о способах самопознания, личностного роста, рефлексии опыта саморазвития.

На завершающем этапе среднего образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публикации, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и проч.)

При таком подходе научно-тренировочные задания для подготовке к ЕГЭ способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативой и лингвистической компетенции выпускника средней школы.

Программа элективного курса предполагает лекционный и практический разделы.

Лекционный раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ, например: основные языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение и др.), наиболее распространённые фигуры речи (анафора, антитеза, градация, оксюморон и т.д.).

Затем учащиеся приступают к практическому (творческому) разделу курса. Тексты для комплексного анализа взяты из дидактических материалов ЕГЭ по русскому языку (часть II), из учебника А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» (Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007 г.), из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык. Выполнение задания 3 (С) (Учебно-методическое пособие).- М.: Экзамен, 2012 г.

Цель занятий-практикумов – овладение навыками речевого анализа текста.

На практических занятиях возможно использование как групповых, так и парных и индивидуальных форм работы с учащимися. Разнообразие форм работы должно помочь выявлению сильных и слабых сторон речеведческого анализа текста и уровня грамотности каждого учащегося. Творческие задания предполагают обучение умению анализировать темы, составлять различного вида планы, выбирать эпиграфы, прорабатывать варианты вступления и заключения, работать с ключевыми словами, отбирать необходимые цитаты. Результаты работы – написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре рецензии или эссе, подготовка сообщения к урокам русского языка, составление тезисов, конспекта, написание аннотации и т.д.

        Специально отметим, что формируемые речевые умения учащихся, прежде всего умение анализировать текст и его семантические структурные компоненты, будут способствовать развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельное пополнение знаний, контроль речевой деятельности на всех учебных занятиях, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Методическое обеспечение программы

        При разработке занятий учтены практическая направленность, единство обучения и воспитания, рассмотрены особенности комплексного анализа текста, предложены образцы сочинений различного жанра, рекомендации, памятки, упражнения по стилистике и орфографии (с использованием электронных репетиторов – тренажёров); использованы интерактивные элементы и варианты дифференцированных заданий.

        Предусмотрены разнообразные формы организации групповой и индивидуальной учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного типа беседы, анализ текста – образца, конкурс сочинений.

        Предлагаемый (содержательный) материал носит ориентировочный характер, преподаватель может по своему усмотрению вносить изменения в структуру, содержание учебного материала и в организацию деятельности учащихся на уроке.

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1 (3 часа)

  1. Текст. Оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективность достижения поставленных коммуникативных задач.
  1. Ключевые понятия текста. Признаки текста. Виды связи. Стилевые черты текста (приложение).
  2. Интерпретация. Литературно-критические работы. Обращение в сочинении к другим литературным источникам.
  3. Практическая работа. Приём ассоциации при создании текста.

ТЕМА 2 (2 часа)

  1. Основные виды переработки текста.
  1. Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи. Иностилевые элементы. Язык оформления текстов различного стиля.
  2. Работа по созданию вторичного текста. Особенности содержания и оформления различных видов вторичных текстов (метатекстов).

ТЕМА 3 (4 часа)

  1. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
  1. Типы речи. Композиция повествования. Составление текста повествовательного типа. Цитирование. Прямая и косвенная цитата, ссылка.
  2. Анализ композиционных особенностей описания. Средства выделения основной микротемы.
  3. Основные требования к построению текста-рассуждения.
  4. Анализ эпизода художественного произведения. Выделение микротем в тексте. Определение границ эпизодов в тексте. Выбор заголовка к эпизоду. Выбор эпизода и создание вторичного текста.

ТЕМА 4 (19 часов)

