«Деятельностный подход в обучении русскому языку».
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Евсеенкова Любовь Юрьевна

Евсеенкова Любовь Юрьевна ГБОУ лицей №1367.

«Деятельностный подход в обучении русскому языку».

 

   Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижении нового качества его результатов.      Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня,- это поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).

Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности.

Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является деятельностный подход. Он представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса.

Деятельностный подход в обучении  - это формирование творческого мышления учащихся.  При развивающем обучении ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления. На своих уроках я использую  основные единицы деятельности: потребности и мотивы, задачи и действия, средства и операции. Для решения учебной задачи «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на _-ия, -ие, -ий» (урок русского я зыка, 5 класс) мною использованы следующие учебные действия: постановка учебной задачи, преобразование ситуации,  моделирование способа действия, конкретизация общего способа действий, закрепление изученного материала, рефлексия.

Постановка учебной задачи.

Задание.

Каждая группа получила карточку с алгоритмом определения безударного окончания существительных, в котором нарушена последовательность действий при определении буквы в данной орфограмме. Вам необходимо восстановить последовательность действий при определении безударного окончания существительного и обосновать ваш выбор.

На доске.

·        Поставить существительное в начальную форму.

·        Определить падеж

·        Найти существительное

·        Определить склонение

·        3 скл.              -   И

·        1 скл.           Р.п. – И, Д.п. , Пр.п. -  Е

Проверка.

Каждая группа должна выбрать учащегося для проверки данного задания, но отвечать будет та группа,  которая первая справится с поставленной задачей. Остальные группы будут выполнять роль экспертов, будут добавлять, исправлять, конкретизировать. (Время выполнения задания – 2 мин.)

 

На доске.

·        Найти имя существительное.

·        Поставить в начальную форму: ед.ч. , Им.п.

·        Определить склонение.

·        3 скл. -  И

·        1,2 скл. – определить падеж: Р.п. -  И, Д.п., Пр.п. -   Е

Задание.

Каждая группа получила карточки со словами с безударным окончанием существительных. Объясните, используя данный алгоритм, правописание безударных гласных в окончании существительных ед.ч.

Слова, правописание окончаний которых не соответствует данному алгоритму, подчеркните.

Проверка.

Каждая группа должна выбрать учащегося для проверки данного задания, но отвечать будет та группа , которая первая справится с поставленной задачей. Остальные группы будут выполнять роль экспертов, будут добавлять, исправлять, конкретизировать. (время выполнения задания – 2 мин.)

На доске.

О лекции – лекция

О юбилее – юбилей

О жизни – жизнь

О гербарии – гербарий

О Марье – Марья

На собрании – собрание

К шее – шея

По аллее – аллея

(ответы учащихся)

Учитель.

Почему вы решили, что правописание окончаний данных слов (о лекции, о гербарии, на собрании), нельзя определить, используя данную модель рассуждения? (относятся к роду, скл., падежу).

Попробуйте предложить, выдвинуть гипотезу, используя ваши рассуждения, какой же будет цель нашего урока? (учащиеся обсуждают гипотезы в группе, я записываю их на доске).

Преобразование ситуации.

Преобразование ситуации с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения рассматриваемой системы. На этом этапе учащиеся должны не просто наблюдать отдельную ситуацию, а целенаправленно ее преобразовывать, искать, выделять определенные отношения изучаемой системы объекта. Своеобразие этого отношения состоит в том, что, с одной стороны, оно является реальным и особенным моментом преобразуемой ситуации, с другой - является основой всех частных особенностей рассматриваемой системы, т.е. всеобщим отношением. Важным компонентом данного этапа является формирование общего способа (приема умственной деятельности) применения познания. Возможен вариант моделирования отдельных моментов общего способа, в результате чего общий способ будет выявлен после рассмотрения всех отношений изучаемого объекта.

Задание.

Каждая группа получила карточку со словами. Вам необходимо проанализировать их и попробовать сформулировать правило правописания слов с данной орфограммой. Каждая группа выбирает представителя, который будет отвечать, остальные – эксперты.

(ответы групп)

Учитель.

Как вы думаете, какая из групп ответила правильно, как нам убедится в том, что результаты нашего исследования положительны, и мы верно сформулировали правило? Где можно найти подтверждение нашим умозаключениям или опровергнуть их. (учебник или другие источники информации).

Читаем правило на странице 69.

Кто же из нас был ближе всех к правильному ответу?

Моделирование способа действий.

Учебные модели составляют внутренне необходимое звено усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое фиксирует, с одной стороны, всеобщее отношение некоторой системы, с другой - обеспечивает дальнейшее его изучение.

Построение моделей осуществляется первоначально учителем на доске (после совместного обсуждения с учащимися), школьниками в тетрадях. По мере развития умения моделировать это действие может осуществляться детьми самостоятельно или в группах.

Задание.

