Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Федорюк Лидия Владимировна

Урок русского языка в 6 классе. Правописание НЕ и Ни в отрицательных местоимениях. Урок объяснения нового материала, разработан с учётом современных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Федорюк Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31 г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Предмет (программа)

Русский язык. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, федерального базового учебного плана 2004 года, программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной, А.П. Еремеевой и др.

Класс

6

Тип

Изучение новых знаний

Тема

Раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Цель

Создать условия для осознания ценности совместной деятельности (личностные) по изучению и первичному закреплению правила «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с отрицательными местоимениями» (предметные), содействовать развитию умений планировать свою деятельность и предлагать пути решения обозначенных проблем (метапредметные)

Задачи

Обеспечит развитие аналитических навыков при работе с информацией и умений осуществлять самоконтроль деятельности; содействовать развитию умения определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; организовать деятельность по применению изученной орфограммы в практической деятельности; помочь осознать практическую значимость учебного материала.

Планируемый результаты

Учащиеся получат возможность осознать значение  русского языка в процессе получения школьного образования, стремиться к речевому самосовершенствованию (личностные); научатся извлекать информацию, определять цели предстоящей учебной деятельности, использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам (метапредметные); научатся распознавать местоимении разных разрядов, различать приставку и предлог, применять изученные орфограммы на практике (предметные)

Этап

урока

Обучающие и  развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения

Личностные (Л)

Познавательные (П)

Регулятивные (Р)

Коммуникативные(К)

Контроль результатов учебной деятель-ности

Мотивация к учебной деятельности (самоопре-деление)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Давайте определим своё настроение, настрой на работу: выберите. Пожалуйста смайлик, который отображает ваше настроение.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку


Выбирают смайлик

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. навыки.

П: осознают познавательную задачу.

Р: планируют необходимые действия








Смайлик

Актуализация

и проблем-ное учебное действие

Беседа по вопросам, формулирование темы и цели урока









Выборочное письмо у доски


Индивидуальные задания (на карточках, авторский ЦОР с выставлением оценки)

Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность по повторению орфограмм, помогает формулировать мысли учащихся, делать выводы

Про (Ни)чего

Жило-было (н..)чего,

(Не)умело (н..)чего,

(Не)хотело (н..)чего,

Взад-вперёд оно ходило

И (ни)(с)(кем) (не)говорило,

(н..)кого (не)замечало,

Лучше всех себя считало,

А про это (Н..)чего

И сказать –то

(Н..)чего!

- Перед вами стихотворение И.Михайловой. Как вы думаете, благодаря чему это стихотворение приобретает шуточный характер?

Задание: выпишите выделенные слова, распределяя их по частям речи, графически обозначьте изученные орфограммы.

Карточки: правописание Не с глаголами (один у доски).

Работа с ЦОРом (2-3 ученика)

Отвечают на вопросы

Формулируют собственные мысли

Осуществля-ют актуализацию знаний

Контроли-руют правильность ответов учащихся

Выполняют учебную задачу и индивидуальные работы

Л:имеют мотивацию к учебной деятельности

П:осуществляют актуализацию знаний, извлекают нужную информацию

Р:принимают и сохраняют  учебную задачу

К:слушают других, отвечают на вопросы















Устный ответ


Сверка с доской


Модельный ответ

Электронный тест

Выявление места и причины затрудне-ния, определе-ние темы урока

Беседа по вопросам

Формулирова-ние темы урока

-Правило написания какого отрицательного местоимения вы ещё не изучали? Какие варианты написания возможны?

Попробуйте сформулировать тему урока в форме вопроса. Запишите тему в тетради на оставленной строке.

Выдвигают предположение о теме урока

Л: желание осознать свои трудности П:выдвигать предположение о теме

К:пробуют грамотно формулировать тему

Р:осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы

Целепола-гание

Формулирова-ние цели урока


Физкульт-минутка

-Исходя из темы урока. Попробуйте поставить себе цель и сформулировать цель нашего урока


Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Осуществ-ляют самоконтроль понимания цели урока


Выполняют элементарные упражнения

Р: сохраняют учебную задачу

П:выдвигают предположение о цели и задачах урока

К:обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга


Устные ответы

Физичес-кие упражне-ния

Построе-ние проекта выхода из затрудне-ний (введение нового материала)

Работа с опорным материалом, беседа по вопросам, формулирование правила











Закрепление правила

Учитель организует индивидуальную работу с опорным материалом

Отметьте знаком :«!» - я это знал, могу ответить на вопрос; «+» - новое для меня; «?» вызывает  сомнение (технология  «инсерт»)

Кое-кто

Кое-кого

Кое-чему

Никто

Никого

нечего

Кое у кого

Кое с кем

Кое о ком

Ни у кого

Не с кем

Ни в какой

-Местоимения каких разрядов даны в опорном материале?

-Назовите общие и различные в их правописании.

-Попробуйте сформулировать правило раздельного  написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

-Сравни свой вывод с формулировкой правила в учебнике.

Технология «Автор». Расскажи правило от лица автора учебника Технология «Оратор». Убеди своего собеседника в необходимости знания данного правила

Анализируют опорный материал

Во фронтальном режиме слушают ответы

Самостоятельно формулиру-ют правило

Контроли-руют правильность ответов одноклассни-ков

Л:желают приобретать новые знания и умения

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализируют и сопоставляют информацию

Р:планируют необходимые действия совместно с учителем

К:воспринимают на слух ответы учащихся, сроят своё высказывание.

Первичное закрепле-ние изучаемого материала

Выполнение задания, иллюстрирующего правило


Самостоятельная работа

Разноуровне-вые задания (выбирает ученик)

Учитель организует совместную деятельность по первичному закреплению знаний и умений

Комментированное письмо с использованием образца: некого – не у кого

Нечем, ничего, некому, никакой, никакому, ничьего.

Самостоятельная работа .

Задание1. От данных отрицательных местоимений образуйте все недостающие варианты и обозначьте орфограмму: никому – некому – ни к кому – не к кому . Некем, ни о чем, никакой, ничьего, никого, нечего.

Задание2 По образцу составьте и запишите предложения: не стремиться – Лентяй не стремится ни к чему – Ему не к чему стремиться.

Не беспокоиться, не надеяться, не соглашаться, не нуждаться.

Задание 3. Раскройте скобки, обозначьте орфограмму.

Ума, разума много, да рук (не)(к)(чему) приложить. Глуп совсем, кто (не)знается (ни)(с)(кем). Умом обносился и (ни)(с)(кем) не спросился. Глупому болвану (ни)(в)(чем) (не)будет талану.

Выполняют коллективно задание


Самостоятельно выбирают и выполняют задание

Л: самостоятельно ставят перед собой учебную задачу

П:осуществляют для решения учебных задач логические операции, выполняют учебно-познавательные действия, приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Р: самостоятельно планируют необходимые действия

К: формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения






Самопроверка по эталону (на доске выполнят задание)

Релаксация

Психологическая разгрузка

(динамиче-ская тематическая пауза)

Стихотворение «Приглашение улитке» Компетентностно-ориентированное задание: правила этикета, выбор примера, иллюстрирующего правило.

Выписать пример, иллюстрирующий правило, добавить 3-4 своих примера

Выбирают нужную информацию, отвечают на вопросы

Р: самостоятельно планируют необходимые действия

К:воспринимают на слух ответы учащихся, сроят своё высказывание.

Л:желают совершенствовать знания и умения

Сверка  с модельным ответом (на листах распечатано)

Включение в систему знаний и повторение изученного

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание своих результатов, выполнение разноуровне-вых заданий

(красный кружок – 1 группа, синий – 2, зелёный – 3)

Игра «Рыбалка» (работа по вариантам). «Вылови местоимение». 1 вариант - неопределённые местоимения через дефис, 2 – слитное написание отрицательных местоимений, 3 – раздельное написание отрицательных местоимений ( на доске три ведёрка, рыбки с местоимениями). Количество слов-рыбок соответствует количеству учеников.


Самостоятельная работа (разноуровневые задания)

Задание 1 группы: напишите мини –сочинение ( 5-6 предложений) с использованием отрицательных местоимений: никакой, ничей, нисколько, ни у кого, ни о каком, ни за чьим.

Задание 2 группы : составьте предложения, противоположные по смыслу. У всех в нашем классе есть нужные книги (Ни у кого в нашем классе нет нужных книг). Мне всегда есть с кем посоветоваться. В лагере я быстро привыкла ко всему.

Задание 3 группы (фрагмент из «Норки» - региональный компонент): вставьте необходимые по смыслу отрицательные местоимения, а также пропущенные буквы (распечатаны карточки)

У Норки по..вились пять норят. Таких мале..ких и ненасытных детёнышей (не) было (ни у кого). Норка (не) знала покоя  (ни)когда: ни днём, ни ночью. Не зря тр..вожилась она. Знала, что за каждым шагом её сл..дил Колонок. (Не к кому ) было обрати..ся за советом. Всё ей ч..дились враги. (Ни с кем ) (не) могла Норка оставить своих детёнышей

Формулируют выводы, обосновыва-ют свою точку зрения

П: осуществляют отбор необходимой информации, приобретают умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

К: формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Р: самостоятельно планируют свои действия

Выполнение письменных упражнений

Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа, монологические высказывания

Картинка (человечки на дереве) : закрасьте человечка (по высоте расположения), изображение которого иллюстрирует ваше сегодняшнее усвоения правила

Определяют своё эмоциональное состояние

Л: приобретают мотивацию к процессу  образования

П: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретённых знаний, умение мотивированно организовывать свою деятельность

Р: оценивают свою работу

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"

Урок  по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "

Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме  "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК  Т.А.Ладыженской...