  1. Тексты разных жанров.
  1. Художественный текст. Произведение искусства как художественный текст. Литературный текст. Поэтический и прозаический художественный текст. Смысл художественного текста.
  2. Слово и образ. Образ как основа художественного текста. Идея и образ.
  3. Лексика художественного произведения. Средства художественной выразительности (эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, сарказм, перифраза).
  4. Фигуры (инверсия, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос и др.)
  5. Стилистика художественного текста.
  6. Анализ художественного текста.
  7. Публицистический текст. Публицистика как специфическое средство передачи информации, форма убеждения и объединения людей.
  8. Типы публицистического текста: заметка, зарисовка, статья, очерк, интервью, репортаж.
  9. Проблематика публицистического текста.
  10. Анализ публицистического текста.
  11. Официально-деловой текст. Деловое общение. Характер делового письма.
  12. Виды официально-деловых текстов. Деловая риторика.
  13. Этапы работы над деловым письмом: планирование, написание черновика, редактирование.
  14. Научный текст. Специфика научного текста.
  15. Жанры научного текста: тезис, статья, реферат, конспект, аннотация.
  16. Особенности научного стиля. Общая характеристика языка науки. Основы компрессии научного произведения. Особенности содержания и оформления различных видов вторичных текстов.
  17. Составление образцов реферативного письма.
  18. Текст публичного выступления. Особенности публичного выступления. Как говорить, чтобы вас слушали. Речевые вопросы в выступлении. Речевые штампы в речи выступающего.
  19. Эпистолярный жанр. Виды писем. Письмо конкретному адресату. Письма открытые и личные. Телеграмма. Поздравительная открытка. Письмо-информация. Письмо-исповедь. Письмо-просьба. Письмо-исповедь. Письмо-просьба. Письмо-соболезнование. Эпитафия. Записка. Письмо-приглашение. Внешний вид письма как отражение отношений между автором и адресатом.

ТЕМА 5 (6 часов)

  1. Рецензия и эссе как вид творческой работы. Основные требования к сочинению.
  1. Написание сочинения. Основные требования к содержанию сочинения. Выявление проблемы текста. Типы комментирования текста.
  2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Концепционный и текстуальный комментарий.
  3. Аргументация собственной  позиции. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
  4. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов.
  5. Устное выступление «Открытое письмо к современнику».
  6. Конкурсное сочинение. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего часов

Лекции-

онных

Практи-

ческих

Виды деятельности

преподавателя и учащихся

1

Текст. Оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

3

1

2

Наблюдение над языком текстов. Обдумывание темы, организация материала при помощи плана. Выполнение упражнений по определению главной мысли текста. Анализ образцов сочинений. Работа с учебниками и критической литературой. Диагностирующий тест учащихся для учащихся (по материалам ЕГЭ)

2

Основные виды переработки текста

2

1

1

Упражнение на определение главных принципов построения текстов различного типа. Оформление цитат как подтверждение сказанного. Отработка умений комплексного анализа текста. Формулирование пунктов и подпунктов сложного плана. Наблюдение над текстом произведения, выявление принципов деления на абзацы и способы передачи экспрессивной и образной речи

3

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение

4

2

2

Сравнение текстов, принадлежащих разным типам речи (задание ЕГЭ, часть II). Определение признаков жанра на конкретных текстовых примерах. Написание вступления к сочинению.

4

Тексты разных жанров

19

6

13

Работа с текстом (задание ЕГЭ, часть II): поиск форм высказывания, художественные и языковые средства их воплощения. Работа с толковыми словарями. Подготовка устного выступления. Составление схемы «Лексический состав текстов различных стилей». Пополнение словарика профессиональной лексики, работа над формулировкой тезисов памятки «Особенности научного, художественного, публицистического стиля речи». оформление письменной экзаменационной работы

5

Рецензия и эссе как вид творческой работы. Написание сочинения. Основные требования к сочинению

6

2

4

Анализ образцов рецензий эссе. Построение текста типа рассуждения на предложенную тему. Составление устной рецензии. Комментирование каждого этапа написания сочинения. Работа над черновиками. Взаимопроверка работ, анализ сделанных ошибок. Обсуждение готовых рецензий и эссе. Выступления учащихся: «Вопросы, которые волнуют при написании сочинения». Конкурс лучших работ.

34

12

22

Литература

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Сов. энциклопедия, 2010.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10—11-х классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2006.
  3. Власенков А.И. Русская словесность. 5-11-е классы.- М.: Просвещение, 1999.
  4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания 3 (С). Учебно-методическое пособие.- М.: Экзамен, 2006.
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. №2783).
  6. Материалы ЕГЭ по русскому языку (часть II), 2010-2012 гг.
  7. Мучник Б.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11-х классов средних школ, гимназий с углубленным изучением русского языка.- М.: ОА «Аспект Пресс», 1994.
  8. Программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России «О программе модернизации педагогического образования» от 01.04.2003 г. №1313).
  9. Прядильникова О.В. Вводные слова и вставные конструкции -

Издательский дом «Первое сентября»: «Русский язык», №6/2006.