Используя учебник, ваши рассуждения, составьте схему(модель) правописания безударных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.       (на листочках А3 маркерами).

(афиширование работ).

Учитель.

Схема какой группы наиболее точно отражает данное правило, почему?

Конкретизация общего способа действий.

Цель этого учебного действия состоит в выделении и построении определенных вариаций конкретно-практических задач. Ученик выявляет пути конкретизации исходной учебной ситуации и тем самым их превращения в частные задачи практической направленности. Но эти задачи могут быть решены общим способом, который был усвоен ранее.

Задание.

Используя составленную вами схему-модель, измените порядок действий в алгоритме «Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных ед.ч.». (подставить цифру, обосновать).

Закрепление изученного материала.

Задание.

Распределите данные слова в два столбика (у каждого листок со словами).

                    Е                                                                            И

Проверка.

Первые три учащихся смогут проверить работы у последующих учеников.    (критерии проверки: 1ошибка-4, 2 ошибки-3)

Т.к. у доски отвечают ученики только из двух групп, то оценивать ответы будут противоположные группы. Выберите эксперта.

Рефлексия

Рефлексия - способность анализа собственных действий как психологическое условие их изменения и построения. При наличии рефлексии можно говорить о предпосылках развития у школьников творческого мышления.

Следует отметить, что учеников необходимо выводить на уровень целостного восприятия и понимания учебного материала там, где это возможно. К сожалению, курс русского языка не всегда дает такую возможность, т.к. есть масса орфографических и пунктуационных правил, доказуемость которых на современном этапе развития языка невозможна.

Учитель.

Попробуйте оценить свои знания, полученные на данном уроке, используя оценочный лист.

Я оцениваю свои знания данной темы на – …..

Я смогу безошибочно писать слова с данной орфограммой - …..

Я смогу объяснить товарищу данную тему - ……

Я ставлю себе оценку за работу на уроке - …..

Оценки по шкале от «2» до «5».

Большое внимание в данной технологии уделяется формированию у учащихся умения высказывать и проверять свои предположения, овладевать понятиями в их взаимосвязях,  умения анализировать и исследовать причинно-следственные и логические связи.

Важно приучать школьников давать обоснованные ответы не только на вопрос «почему?», но и «почему именно так, а не иначе, учить детей обмениваться мыслями о способах решения учебных задач не только с товарищами, но и в «споре с самим собой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_evseenkova_l.yu_.pptx81.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс на тему « Деятельностный подход в обучении русскому языку ». Автор: Евсеенкова Л.Ю. ГБОУ лицей №1367 у читель русского языка и литературы

Слайд 2

« Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на - ия , - ие , - ий ».

Слайд 3

Постановка учебной задачи. Поставить существительное в начальную форму: ед. ч., Им.п. Определить падеж Найти существительное Определить склонение 3 скл . - И 1 скл . Р.п. – И Д.п. , Пр.п. - Е

Слайд 4

Алгоритм определения падежных окончаний существительных в ед.ч.: Найти имя существительное. Поставить в начальную форму: ед.ч. , Им.п. Определить склонение. 3 скл . - И 1,2 скл . – определить падеж: Р.п. - И Д.п.,Пр.п . - Е

Слайд 5

О лекции – лекция О юбилее – юбилей О жизни – жизнь О гербарии – гербарий О Марье – Марья На собрании – собрание К шее – шея По аллее – аллея Задание на выбор слов, правописание которых не соответствует алгоритму:

Слайд 6

Преобразование ситуации. Присутствовать на лекции (Пр.п.)-лекц ия Уйти с лекции(Р.п.)- лекц ия Готовиться к лекции(Д.п.)-лекц ия Отдыхать в санатории(Пр.п.)-санатор ий Находиться в здании(Пр.п.)-здан ие

Слайд 7

Алгоритм определения падежных окончаний существительных в ед.ч.: Найти имя существительное. Поставить в начальную форму: ед.ч. , Им.п. Определить оканчивается ли существительное на – ие , - ия , - ий И Определить склонение. 3 скл . - И 1,2 скл .– определить падеж: Р.п. - И Д.п.,Пр.п . - Е

Слайд 8

Закрепление изученного материала Задание. Распределите данные слова в два столбика (у каждого листок со словами). Е И На доске : Машенька Заключение Вступление Фамилия Музей Батарея Санаторий Предположение

Слайд 9

Р ефлексия Попробуйте оценить свои знания, полученные на данном уроке, используя оценочный лист. Я оцениваю свои знания данной темы на – ….. Я смогу безошибочно писать слова с данной орфограммой - ….. Я смогу объяснить товарищу данную тему - …… Я ставлю себе оценку за работу на уроке - ….. Оценки по шкале от «2» до «5».

Слайд 10

Р ефлексия «5»- красный цвет «4»- зеленый цвет «3»- желтый цвет «2»- белый цвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе. Пед. чтения....

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению  по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся.  Его тип, структура, методы и прием...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....