Рабочая программа по русскому языку ФГОС 6 класс по программе С.И. Львовой
рабочая программа (русский язык, 6 класс) по теме

Драй Тамара Васильевна

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы в соответствии с ФГОС ООО по учебным предметам. Содержит таблицу тематического распределения количества часов, результаты изучения, содержание учебного курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, планируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lvova_russkiy_6_klass.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №2

от    августа 2013  года

Председатель педсовета

  _____________         О.Д.Шабала

    подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                 

По    русскому языку_

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее образование 6 класс     

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 204 часа  в год, 6 часов  в неделю   

Уровень базовый_

                                                                                                                                           

Учитель    Драй Тамара Васильевна_ 

Программа разработана на основе Примерной программы в соответствии с ФГОС ООО по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. М.

« Просвещение», 2010 год

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


Пояснительная записка

      Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Рабочая  программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. М. « Просвещение», 2010 год

Для реализации программы используется  учебник : С. И. Львова, В.В.Львов. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2013

Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 6-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В  программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

3.  Место курса «Русский (родной) язык»
в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.

Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

   В примерной программе не определено количество часов на 6 класс.  В рабочей программе 204  часа по учебному плану школы ( 6 часов в неделю).

   В примерной программе раздел «Пунктуация» включен в раздел «Правописание: орфография и пунктуация». Согласно УМК под редакцией С.И. Львовой раздел «Пунктуация» объединен с разделом «Синтаксис».  В рабочей программе раздел «Пунктуация» также объединен с «Синтаксисом», так как изучение правил постановки знаков препинания идет параллельно с изучением строения предложения.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная  программа

Рабочая  программа

1.

Общие сведения о языке

1

2.

Функциональные разновидности языка

2

3.

Правописание: орфография

21

4.

Синтаксис и пунктуация

20

5.

Текст

17

6.

Морфология

132

6.1

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

1

6.2

Имя существительное

17

6.3

Имя прилагательное как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции

24

6.4

Глагол

14

6.6

Глагольные формы: причастие и деепричастие

2

6.7

Деепричастие

9

6.8

Причастие

26

6.6

Имя числительное

16

6.7

Местоимение

23

7.

Повторение изученного

11

Итого

204

4. Результаты изучения предмета
  «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

5. Содержание.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на со знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Содержание учебного предмета, курса

Общие сведения о языке -1 час

Родной язык

Функциональные разновидности языка – 2 часа

Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка и стили речи

Правописание: орфография  - 21 час

Орфография как система правил. Основной закон орфографии

Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок

Правописание согласных в корнях слов

Правописание приставок

 Группы приставок по выбору написания

Правописание приставок пре- и при-. Приставки иноязычного происхождения

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов

Правописание окончаний

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов

Правописание ё (е) -- о после шипящих и ц

Правила использования ь и ъ

Слитное и раздельное написание не с частями речи

Синтаксис и пунктуация  - 20 часов

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

Члены предложения

Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Конструкции, осложняющие простое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Предложения с обращением. Вводные слова

 Предложения со сравнительным оборотом

Виды сложных предложений

Пунктуация в сложном предложении

Пунктуационное оформление предложений с прямой речью

Диалог

Знаки препинания. Пунктуация как система правил

Текст – 17 часов

Основные признаки текста

Композиция текста

План текста и его виды        

Способы и средства связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь

Параллельная связь предложений в тексте

Сочетание разных способов связи предложений в тексте

Смысловая связь предложений в тексте

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте

Типы речи. Повествование

Повествование с элементами описания и рассуждения

Рассказ

Описание и его виды

Виды описания

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование

Морфология – 132 часа

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке – 1 час

Имя существительное -17 часов

Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи Способы образования имён существительных

Образование имён существительных путём сложения

Слитное и дефисное написание сложных имён существительных

Языковые нормы. Правила произношения существительных

Правила изменения имён существительных и использования их в речи

Имя существительное как член предложения

Роль имён существительных в словосочетании

Стилистическая роль имён существительных

Имя прилагательное – 24 часа

Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного

Основные способы образования имён прилагательных

Правописание букв н -- нн в именах прилагательных, образованных от существительных

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных

Правописание не с именами существительными и прилагательными

Правильное произношение прилагательных. Грамматические нормы

Лексические нормы употребления прилагательных

Синтаксическая роль имени прилагательного

Роль имён прилагательных в художественном и научном текстах

Выразительные возможности имени прилагательного

Глагол – 14 часов

Морфологические признаки глагола

Постоянные морфологические признаки глагола

Непостоянные морфологические признаки глагола

Основные способы образования глаголов

Нормы произношения глагола. Нормы управления

Лексические нормы употребления глаголов

Синтаксическая роль глагола

Роль глагола в художественном тексте

Роль глагола в текстах разных стилей

Деепричастие и причастие – 2 часа

Деепричастие и причастие как особые формы глагола

Деепричастие – 9 часов

Деепричастие как особая форма глагола

Роль деепричастия в словосочетании и предложении

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Правило написания не с деепричастиями

Нормы произношения, образования и употребления деепричастий

Причастие – 26 часов

Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия

Роль причастия в художественном описании

Правописание безударных окончаний причастий

Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Понятие об обособлении

Деление причастий на группы

Образование действительных и страдательных причастий Правописание суффиксов причастий

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях

Нормы произношения причастий. Грамматические нормы

Нормы употребления причастий в речи

Синтаксическая роль деепричастий и причастий

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия

Имя числительное – 16 часов

Имя числительное как часть речи

Имена числительные количественные и порядковые

Написание ь в количественных числительных

Правописание количественных и порядковых числительных

Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти

Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на –сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Склонение числительных один, два, три, четыре

Склонение собирательных числительных

Склонение дробных числительных

Склонение составных количественных числительных.

