"Интеграция как средство формирования ключевых и предметных компетенций на уроках словесности"
статья по русскому языку по теме

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция как средство формирования ключевых и предметных компетенций на уроках словесности

        В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.

        Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нынешним детям жить в это время. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

        Под результатом образования в этом документе кроме знаний, умений и навыков понимаются и компетентности. Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых традиционных результатов. Напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования. Учителя нашей школы активно включились в работу по освоению компетенностного подхода к организации урока. Для начала нам самим нужно было познакомиться с тем, какие бывают компетенции.

        Ключевые компетенции (автор Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва)

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Социально-трудовые
  • Компетенции личностного самосовершенствования

        Как же формировать данные компетенции на уроках словесности?  Мои коллеги по-разному подошли к решению этой проблемы. Меня же привлекла предметная интеграция. Мы не будем сейчас останавливаться на вопросе, является ли  интегрированный урок самостоятельной технологией или нет, я просто поделюсь своим опытом работы по проведению различных интегрированных уроков.

        Началось все, как это часто бывает, случайно. В нашей школе есть традиция проведения предметных методических недель. И вот однажды  в преддверии проведения  предметной методической недели психологии
ко мне подошла  молодая коллега педагог- психолог Юркова Ю.Н. и предложила  подготовить интегрированный урок  литература- психология. Я согласилась помочь молодому специалисту, опыта в проведении подобных уроков у нас обеих не было никакого. Итак,  первым моим интегрированным уроком стал урок "У страха глаза велики" по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" в 6 "Б" классе. Начинала урок психолог, она проводила анкетирование, чего боятся современные дети, они отвечали письменно, тут же велся статистический подсчет, затем рисовали свои страхи на листах ватмана. Мы работали с текстом Тургенева, зачитывали рассказы мальчиков, сравнивали страхи детей 19 века со страхами современных, делали выводы. Затем психолог подняла проблему, как бороться со своими страхами. В качестве примера приводили и героев рассказа, и смотрели  отрывок из мультфильма "Смешарики", в конце урока дети  с огромным удовольствием "уничтожили" свои страхи. Урок в целом получил положительные отзывы коллег как психологов, так и литераторов, хотя последние  в качестве замечания отметили, что "литературы было мало". Да, замечание было справедливым, и текст Тургенева был скорее прикладным материалом. Но дети посмотрели на него другими глазами,  он стал им ближе.

        Был у меня еще один опыт интегрирования литературы и психологии.  В 5 "Г" классе мы уже с другим психологом Крупенниковой Н.А.  проводили урок "Уроки сказки"  по сказке А.С.Пушкина "О Мертвой Царевне и семи богатырях". Это был завершающий урок по сказке, психолог помогала детям разобраться с такими понятиями, как "зависть", "добро", "верность" и др.Что помогло детям подобрать материал к домашнему сочинению по сказке.

        Самым необычным считаю опыт работы с учителем математики Фёдоровой Е.И.   над внеурочным  интегрированным учебным проектом "Снежный друг Деда Мороза", который  был реализован  и представлен  в декабре 2012 года  на городском семинаре "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС". В проекте участвовали два  шестых класса: 6"А" и 6"В". Проект  длился две недели и объединил русский язык, литературу, математику и ручной труд. Здесь уже "мои" предметы играли первую скрипку, т. к . начали мы со словарной работы на тему "Зима". Подобрали много существительных, прилагательных, глаголов. На этой основе написали сочинения о зиме, от темы зимы вышли на снеговика как одного из символов русской зимы. Домой дети получили задания собрать как можно больше информации о снеговике, подобрать литературные произведения разных жанров: стихи, сказки, загадки, песенки. Затем нужно было обработать огромное количество найденного литературного материала. Дети стихи читали наизусть, загадки загадывали друг другу, оформляли  презентации. Итогом нашего проекта должно было стать изготовление маленьких снеговичков из ткани. Роль математики была в расчете размеров кружочков,  их количества  и т.д. Этим руководила Фёдорова Е.И.  И мы сшили снеговиков, каждый ребенок ушел домой с игрушкой в руках о приобретенным опытом  и новыми знаниями.

        Самым удачным я считаю проведение интегрированного  урока ЛВС-география  по рассказу В.Распутина "На реке Ангаре" , который мы проводили  с учителем географии Артемьевой Е.В. в 6"Б"  Этот урок был итоговым в изучении рассказа и проходил  как урок-экспедиция. Дети работали по группам: литераторы, картографы, экологи. Каждой группе был дан путевой лист с заданиями. В итоге на уроке звучало выразительное чтение текста Распутина, дети делились своими размышлениями о прочитанном, работали с картами, описывали нашу Ангару с точки зрения географии, сопоставляли научный и художественный тексты. В заключении говорили об  очень насущных проблемах экологии  нашей любимой реки Ангары.  Хотя урок  вызвал  неоднозначные отзывы, я  считаю его самым удачным примером интеграции в моем небольшом опыте.  Хочется отметить, что предмет ЛВС дает очень много возможностей для интеграции: ЛВС-история (по отрывку Сергеева "Рекостав"), ЛВС - биология ( Зверев "Ласточки"), ЛВС-музыка ( Машкин "Лютня").Эти задумки мне не удалось пока реализовать.

        Мне очень нравится готовить и проводить интегрированные уроки, они дают огромный простор для реализации творческой фантазии педагога, позволяют  нам  не вариться в собственном соку, а выходить за рамки своего любимого предмета, лучше узнавать коллег, и самое главное- формирует у детей цельную картину мира. Но такую работу организовать в системе практически невозможно ( вы видите все разрозненные уроки), т.к. наша урочная система не дает педагогам такой возможности объединиться- как быть с расписанием? Больше, конечно, возможностей при реализации интегрированных  внеурочных проектов.

        Итак, по моему мнению интегрированные уроки весьма успешно формируют у детей как предметные (лингвистическую, например), так и ключевые компетенции: главным образом ценностно- смысловую и  общекультурную, т.к. расширяют представления ученика о всеобщей картине мира, выводя за рамки одного предмета; учебно- познавательную,  т. к.  учат самостоятельной познавательной деятельности , ведь особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала двух различных предметов. Также весьма  успешно формируются и коммуникативная ( дети работают в группах, сообща  решают поставленные задачи), и информационная компетенции ( дети используют не только ресурсы интернет, но и работают с текстами различных стилей).

         Таким образом, интегрированные уроки  достойны занять свое место в рамках реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Статья по теме: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике при подготовке к ЕГЭ»

Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математикепри подготовке к ЕГЭ»...

Интерактивная доска как средство формирования ключевых и предметных компетенций учащихся.

Об особенностях интерактивной доски и способах ее применения в рамках уроков английского языка...

Компаративистский подход как средство формирования и развития лингвокультурной компетенции на уроках английского языка

В статье исследуется  значение и  способы применения   компаративистского  подхода  в преподавании английского языка как средство повышения мотивации обучающихся к изучае...

Школьный драматический театр как средство формирования коммуникативных и предметных компетенций.

Презентация "Школьный драматический театр как средство  формирования коммуникативных  и предметных компетенций"....

Способы формирования метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка в контексте современных образовательных процессов

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизнен...