Письмо как искусство общения
методическая разработка по русскому языку по теме

Логинова Вера Владимировна

Урок русского языка знакомит с эпистолярным жанром, с разными видами писем по цели общения, способствует повышению уровня общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Письмо как искусство общения».

Цели урока:

Образовательные:

дать понятие “эпистолярный жанр”;

раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;

познакомить с разными видами писем по цели общения;

ознакомить со смысловыми частями письма;

показать роль общения в письме;

научить составлению личного письма.

Развивающие:

развитие образного и логического мышления, воображения, повышение уровня культуры речи.

Воспитательные:

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;

воспитание чувства такта, деликатности.

Ход урока

  1. Мобилизующий этап. Беседа

- Главную особенность человеческого общества составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Суть человеческого общения очень точно подметил в своих стихах Б.Ш.Окуджава:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

 Высокопарных слов не надо опасаться.

 Давайте говорить друг другу комплименты -

 Ведь это всё любви счастливые моменты.

- Что является главным средством общения людей в современном мире? (Мобильный телефон, компьютер).

- Многословны ли наши диалоги по телефону или в Интернете? (Они сокращены до минимума слов).

- Согласны ли вы с тем, что это наиболее частотные слова и символы, используемые в общении?

На фоне звучания песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать» проецируются на экране слова, звукоподражания и смайлики.

        - Едва ли можно назвать эти короткие словечки, которые зачастую заменяются символами, высокопарными. А теперь послушайте совсем другие строчки и подумайте, где их можно встретить.

«Прощайте, повергните меня к стопам Вашей матушки; сердечные поклоны всему семейству. Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики Ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые Вас не стоили».

(В письмах. Это отрывок из письма А.С.Пушкина своей невесте Н.Н.Гончаровой).

        - К сожалению, эпистолярный жанр, т.е. жанр письма, в наше время предан незаслуженному забвению. А ведь это не совсем справедливо. Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от теплых, душевных писем, деликатных слов, любезных обращений. Ссылаемся на стремительность жизни, на занятость, на нехватку времени и возможности техники. А ведь как приятно получить слова признательности в свой адрес, которые можно сохранить и при случае показать кому-нибудь.

 Как вы думаете, чего мы лишились, перестав писать письма?

(Наша речь становиться все более бедной. Мы разучились красиво выражать свои мысли, высказывать чувства Конечно, и у телефона и у компьютерной сети свои преимущества – не нужно долго ждать, возможно мгновенное соединение абонентов, с этим никто не спорит. Но, во-первых, по телефону можно лишь констатировать какой-то факт, сообщить основную информацию, а как же чувства, раздумья, эмоции, словом все то, что так легко можно передать на бумаге. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых, политических деятелей), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми).

        - Итак, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Письмо как искусство общения).

II.  Целеполагание.

        - Какие цели мы перед собой поставим?

Вспомнить…

        Узнать…

                Научиться…

(Вспомнить особенности эпистолярного жанра, композицию писем,  узнать о разновидностях писем, правилах их составления, научиться писать содержательные и интересные послания).

III.  Актуализация знаний.

        - Итак, по каким признакам вы сразу догадаетесь, что перед вами письмо?

( Отличительные признаки письма  как жанра:

 1) Своеобразная композиция:

- зачин, включающий обращение к адресату,  

- основная часть, т.е. информация, ради которой пишется письмо,  

- концовка, содержащая какую-либо  форму прощания, дату написания письма и подпись пишущего.

2) Клишированные обороты речи: «Получил Ваше письмо…», «С уважением…» и т.д.).

IV. Исследовательская деятельность.

1) Разновидности писем.

        - Несмотря на то что композиция писем схожа, по своему содержанию и по цели общения они совершенно различны. Давайте сравним несколько отрывков. Чем, по-вашему, они отличаются?

  1. Ты жива еще, моя старушка?

 Жив и я. Привет тебе, привет!

 Пусть струится над твоей избушкой

 Тот вечерний несказанный свет.