Образование падежных форм порядковых числительных

Нормы произношения и изменения числительных

Нормы изменения числительных. Лексические нормы

Роль имени числительного в словосочетании и предложении

Роль имени числительного в деловом и научном стилях речи

Местоимение – 23 часа

Местоимение как часть речи

Разряд как постоянный морфологический признак местоимений

Склонение личных местоимений

Личные местоимения как средство связи предложений в тексте

Возвратное местоимение себя

Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений

Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений

Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений

Использование неопределённых местоимений в речи

Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений

Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений

Правильное употребление местоимений в речи

Синтаксическая роль местоимения

Местоимение как средство связи предложений в тексте

Повторение изученного – 11 часов

Языковые признаки слова

Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии

Основной принцип русской орфографии (продолжение). Правописание Ь после шипящих

Основной принцип русской орфографии (закрепление). Слитные, дефисные и раздельные написания

Знаки препинания внутри предложения. Простое осложнённое предложение

Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

К-во

 часов

Характеристика деятельности

 Общие сведения о языке

Родной язык

1

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Функциональные разновидности языка

Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка и стили речи

2

Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания  с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров, типов речи.

Соблюдать нормы построения текста. Оценивать чужие и собственные высказывания  с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом.

Правописание:орфо-

графия

Орфография как система правил. Основной закон орфографии

Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок

Правописание согласных в корнях слов

Правописание приставок

 Группы приставок по выбору написания

Правописание приставок пре- и при-. Приставки иноязычного происхождения

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов

Правописание окончаний

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов

Правописание ё (е) -- о после шипящих и ц

Правила использования ь и ъ

Слитное и раздельное написание не с частями речи

21

Владеть орфографической зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне. Распознавать орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках, ъ и ь знаки. Правильно писать предлоги со словами. К которым они относятся, употреблять в речи предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Разграничивать смешиваемые орфограммы. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация 

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

Члены предложения

Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Конструкции, осложняющие простое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Предложения с обращением. Вводные слова

 Предложения со сравнительным оборотом

Виды сложных предложений

Пунктуация в сложном предложении

Пунктуационное оформление предложений с прямой речью

Диалог

Знаки препинания. Пунктуация как система правил

20

Пони мать и доказывать отличие словосочетания от предложения.

Выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов.

Выделять грамматическую основу предложения. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

Понимать и доказывать отличие простых предложений от сложных. Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова.

Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор предложения

Осознавать и употреблять в речи однородные члены предложения, производить пунктуационный разбор предложения. Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях.

Различать вводные слова и члены предложения. Пользоваться в речи вводными словами для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания.

Соблюдать пунктуацию  в предложениях с водными словами.

Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выделять в предложении прямую речь и слова автора. Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. Трансформировать предложения с прямой речью  в предложения с косвенной речью.


Анализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях. Обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную, грамматическую характеристику предложения.

Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с союзным и бессоюзным соединением, с обобщающим словом и без него.

Разграничивать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями. Расставлять знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью. Правильно оформлять диалог, предложения с прямой речью.

Текст

Основные признаки текста

Композиция текста

План текста и его виды        

Способы и средства связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь

Параллельная связь предложений в тексте

Сочетание разных способов связи предложений в тексте

Смысловая связь предложений в тексте

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте

Типы речи. Повествование

Повествование с элементами описания и рассуждения

Рассказ

Описание и его виды

Виды описания

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование

17

Осознавать основные признаки текста.

Определять тему текста, формулировать основную мысль.

Ориентироваться в структуре текста.

Находить в тексте начало, основную и заключительную часть.

Выделять абзацы. Выделять главную и второстепенную информацию.

Находить ключевые слова и словосочетания.

Комментировать содержание текста.

Перерабатывать исходный текст в план.

Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

Различать типы текста по цели и объекту речи.

Находить в текстах описания, аргументировать свой выбор. Составлять описания явлений природы, внешности и характера человека, предмета, места.

Находить в целом тексте фрагменты повествования. Определять стилистические разновидности повествования. Составлять рассказы о событиях, происходящих в жизни.

Находить в целом тексте фрагменты рассуждения. Составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры из изучаемых предметов, формулировать вывод.

Определять тип текста по доминирующему типу речи.