  1. Прядильникова О.В. Орфоэпические нормы современного русского языка. Практикумы // Современный урок: Центр «Педагогический поиск», 2007, №9-10.
  2. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому язуку для 11-х классов.- М.: Экзамен, 2004.
  3. Словарь сочетаемости русского языка.- М.: Русский язык, 1983.
  4. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь – справочник по русскому языку / Под ред. А.Н. Тихонова.- М.: Словарь, 1985.
  5. Трудности русского языка: Словарь-справочник/ В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, И.В. Толстой, Н.И. Формановская/ Под ред. Л.И. Рахмановой,

3-е изд.- М.: Издательство МГУ, 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материалы к теме 1

«ТЕКСТ»

Стилевые черты текста

Тип речи

Стиль языка

Ситуация общения

Стилевые черты

где

с кем

что

зачем

Разговорный

Разговорный

Неофициальная обстановка

1-1

Обмен мыслями, впечатлениями

Общение (поговорить)

Непринуждён-ность

Книжный

Официально-деловой

Официальная обстановка

1-много

Документы, инструкции, деловая переписка и др.

Сообщение (проинструктировать)

Официальность, точность, беспристрастность

Книжный

Научный

Официальная обстановка

1-много

Научная продукция (диссертации, учебники, пособия и др.)

Сообщения (объяснить)

Абстрактность, точность, логичность

Книжный

Публицистиче-ский

Официальная обстановка

1-много

Статьи, очерки, фельетоны и др.

Воздействие (убедить)

Призывность, эспрессивность

Книжный

Художестве

нный

Официальная обстановка

1-много

Художествен-ные произведения (роман, повесть, стихотворение, басня, рассказ и т.д.)

Воздействие (изобразить)

Конкретность, образность, эмоциональность

Материалы к теме 2

«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА»

Составление образцов реферативного письма

Структура

Компоненты структуры

Назначение

Языковое оформление

I. Заголовочная часть

Указывается автор, жанр и название первоисточника; приводятся выходные данные

Рецензия на статью (книгу). Ф.И.О., название (место и год издания)

II. Вступительная (вводная) часть

Актуальность темы (общая проблематика, тема работы)

Отмечаются значимость поднятой проблемы в кругу других научных проблем, важность затрагиваемых в работе вопросов, их роль и значение в решении задач современного знания

Одним из наиболее актуальных направлений …является…

Рецензируемая работа относится к числу…

Статья (книга) посвящена актуальной теме (вопросу, проблеме)  

III. Основная часть

Общая характеристика (краткое содержание, композиция произведения), оценочное описание текста (достоинства работы, выражение критики)

Изложение основных положений содержания (возможно цитирование) с критическим анализом и оценкой: развёрнутая аргументация, соответствие работы в целом требованиям жанра; новизна и глубина раскрытия темы; обоснованность выводов; наличие иллюстративного материала (примеров, фактов, схем); эрудиция автора с позиций освещаемой проблемы; язык первоисточника и т.д.); критические замечания (в доброжелательной и корректной форме отмечаются недостатки, даются рекомендации и высказываются пожелания)

Работа представляет собой анализ (обзор, обобщение, изложение, описание, исследование)…

Автор рассматривает (анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, показывает, освещает, обобщает)…

Сущность проблемы ...заключается (сводится)…

Рассматриваемая работа (статья, книга) состоит из…частей (делится на …части, начинается, заканчивается)…

К достоинствам работы относятся новизна поднимаемой автором проблемы (новый…подход к решению проблемы, аргументация автора…самостоятельность исследований…творческий характер…убедительные доказательства…ценные сведения…экспериментальные данные…)

В статье содержатся общеизвестные истины…необоснованные утверждения, противоречивые положения…вызывают возражения (сомнения) следующие факты (положения, выводы, утверждения)…

IV. Заключительная часть

Выводы рецензента

Даётся общая оценка с учётом жанра работы, отмечается соответствие её названия достигнутым целям, подчёркиваются её значимость в ряду других работ по этой проблематике, практическая ценность и область применения полученных в исследовании результатов

Упомянутые недостатки не снижают высокого уровня работы и её положительной оценки в целом…

Несмотря на высказанные замечания (на отмеченные недостатки, на некоторые неточности в формулировках) работа, несомненно, заслуженной оценки (может быть оценена положительно)…

Оценивая работу в целом, необходимо сказать (хотелось бы подчеркнуть, отметить)…

Таким образом, изложенные в статье (книге) вопросы (проблемы)…представляют интерес не только для…но и для…

Материалы к теме 3

«ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ.

ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ»

Повествование

        Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета.

        В описании в центре внимания – словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. Особенность текста-рассуждения в том, что в нём доказывается, объясняется какая-то мысль, какое-то положение.

        Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности.

        В композиции (композиция – от лат. composition – сочинение, составление, соединение) принято выделять экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), заявку, развитие действия, кульминацию, развязку.

        Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с развязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии. Иногда действие в рассказе раскрывается в прямом порядке, но рассказчик время от времени отступает от хронологической последовательности, вспоминает о том, что было раньше, или забегает вперёд, сообщая, что произойдёт в дальнейшем.

        Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

        Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования. Однако для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) – развитие  действия - кульминация – конец события  (развязка).

Несколько советов по написанию

текста – повествования

  1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице, и это может быть началом текста.
  2. Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.
  3. Язык изложения должен быть подчинён теме, идее, типу речи, стилю, жанру.
  4. При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.

Описание

                Описание – это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета – рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека; при описании машины это будет сообщение о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.

                Цель описания – чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

                Характерные элементы, композиция описания:

  1. общее представление о предмете;
  2. отдельные признаки предмета;
  3. авторская оценка, вывод, заключение.

Рассуждение

        Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли.

        Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

        Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чём-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

        Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нём обычно выделяются три части:

  1. тезис (высказывается какая-то мысль);
  2. доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы: а)…., б)…; в)… и т.д., сопровождаемые примерами;
  3. вывод или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждения и бесспорнее вывод.

Важно, чтобы в тексте (и устном выступлении) между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьёзное, самое бесспорное доказательство. Не случайно говорят: факт – упрямая вещь; поставить перед фактом.  Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых; во-вторых; в-третьих; наконец; итак; следовательно; таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

Материалы к теме 4

«ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТЕКСТОВ

РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ»

Материалы к уроку

«Лексика художественного произведения.

Средства художественной выразительности»

Тропы

        Тропы – слова и выражения, употреблённые в переносном значении в целях создания художественного образа. Перечислим основные виды тропов.

        Гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива

(В. Маяковский). Гиперболы могут встречаться в общенародном языке, обычно в устойчивых выражениях. Художественный образ, лежащий в их основе, уже не осознаётся: ожидать целую вечность, любить до безумия, испугаться до смерти, всю жизнь мечтать, задушить в объятиях.

        Ирония – художественный приём, когда слово или высказывание обретает в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнение: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов) (при обращении к ослу).

        Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ,/ Сейчас дают ему уставы,/ Кричат: «Закройте-ка уста вы!»/ И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).

        Литота – художественный приём, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов). Многие фразеологизмы общенародного языка тоже основаны на литоте: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли.

        Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому – либо признаку: Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней…(М. Горький); Барка жизни встала/ На большой мели (А. Блок); Пожаром зари/ Сожжено и раздвинуто бледное небо (А.Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением.

        Метонимия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть:

  1. между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов);
  2. между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов).
  3. между действием и его результатом и орудием действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (А. Пушкин);
  4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А.Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин);
  5. между местом действия и людьми, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла – всё кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим (М. Лермонтов);
  6. часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский); Все флаги в гости будут к нам         (А. Пушкин).

Оксюморон – художественный приём соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной/ Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска весёлая в алостях зари 

(С. Есенин); Ты, меня любивший фальшью /Истины и правдивой лжи

(М. Цветаева).

        Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина (А. Блок); И цветущие кисти черёмух/ Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак).

        Перифраза (перифраз) – описательный оборот речи, применяемый для замены слов или группы слов, с тем, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснёшь, окружён попечением/ дорогой и любимой семьи,/(Ждущей смерти твоей с нетерпением

(Н. Некрасов).

Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляются:

  1. .единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов);
  2. множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин);
  3. родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило

(В. Маяковский ) (т.е. солнце);

4        видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку

(т.е. деньги) (Н. Гоголь).

Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц – язык…(С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространённая из них – сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе чёрную розу в бокале/ Золотого, как небо, аи (А. Блок) Те же союзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Закружилась листва золотая/ В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая/ С замираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «творительный сравнения»: Ягнёночком кудрявый месяц/ гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягнёночек в траве). Сравнение может также передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).

        Эпитет – образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передаёт чувство автора к изображаемому предмету, создаёт живое, яркое представление о нём: Вечером синим, вечером лунным/ Был я когда-то красивым и юным./Неудержимо, неповторимо/ Всё пролетело…далече…мимо

(С. Есенин). Эпитеты, выраженные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горячая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А.П. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветастая радость (В. Шукшин).

        Одним из самых выразительных эпитетов являются оксюмороны: горячий снег (Ю. Бондарев), живой труп (Л. Толстой), грустная радость

(С. Есенин).

Фигуры

        Фигуры – особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи. В языке художественной литературы встречаются следующие фигуры.

        Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь./ Только очень жди…/Жди, когда наводят грусть/ Жёлтые дожди,/ Жди, когда снега метут,/ Жди, когда жара,/ Жди, когда других не ждут,/ Позабыв вчера. (К. Симонов)

        Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный./ Белую работу делает белый, чёрную работу – чёрный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреблении антонимов: Ты и убогая, / ты и могучая,/ Матушка Русь! (Н. Некрасов).

        Бессоюзие – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет./ Бой барабанный, клики, скрежет…(А. Пушкин) Противоположно многосоюзию.

        Градация – последовательное расположение слов и частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л. Толстой); Присягаю ленинградским ранам,/ Первым разорённым очагам:/ Не сломлюсь, не дрогну, не устану,/ Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц).

        Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный,/ Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)

        Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн. (А. Пушкин)

        Параллелизм – параллельное расположение структурных элементов в двух-трёх смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на цветы да не морозы, / И зимой бы цветы расцветали;/ Ох, кабы на меня да не кручина,/ Ни о чём бы я не тужила (народная песня). Художественный эффект параллелизма часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущность с боязнью,/ Гляжу на прошлое с тоской

(М. Лермонтов)

        Парцелляция – художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически изображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко)

        Период – длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идёт с нарастающим повышением интонации, затем - разделяющая значительная пауза, и во второй части, где даётся вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/ Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной. (А. Пушкин)

        Подхват – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий: Придёт оно, большое, как глоток, - Глоток воды во время зноя летнего. (Р. Рождественский)

        Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение и отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе, счастье, ты венцами / Злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов) Богатство хорошо иметь;/ Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков)

        Риторическое восклицание – выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет- / О счастье! О слёзы!/ О лес!/ О жизнь!/ О солнца свет! / О свежий дух берёзы! (А. Толстой) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Чёрная, потом пропахшая выть!/ Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин)

        Хиазм – фигура, получившая название по сходству с начертанием греческой буквы x (хи). Хиазм называют ещё обращённым параллелизмом, он образуется «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Всё во мне, и я во всём. (Ф. Тютчев); О весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А. Блок); Листопадом шуршала осень, зима наливалась морозами. (М. Шолохов)

        Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хайям)

Стилистические приёмы

        Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический приём, как аллюзия (от латинского allusion – шутка, намёк) – соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки – аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающим, между говорящим и слушающим: «Мы понимаем, о чём идёт речь, мой намёк принят вами…».

        В художественной речи используются афоризмы – краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек – это звучит гордо! (М. Горький) Заимствованные афоризмы могут представлять собой знакомую русскому читателю иностранную фразу: Cogito? ergo sum (лат. Мыслю - значит, существую).

Выразительные средства фонетики

        Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом.

(А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.

(И. Северянин)

        Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./ Думаю думу свою (Н. Некрасов).

        Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши/Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Бальмонт)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        Задание1. Определите средства художественной выразительности. Определите, какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов. В каких примерах можно отметить использование фигур?

  1. Шутила зрелость, пела юность. (А. Твардовский)
  2. Литейный залили блузы и кепки. (В. Маяковский)
  3. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. Гоголь)
  4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский)
  5. Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)
  6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А. Пушкин)
  7. Весной, что внуки малые,/ С румяным солнцем-дедушкой / Играют облака (Н. Некрасов)
  8. Его (сонета) игру любил творец Макбета. (А. Пушкин)
  9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх. (Н. Гоголь)
  10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)
  11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна./ На печальные поляны льёт печально свет она. (А. Пушкин)
  12. Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде. (С. Есенин)
  13. Я теперь скупее стал в желаньях,/Жизнь моя, иль ты приснилась мне?/Словно я весенней гулкой ранью / Проскакал на розовом коне.

(С. Есенин)

14        Нарядней модного паркета блистает речка, людом одета. (А. Пушкин)

15.        Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно. (А. Пушкин)

16.        Мы открывали Маркса каждый том,/ Как в доме собственном мы открывали ставни. (В. Маяковский)

17.        Догорит золотистым пламенем / Из телесного воска свеча,/ И луны часы деревянные/ Прохрипят мой двенадцатый час. (С. Есенин)

18.        Не ветер бушует над бором,/ Не с гор побежали ручьи,/ Мороз-воевода дозором / Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)

19.        «Это верно, что дорого»,-вздыхают рыжие панталоны. (А. Чехов)

20.        Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов)

21.        …И жаль зимы-старухи,/ И, проводив её блинами и вином,/ Поминки ей творим мороженым и льдом. (А. Пушкин)

22.        Зелёная причёска,/ Девическая грудь./ О тонкая берёзка,/ Что загляделась в пруд? (С. Есенин)

23.        У Ивана Никифоровича <…>шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н. Гоголь)

24.        На восток сквозь дым и копоть,/ Из одной тюрьмы глухой / По домам идёт Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твардовский)

25.        Телеграф охрип от траурного гуда./ Слёзы снега с флажьих покрасневших век. (В. Маяковский)

26.        Много за жизнь повымел Вилли-/ одних пылинок целый лес.

(В. Маяковский)

27.        Меж тем как сельские циклопы / Перед медлительным огнём/ Российским лечат молотком/ Изделье лёгкое Европы,/ Благословляя колеи и рвы отеческой земли. (А. Пушкин)

Ключи к заданию 1

  1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение).
  2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия).
  3. Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра (гипербола).
  4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия.)
  5. Дивно устроен наш свет…Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.
  6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая (эпитет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение).
  7. Весной, что внуки малые (сравнение),/ С румяным (эпитет )солнцем-дедушкой (эпитет)/ Играют облака (олицетворение).
  8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (олицетворение).
  9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова у Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (сравнение).
  10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафора.)
  11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна (олицетворение)./ На печальные (эпитет) поляны льёт печально свет (метафора) она.
  12.  Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна/ Распласталась на тихой (эпитет )воде (олицетворение.)
  13. Я теперь скупее стал в желаньях,/Жизнь моя, иль ты приснилась мне?/Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью/ Проскакал на розовом (эпитет) коне(метафора).

14        Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение)блистает речка, льдом одета (олицетворение).

15.        Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно (метафора).

16.        Мы открывали Маркса каждый том,/ Как в доме собственном мы открывали ставни (сравнение).

17.        Догорит золотистым (эпитет) пламенем/ Из телесного (эпитет) воска свеча,/ И луны часы деревянные (эпитет)/ Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (всё предложение – развёрнутая метафора).

18.        Не ветер бушует над бором,/ Не с гор побежали ручьи, (отрицательное сравнение)/ Мороз-воевода (эпитет)дозором / Обходит владенья свои (олицетворение).

19.        «Это вечно, что дорого»,-вздыхают рыжие панталоны (метонимия).

20.        Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (гипербола).

21.        …И жаль зимы-старухи, (эпитет)/ И, проводив её блинами и вином,/ Поминки ей творим мороженым и льдом (развёрнутая метафора).

22.        Зелёная причёска,/ Девическая грудь./ О тонкая берёзка,/ Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение).

23.        У Ивана Никифоровича <…>шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (гипербола).