                                (С.Есенин «Письмо матери»)

2.   Здравствуй, сестричка! Сейчас, когда я перечитываю твое письмо, мне кажется непростительной глупостью, что я уехала, не попрощавшись. Не обижайся на меня, моя милая голубка, прости и приезжай поскорее к нам в гости.

Горячо любящая тебя Соня.

3.Уважаемый  Иван Николаевич!

 От имени всех сотрудников и от себя лично поздравляю Вас  с 50-летием! Желаю  Вам долгих лет жизни, семейного благополучия,  крепкого здоровья и успехов в вашей профессиональной деятельности.

Генеральный директор компании «Радуга»

 Мамаев Павел Петрович

        4. Милостивый и любезный друг мой!

Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, направляю под Ваше покровительство семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии. Не откажитесь пристроить его в доброе дело.

Искренне Вас почитающий Л. Толстой.

        - Каков стиль этих отрывков?

(1- художественный, 2, 4- разговорный, 3- официально-деловой).

        - Какова цель общения в этих письмах? Что содержит каждое из них?

(1- приветствие, 2- извинение, 3- поздравление, 4- просьба)

Вывод.

        -Итак, какие же разновидности писем можно выделить? По каким признакам?

(По стилю и цели общения, т.е. содержанию)

2) Эпистолярный жанр в художественной литературе.

        -Как вы думаете, с какой целью используется жанр письма в художественной литературе? Давайте вернемся к отрывку из стихотворения С.Есенина «Письмо матери». Какой образ вы представляете, читая его?

(Вечер. Возле простой крестьянской избы на скамеечке сидит старушка, напряженно всматриваясь вдаль).

        - С помощью каких средств поэт создает этот образ в письме?

(Обращение, уменьшительно-ласкательные суффиксы «старушка», «избушка», форма повелительного наклонения «пусть струится», эпитет «несказанный»).

        - Послушайте письмо Желткова из повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и подумайте, что можно сказать о человеке, написавшем его.

«Ваше Сиятельство,

 Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!

 Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение.

Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и — признаюсь — ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас.

Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.

Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки.

Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.

Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

Ваш до смерти и после смерти покорный слуга

Г.С.Ж.".

-О чём говорит обращение?

(благоговение, почитание, скромность)

- Для чего использована возвышенная лексика? Приведите примеры.

- В чем особенности построения синтаксических конструкций?

(Сложные синтаксические конструкции – БСП с причинными отношениями, СПП с уступительными, ССП с противительными -использованы Желтковым, когда он непосредственно обращается к Вере Николаевне, старательно пытаясь оправдаться, избежать неловкости, скрыть своё замешательство. Но когда он определяет своё поведение, использованы простые предложения, ведь герой выстрадал свои чувства, уверен в них. “Умоляю Вас не гневаться на меня…Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность…”).

        - Вспомните, какое влияние оказали письма Желткова на героиню.

(Речь  Желткова  в письмах необычайно яркая, образная, эмоциональная. Он виртуозно владеет и возвышенной лексикой и просторечной, что даёт ему возможность рассказать о своей любви – любви страстной и бескорыстной. И пусть Веру Николаевну тяготит вечное преклонение, благоговение и рабская преданность, которые читаются за строками первого письма, но в этих письмах ей постепенно открывается глубина истинного чувства. К ней приходит понимание ценности человеческих взаимоотношений. На смену равнодушию и царственному спокойствию приходит беспокойство и взволнованность, ей становится так важно прощение Желткова, глаза героини блестящи от слёз… Мир открывается ей и принимает в свои объятья… ).

Вывод.

- Итак,  чем же привлекателен этот жанр для художественной литературы?

(Мы видим, что письма способствуют постижению вечных понятий – любви, верности, самопожертвования. Любое письмо индивидуально, предполагает искренность, раскованность и свободу в употреблении языковых средств;

Это особый вид монолога, которому характерна  исповедальность. Следовательно, письмо –  вид  характеристики персонажа.)

V. Закрепление.

1) Разработка памятки пишущему сочинение в эпистолярном жанре.