Морфология

132

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

1

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи(осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Имя существительное

Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи Способы образования имён существительных


Образование имён существительных путём сложения

Слитное и дефисное написание сложных имён существительных

Языковые нормы. Правила произношения существительных

Правила изменения имён существительных и использования их в речи

Имя существительное как член предложения

Роль имён существительных в словосочетании

Стилистическая роль имён существительных







17

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные, склоняемые , несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные. Имеющие только форму множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число. Падеж. Тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

 Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющим форму множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Употреблять существительные в соответствии с грамматическими нормами, лексическими и орфоэпическими.

Имя прилагательное

Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного

Основные способы образования имён прилагательных

Правописание букв н -- нн в именах прилагательных, образованных от существительных

Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных

Правописание не с именами существительными и прилагательными

Правильное произношение прилагательных. Грамматические нормы


Лексические нормы употребления прилагательных

Синтаксическая роль имени прилагательного

Роль имён прилагательных в художественном и научном текстах

Выразительные возможности имени прилагательного











24

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени, правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение), определять синтаксическую роль  полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять прилагательные с существительными общего рода, с существительными, имеющими только форму множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени.

 Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в разных стилях речи.

Глагол

Морфологические признаки глагола

Постоянные морфологические признаки глагола

Непостоянные морфологические признаки глагола

Основные способы образования глаголов

Нормы произношения глагола. Нормы управления

Лексические нормы употребления глаголов

Синтаксическая роль глагола

Роль глагола в художественном тексте

Роль глагола в текстах разных стилей

14

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую роль.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

  Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным числительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

Деепричастие и причастие

Деепричастие и причастие как особые формы глагола

2

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия и пичастия.

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола

Роль деепричастия в словосочетании и предложении

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Правило написания не с деепричастиями

Нормы произношения, образования и употребления деепричастий





9

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую роль.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

 Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.

Причастие

Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия

Роль причастия в художественном описании

Правописание безударных окончаний причастий

Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Понятие об обособлении

Деление причастий на группы

Образование действительных и страдательных причастий Правописание суффиксов причастий

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях


Нормы произношения причастий. Грамматические нормы

Нормы употребления причастий в речи

Синтаксическая роль деепричастий и причастий

Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия



26

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую роль.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия; полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.

Правильно употреблять пичастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать иъх.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи

Имена числительные количественные и порядковые

Написание ь в количественных числительных

Правописание количественных и порядковых числительных

Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти

Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на –сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Склонение числительных один, два, три, четыре

Склонение собирательных числительных

Склонение дробных числительных

Склонение составных количественных числительных.

Образование падежных форм порядковых числительных

Нормы произношения и изменения числительных

Нормы изменения числительных. Лексические нормы

Роль имени числительного в словосочетании и предложении

Роль имени числительного в деловом и научном стилях речи



16

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов.

Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры.

Правильно изменять пол падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.

Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи.

Местоимение

Местоимение как часть речи

Разряд как постоянный морфологический признак местоимений


Склонение личных местоимений

Личные местоимения как средство связи предложений в тексте

Возвратное местоимение себя

Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений

Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений

Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений

Использование неопределённых местоимений в речи


Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений


Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений

Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений

Правильное употребление местоимений в речи

Синтаксическая роль местоимения

Местоимение как средство связи предложений в тексте




23

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.

Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

Распознавать личные, указательные, притяжательные, возвратное, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; приводить соответствующие примеры.

Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.

Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами.

Повторение изученного в 5 классе

Языковые признаки слова

Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии

Основной принцип русской орфографии (продолжение). Правописание Ь после шипящих

Основной принцип русской орфографии (закрепление). Слитные, дефисные и раздельные написания

Знаки препинания внутри предложения. Простое осложнённое предложение

Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора

11


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

С. И. Львова, В.В.Львов. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2013

26

2.Печатные пособия

1.

С.И. Львова. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык. 6 класс». В 2-х частях.- М.: Экзамен,2013

26

2.

Л.И. Мальцева. Русский язык. 6 класс. Тематические тесты по программе С.И. Львовой.- М.: Народное образование, 2013

1

3. Технические средства обучения

1.

Компьютер ( процессор,монитор )

1

2.

Телевизор SAMSUNG

1

3.

Видеопроигрыватель LG Electronics Inc.

1

4.Экранно-звуковые пособия

5. Оборудование класса

 

8. Планируемые результаты

            К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Речевая деятельность. Следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, уместно использовать разные виды чтения; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;  самостоятельно формулировать вопросы по содержанию текста; прогнозировать  содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности, выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты, строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного

анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряд наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть ocновного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложенией (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

СОГЛАСОВАНО:                                                   СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                             заместитель директора по УВР

МО учителей русского языка                              __________ Голобородько О.В

№   от        августа 2013 года                            

Руководитель МО СОШ №2                                    августа   2013 года

_____________  Сеидова А.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе Т.А.Ладыженской (ФГОС)

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС ООО...

рабочая программа по русскому языку 10 класс по программе Львовой С.И.

Программа по русскому языку для 10 класса составлена с учетом новых требований ФГОС, примерной образовательной программы  среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при ...