Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

"Гласные И- Ы после ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_problemnoy_situatsii.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Создание проблемной ситуации. Цель – выход на тему и цель урока.

Доска – записаны слова в транскрипции:  [цырк]

                                                                                [цыц]

                                                                                [нацыпачках]

                                                                                [малацы].

Задание: записать слова в буквенном выражении; сопоставить звучание и написание; поделиться результатами наблюдения  (о: во всех  словах после Ц звук Ы, буква же либо Ы, либо И).

  1. 1)Формулируем и записываем тему урока и вопросы, которые возникли на основе наблюдений. Определяем цели урока. Осваиваем правило.

Тема урока: «Гласные И- Ы после ц».

Возможные вопросы:

- почему в транскрипции после [ц] во всех словах [ы]?

- почему в одних словах пишется буква И, а в других – Ы?

Доска – материал для наблюдений, позволяющий подойти к ответу на первый вопрос:

                                                                                внуци

                                                                                русици

                                                                                лисици – древнерусский язык

                                                                               

                                                                                перець

                                                                                птиця

                                                                                пацюк -  украинский язык

О: в современном русском языке [ц ]  всегда твердый, но в древнерусском языке – это мягкий звук, что подтверждают примеры из  родственного украинского языка. Со временем звук «отвердел», след. после него произносится [ы ] – причины возникновения орфограммы.

Для ответа на второй вопрос (цель урока №1 – дать ответ на этот вопрос) нужно выйти на морфемы, в которых содержится орфограмма. Работаем со словами цирк, цыц, на цыпочках, молодцы;  для чистоты эксперимента подбираем аналогичные слова (циркуль, панцирь, рукавицы, огурцы и др.)

О: Ы пишется в окончании сущ., И- Ы - в корне.

2) Проверяем самостоятельно сделанные выводы по учебнику (с.35), находим дополнительную информацию (Ы также  пишется  в суффиксах сущ.и прилаг.; запоминаем

исключения).

  1. Закрепляем полученные знания.

1)выполняем.упр.74 (прокомментировать изученную орфограмму ) устно. NB! – прокомментировать  и другие трудные случаи написания; выяснить значение непонятных слов).

2)задание: создать мах удобную форму записи правила (схема, опорный конспект) – Д.

3)задание: учитель озвучивает значение слова – учащиеся записывают это слово.

   - государственный орган, призванный охранять безопасность граждан;

   - киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения или фильм, полученный такой съемкой;

   - декоративное освещение зданий, улиц по случаю торжества;

   - восторженные знаки одобрения; рукоплескания;

   - систематизированное собрание каких-нибудь предметов (например, древних монет).

Ответы  проверяем (слайд:  полиЦИЯ,  мультипликаЦИЯ,  иллюминаЦИЯ, оваЦИЯ, коллеЦИЯ).

  4) обращаем внимание на особенности написания данных слов; договариваемся называть их «словами на –ЦИЯ»; новую информацию заносим в самостоятельно созданный опорный конспект  правила.

  5) выполняем упр.75. Формат  самост.продумывают и выбирают учащиеся (например,    слова можно писать в два столбика (И – Ы) – удобно при проверке, можно в три (корень, суффикс, окончание)).

 При проверке отмечаем закономерность – в корне всегда пишется И, слова-исключения не считаются. Почему? – новая проблемная ситуация.

  1.  Для ответа на этот вопрос работаем с лексическими словарями.
  1. Наблюдаем за словами с «нашей» орфограммой в этимологическом  словаре (ксерокопия страниц словаря)

 

Вывод 1: большинство слов с И после Ц – заимствованные или образованные на основе слов иноязычного происхождения.

  1. Изучаем слова в словаре иностранных слов (ксерокопия страниц словаря).

Вывод2: ни одного слова с Ы после Ц в корне!

О. Слова с И после Ц в корне – слова иноязычного происхождения.

                3) Редактирование предложений с речевыми ошибками, причина которых в неуместном                          употреблении  слов «сегодняшнего дня». Используем словарь иностранных слов. Озвучиваем причину ошибки.

                 Слайд.

  1. Над цитаделью Петропавловской крепости садилось багровое закатное солнце.
  2. Овчинная шубка из коричневой цигейки пришлась Нюсе впору.
  3. Культура и цивилизация древних майя – предмет пристального внимания ученых.

*Попутно комментируем орфограммы и пунктограмму.

               4)Продолжаем работу с лексикой на основе слов циклон, цикламен, цилиндр, цикл            (слайд).  Вопрос: есть ли смысловая связь между этими словами, а след., можно ли предположить, каково их значение без словаря? …

Ответ: эти слова имеют общий исторический корень, поэтому, понимая смысл одного из них , можно догадаться о значении других.  NB! Значение и происхождение слов проверяем по словарю.

  1. Подводим итоги урока: записываем ключевые слова темы – озвучиваем.
  2. Д.З. – правило и упр.для выполнения дома из учебника.

Бонус: 1) Есть родство между словами «цирюльник» и «хирург» (слайд);

              2)Что я могу рассказать о слове «циркуль» (или «цивилизация») по след.плану:

                                  - значение (-я) слова;

                                  - происхождение;

                                  - родственные слова;

                                  - правописание слова.

                           

                               Урок русского языка в 6 классе

                         Гласные И –Ы после Ц

Тип урока: урок получения нового знания

Цели и задачи урока 

Образовательные:

- изучение новой орфограммы (совместно с учащимися определить, в каких случаях после Ц пишется И, в каких – Ы);

- попутное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм;

- актуализация ранее полученных знаний по фонетике, морфемике; установление связей между различными разделами науки о языке;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- актуализация знаний, полученных при изучении темы «Лексика»;

- обращение к истории языка с целью объяснения причин возникновения данной орфограммы.

Практические:

      - самостоятельная формулировка темы и целей урока;

       - выбор формата задания на основе материала учебника;

- разработка опорного конспекта нового правила;

- самостоятельная работа с лексическими словарями;

- редактирование предложений с речевыми ошибками;

- создание установки на самостоятельное исследование, целью которого является выяснение значения, происхождения слова, поиск его родственных связей, взаимосвязи между происхождением и написанием .

Развивающие:

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся;

- совершенствование умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний;

- формирование умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Воспитательные:

Формировать языковую культуру учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку, умение видеть его богатство и уникальность.

-

  .

     

         

 

                                                                                     

                                                         

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...