Урок по теме "Склонение прилагательных" Русский язык. 6 класс (Бабайцева В.В.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

урок по теме "Склонение прилагательных". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_sklonenie_prilagatelnykh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  

Мельникова М. А.

МБОУ СОШ  №3

 1 .ПОВТОРЕНИЕ

Начнём наш урок с повторения.

- Кто изображен на этом портрете?

                  (Петя  Двойкин)            

-Он опять допустил ошибки. Давайте поможем Пете.

                  (по одному, с объяснением орфограмм)

     Ты скажы мне милый ёш чем ежыный мех хорошь?

Молодцы!

Найдите в этом предложении прилагательные. Назовите.

Докажите.

-А теперь определите форму прилагательных.

-Чем отличается полная форма от краткой?

  2 ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

         Найдите в домашнем упражнении 285 прилагательные в полной форме.

                                          В краткой форме.

        Какова синтаксическая роль полных прилагательных в тексте?

                                           Кратких?

 

      -Вы должны были определить лексическое значение слова «великолепен».

          (отличающийся красотой, роскошью)

        -Какую орфограмму мы закрепили на прошлом уроке?

       -Дайте её определение и приведите свои примеры.

      Давайте вспомним правописание ь не только с краткими   прилагательными, но и с другими частями речи.

 

         Поиграем в игру «Кто напрасно бежит за  котом».

                (2 учащихся работают у доски, класс - по вариантам)

   хорош                                                 марш

   тысяч                                                  картечь

   карандаш                                            задачь

   чижь         малыш

   молодежь                                           ключ

   вещь                                                    ноч

   матч                                                    пустошь

   борщ                                                   училищ

      -А теперь проверим (дети объясняют свой выбор).

 3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ.

       -А сегодня нам предстоит вспомнить склонение прилагательных.                  Мы будем говорить о правописании безударных гласных в      

  окончаниях   прилагательных.

            Запишите тему урока.

 -Эта тема вам знакома?

 

 -А что такое  склонение?

 1) -От чего зависят падежные окончания прилагательных, мы сейчас с вами узнаем.

    Представьте, что мы находимся в научной лаборатории, где нам   предстоит определить безударную гласную в окончаниях    прилагательных.

                    Наши эксперты работают по инд. карточкам.

  1. Найдите упражнение 290.
  2. 2. Прочитайте текст.
  3. Выпишите словосочетания «прил.+сущ.»
  4. Определите разряд, род, число, падеж прилагательных.
  5. Выделите окончания.
  6. Сформулируйте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях прилагательных».
  7. Объясните значение слова «жировавший».

 Вы знаете, что каждый предмет  имеет свой признак. Вот послушайте:

              Котёнок – маленький пушистый.

              Ручей – прохладный серебристый.

              Трава – зеленая и нежная.

              Зима – холодная и снежная.

              Подумай, что ты подберёшь

              К словам: лисица, солнце, ёж.

   Подберите определение к каждому слову.

   

  2.Просклоняйте прилагательные рыжая, яркое, колючий в тетради.

    После того, как будет выполнена работа в тетради, 1 ученик выходит к доске и делает   транскрипцию слов: колючего, яркого.

   3.-Сделайте вывод по склонению прилагательных:

                                                        Женского рода;

                                                        Мужского рода;

                                                        Среднего рода.

    Сверьте свои записи с тем, что написано на доске.

       -Как изменяются прилагательные?

   

   -Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных,   нам ответят эксперты, приводя свои примеры.

( дети называют по нескольку словосочетаний, определяя их разряд, род, число, падеж)

 В вашем тексте есть слово, которое требует объяснения лексического значения.

  «жировавший»

В каком значении употреблено это слово?

Вывод: - Как определить безударную гласную в окончаниях прилагательных?

 

-Но все ли окончания можно определить по вопросам?

4.              Обратимся к транскрипции.

  -Правильно ли она сделана?

-Соответствует произношение и написание?

5.А теперь закрепим это (комментированное письмо)

Возьмите карточку № 1.

          Замените прилагательные синонимами, используя слова для справок. Объясните орфограмму.

Красного заката, волшебного голоса, душистого цветка, жёлтого листка, выдающегося успеха, жаркого дня, красивого пейзажа, праздничного концерта.