- Теперь обратимся к структуре письма.  Вам сейчас нужно будет составить свое послание. С чего вы начнете?

 (Памятка пишущему сочинение в эпистолярном жанре.

Обращение к адресату / выберите форму/;

Сообщаемая  информация / события, поступки, переживания/;

Наиболее важный факт, эпизод, пожелание, просьба, благодарность/ говорите от первого лица, оценивайте не человека, а его действия/;

Завершение, прощание с адресатом, оценка себя, своей роли в его глазах;

Дата, подпись).

2) Работа с афоризмами.

«Язык неистощим в соединении слов». (А.С.Пушкин).

«Нельзя писать в пустоту. Надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова». (К.Паустовский).

«Чтобы научиться писать, надо писать». (Д.Лихачев).

        - Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей великих людей?

(Надо много писать, искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь).

3) Групповая работа по карточкам

Карточка № 1.

Наиболее важным в письме является обращение, потому что оно характеризует не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих. Это показатель вежливости, воспитания, образования, богатства чувств и изобретательности.

 Составьте предложения с обращением:

Добрая и милая моя/ мой;

Милостивый государь;

Дорогой и многоуважаемый;

Родной, любезный друг мой;

Мои дорогие и любимые и т. д.

Карточка №2.

Дополните предложения, используя в качестве однородных парных членов предложения антонимы.

Разговор с этим человеком был веселым и …, спокойным и …, тихим и … .

Как много я хотел бы тебе рассказать, о многом поговорить: о прошлом и …, о возвышенном и …, о любви и … .

Земля и …, горы и… - все вокруг дышит весной и любовью.

Ждать от тебя письма – это одновременно мука и …, разочарование и … .

( Ответ.

Грустным, бурным, громким;

будущем, низменном, ненависти;

небо, долины;

наслаждение, надежда).

Карточка №3.

Перестройте предложения так, чтобы в них был заключен риторический вопрос.

Каждый об этом думал.

Любовь не удержишь.

Ты так не поступишь.

Этому человеку нельзя не верить.

Каждый из нас ошибался.

(Ответ. Кто об этом не думал? Разве удержишь любовь? Поступишь ли ты так? Разве можно не верить этому человеку? Кто из нас не ошибался?).

Карточка №4.

Закончите предложения так, чтобы прозвучала благодарность в адрес человека, которого вы хорошо знаете.

Я хочу…

Мне хочется…

Я должен…

Позвольте мне …

Разрешите мне…

От всей души стремлюсь…

От всего сердца желаю…

Слова для справок:        

Похвалить, поблагодарить, сделать комплимент, выразить Вам (тебе) мое восхищение, признательность, обратиться к Вам со словами благодарности

Карточка №5.

Составьте несколько предложений, в которых сообщите о радостном событии в вашей жизни. Употребите в них глаголы-синонимы в порядке нарастания действия: радоваться, ликовать, бежать, мчаться, нестись, лететь.

4) Самостоятельная работа.

Письма сокращали расстояния и утешали в разлуке, и поэтому все влюбленные стали горячими поклонниками эпистолярного жанра. Придумайте обращение к адресату, которого вы любите, к которому испытываете нежность. Подумайте, как это письмо можно закончить. Слова, сказанные перед расставанием, должны быть особенно нежными, оберегающими от тревог и сомнений.

VI. Рефлексия.

        - Продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Презентация "Возникновение и развитие письма как средства общения

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления.  Называя основные 4 этапа ее развития: •Предметное письмо •Пиктографическое письмо •Иероглифическое пис...

Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"

Презентация к уроку "Искусство художественного перевода - искусство общения" по общей теме "Искусство - универсальный способ общения" по предмету "Искусство" в 8 классе...

Письмо как средство общения.

Поставила перед собой цель познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра, историей почтовой связи, обучать навыкам написания личного письма....

Интегрированный урок английского языка и литературы "Искусство перевода - искусство общения" для обучающихся 10 класса

Дланный урок имеет профориентационную направленность. Целями урока являются:1.     знакомство обучающихся с принципами литературного перевода;2.     развитие ум...