24.        На восток сквозь дым и копоть,/ Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет)/ По домам идёт Европа (синекдоха), Пух перин над ней пургой (сравнение).

25.        Телеграф охрип (олицетворение) от траурного гуда./ Слёзы снега с флажьих покрасневших век (метафора).

26.        Много за жизнь повымел Вилли-/ одних пылинок целый лес (гипербола) .

(В. Маяковский)

27.        Меж тем как сельские циклопы (перифраза = кузнецы)/ Перед медлительным (эпитет) огнём/ Российским лечат молотком метафора)/ Изделье лёгкое Европы (перифраза = коляска),/ Благословляя колеи и рвы отеческой земли (вся фраза – ирония).

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ЦЕЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ

Изобразительные средства

Цель

Риторические вопросы, восклицания

Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность речи автора, различные его чувства

Синтаксический параллелизм

Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чём он пишет

Лексические повторы

Акцентрируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях

Инверсия

Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи

Антитеза

Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т.п.

Оксюморон

Подчёркивает внутренний конфликт и противоречие

Бессоюзие

Придаёт впечатление быстрой смены событий или картин

Авторская пунктуация (чаще всего тире)

Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения

Олицетворение

Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления

Обособленные определения

Создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому

Оценочная лексика

Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому

Неполные предложения (парцелляция)

Усиливает смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий

Гипербола

Средство авторского видения образа или явления

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

«ТЕКСТ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ»

  1. Подготовьте и покажите выступления, предназначенные для различных аудиторий в разных местах. Например, выступления по телевидению и радио в конкретной передаче на конкретную тему, на родительском собрании, на выпускном вечере, перед младшими школьниками, перед ветеранами.
  2. К.С. Станиславский говорил: «При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренний мир». Насколько важно это помнить, готовясь к публичному выступлению?
  3. Прочитайте речи известного русского юриста Ф.Н. Плевако. Определите, почему его всегда слушали очень внимательно, затаив дыхание.Что привлекало в его речи слушателей? Какие риторические приёмы наиболее ярко и зримо передают мысли оратора?

Рекомендуемая литература

  1. Андреев В.А. Деловая риторика. – Казань: КГУ, 1993.
  2. Кохтев Н.Н. Искусство публичного выступления. – М.: Московский рабочий, 1988.
  3. Плевако Ф.Н. Избранные речи. – М. 1993
  4. Эрнст О. Слово представляю вам: практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. – М.: Экономика, 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

«ЛИЧНОЕ ПИСЬМО»

  1. Проанализируйте письма знаменитых людей. Что рассказывают они о своих авторах и об их отношении к адресатам?
  2. Напишите открытое письмо известному человеку (писателю, артисту, телеведущему, президенту и т.д.).
  3. Подпишите поздравительные открытки разным людям к конкретным праздникам: Дню защитника Отечества, 8 Марта, Новому году.
  4. Прочитайте письмо Евгения Леонова к сыну (Евгений Леонов: Жизнь и роли/ сост. В.Я. Дубровский. М.: Искусство, 1995). Что можно сказать об отношениях отца и сына и о каждом из них по этим письмам?
  5. Что вы могли бы сказать об авторе следующего письма в газету (Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990)?

«А пишу я для того, чтобы с вами не получилось, как с моим другом. Он хороший парень, но я предпочла ему другого только из-за того, что другой – воспитанный, культурный человек. Я теперь не стою в очереди за мороженым. Я не знаю хлопот с билетами в кино, на дискотеку. Я чувствую себя рядом с ним уверенной, мне хорошо и спокойно. И поверьте, постоянные знаки внимания приятны каждой девушке. А моего бывшего друга искренне жаль. Г. Долина, г. Набережные Челны».

Рекомендуемая литература

  1. Евгений Леонов: Жизнь и роли/ сост. В.Я. Дубровский. – М.: Искусство, 1995.

2.        Мудрик А.В. Время поисков и решения, или Старшеклассникам о них самих/ В.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса

Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"  для  учащихся 10 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...

Программа элективного курса по русскому языку "Русская пунктуация (теория и практика)"

Данная авторская рабочая программа элективного курса для учащихся 10 – 11 классов разработана с учётом новых требований ФГОС второго поколения. Базируется на программно-методических материалах по рус...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...