   Слова для справок: багрового, чарующего, ароматного, лимонного, блестящего, душного, чудесного, торжественного.

6. Работа с учебником.

  -Рассмотрите таблицы  на полях учебника на странице 109.

Что вы видите?

Почему именно на эти падежи обращено особое внимание?

  Запишите данные словосочетания:

     а) в форме   в.п. и т.п.

              серая сумка;                   Комментированная проверка.

             синяя ручка;

      б) в форме т.п. и п.п.

              тихий вечер;

             зимнее утро.

7. А теперь погадаем на ромашке.

     Из слов сконструируйте предложение.

       Запишите.

Снег пушистым ковром лёг на деревянные домики и железные заборы.

Произведите синтаксический разбор.

   (У доски.)

8. И опять наш знакомый Петя. Он прислал мне письмо, отрывок из которого лежит у вас на столе (карточка № 2.). Исправьте ошибки прямо в тексте.

                            КАРТОЧКА № 2.

.  1. Прочитайте.  

  1. Исправьте ошибки.

Раннем  летнем утром отправляешся ты на рыбалку. В руках у тебя небольшёе пластмассовае видро и удочка. В кармане лежит крохотнай бутерброт. Ты спешиш мечтаиш поймать огромнаю рыбу. Ёсчё холодно,не добрый ветер проникает сквось одежду, но ты ничево  нечуствуиш. Тебя ждёт прекрасная река и свежыя рыба.

 

            Теперь проверим. (Дети исправляют ошибки в тексте на доске.)

3. ТЕСТИРОВАНИЕ.

            А теперь пришло время маленькому экзамену. Проведём его в форме теста.

     Условия работы просты: у вас на партах лежат листы с тестами, вы читаете вопрос и из вариантов выбираете правильный, обводя кружком нужную букву.

                                   Тесты.

      1 .Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

            а) медленный, верное, желтизна, белеть;

            б) медленный, верный, желтый, белый;

            в) медленный, верность, жёлтый, белый;

            г) медлительность, белый, верность, жёлтый.

2. Определите падеж прилагательных в предложении На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ:

            а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);

            б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);

            в) зелёной (П.),небольшой (В.), необычной (Т.).

3. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик с правильными вариантами:

                                                                 а)                б)                в)                г)

            син.. пальто                                яя                ия               ее                ие

            прежн.. подругу                         ую              ею              юю              ию

            средн.. полосой                          яя                ея               ей                ия

            у хорош… друга                        ова              ева             его               ого

4. Где нужен Ь? Выберите столбик:

                                 а)                б)                в)                    г)

             горяч..                 -                  -                 ь                      ь                                                          

            печ    ..                 -                  ь                ь                      -        

            калач..                  ь                 -                 ь                      -

            пахуч..                  ь                 -                 -                      ь

5. Укажите правильный морфемный разбор:

             а) развесистую;                    в) развесистую;

             б) развесистую;                    г) развесистую.

Взаимопроверка.

     Обменяйтесь листами, проверьте работу товарища, используя ключи к тестам. Поставьте оценку карандашом.

«5» -все ответы верны;

«4» - 1неверный ответ;

«3» - 2-3 неверных ответа.

-Кто получил «4»?  «5»?

Молодцы!

  Положите тесты под обложку тетради, я проверю, как вы выполнили свою работу и оценили работу товарища.

4. ИТОГ.

   -Как изменяются прилагательные?

   -Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?

 

5.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

6.Д.З: параграф 101, упражнение 293(2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Бабайцева

Для тех, кто работает по программа Бабайцевой В.В....

Тематическое планирование для 9 класса по русскому языку по Бабайцевой В.В.

Данный материал поможет начинающим педагогам в разработке  планирования уроков по УМК под редакцией Бабайцевой в 9 классе...

рабочая программа по русскому языку 7 класс бабайцева вв

представлена рабочая программа по русскому языку 7 класс по УМК Бабайцевой В.В на 2013-2014 уч.год с приложением( КИМ к урокам)...

рабочая программа по русскому языку 8 класс бабайцева вв

представлена рабочая программа по русскому языку 8 класс на 2013-2014 уч.год с приложением (КИМ к урокам контроля)...

Урок русского языка в 6 классе. Бабайцева В.В.

Тема урока: «Повелительное наклонение глаголов».Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...