Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie.rar524.83 КБ
Файл marafon_deeprichastie.rar21.42 КБ

Подписи к слайдам:

Желаем удачи в постижении тайн русского языка!- Больше слушайте, говорите, читайте, пишите!- Анализируйте свою речь!


Предварительный просмотр:

   МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

       /Урок русского языка в 7 классе/

  Учитель: Мастина Елена Анатольевна.

Цели: 1) подготовить учащихся к контрольному диктанту, повторив и обобщив знания о деепричастии;
2) совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением деепричастий в тексте, их образованием, морфологическим разбором, правописанием с
не; совершенствовать умение исправлять речевые ошибки; совершенствовать пунктуационные навыки при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
3) возбуждать интерес к изучению русского языка, расширять кругозор учеников, содействовать выработке навыков самостоятельной работы на уроке.

Оборудование: схема марафонской дистанции с отмеченными участками пути, маршрутные листы, компьютер, компьютерная презентация «Лингвистический марафон по стране «Деепричастие», компьютерная программа по русскому языку  «Фраза», листы с заданиями (по количеству учеников).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

  • Ребята, мы с вами изучили одну из самостоятельных частей речи – деепричастие. Для того чтобы проверить ваши знания, сегодня вы совершите марафон по стране Деепричастие. В легкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 192 м. Название свое марафон получил от греческого селения Марафон (Maraphon), из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в V в. до н.э. Дистанция нашего с вами лингвистического марафона состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых вам предстоит выполнить определенное задание. Внимательно посмотрите на условие каждого из заданий. Итак, на старт!

II. Лингвистический марафон

Дистанция первая – «Теоретическая станция». Разминка - Повторение и обобщение сведений о деепричастии. (Выполнив это задание, вы пройдете первый отрезок пути, равный 4 км)

  1. Деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи: глагола и наречия.
  2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действие, выраженном глаголом.
  3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
  4. Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов…
  5. Деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов…

Учитель рассказывает сказку, которая называется «Отцы и дети».

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие способно управлять падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия
(как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

А вы на чьей стороне в этом споре?

  • В чем суть спора главных героев сказки? Объясните нам, почему мог возникнуть этот удивительный лингвистический спор? (Дело в том, что в лингвистике существуют две различные точки зрения на деепричастие. Одни ученые считают деепричастие, так же как и причастие, самостоятельной частью речи, а другие оценивают его как особую форму глагола.)
  • Верно. Кто же прав в этом споре? (Верны обе точки зрения, поэтому можно сказать, что в споре правы обе стороны.)

В сказке «Отцы и дети» говорилось о том, что деепричастие унаследовало признаки глагола и наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия?

Дистанция вторая – «Перекресток  причастия и деепричастия». Тест.

  1. Найдите предложение с причастным оборотом:

А) Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Б) Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

В) Поднявшись, он быстро подошёл к окну.

2. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

А) Преследуя неприятеля, партизаны ворвались в деревню.

Б) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.

В) Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

3. Найдите словосочетание с причастием:

А) Дробясь о мрачные скалы,

Б) покачиваясь от ветра,

В) поднимавшийся из-за леса дым.

4. Найдите словосочетание с деепричастием:

А) раздавшийся слева грохот,

Б) отметив маршрут,

В) остывшая за ночь вода.

Дистанция третья – «Орфографическая улица». Повторение и обобщение орфографических правил, связанных с деепричастием.

Учитель рассказывает сказку «Фамильная ненависть».

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!».
Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без
Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» – мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.
Так и шло все из поколения в поколение. Частица 
Не так не любит Глагол, что не признает и его близкого родственника – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием Не пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!

  • О каких орфографических правилах идет речь в сказке? (Речь идет о правописании частицы не с глаголами и деепричастиями.)
  • Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами.
  • Вспомните: какие законы правописания действуют, когда необходимо слитно или раздельно написать не с причастиями?
  • Выполните задания, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами и деепричастиями.

(Верно выполнив задание, вы пройдете очередной отрезок дистанции и окажетесь у отметки 14 км.)

1)(не) кланяясь в пояс, 2) (не) пользуясь льготами, 3) (не) доумевая по поводу чего-либо, 4) (не) смея рассчитывать на успех, 5) (не) привыкая к долгой работе. 6) (Не) давши слова, крепись, а давши, держись.  7) (Не) зная броду, (не) суйся в воду. 8) (не) годуя по поводу услышанного.


Дистанция  четвертая – «Синтаксический переулок». Повторение и обобщение пунктуационных правил по изученной теме.

Учитель рассказывает сказку «Бунт».

– Безобразие! Произвол! Это возмутительно! – с такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал вкатилось неуклюжее Деепричастие. – Наказать бунтовщиков, повесив их на первом же дереве!
Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния?
Много лет назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно оно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно.
И вдруг разведка сообщила, что в королевстве есть бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не желали обособляться...

  • Оставим нашего расстроенного правителя наедине с его горькими мыслями, а сами подумаем: о каком правиле идет речь в сказке? (Речь идет о постановке знаков препинания при деепричастии или деепричастном обороте.)
  • Покажите с помощью схем те случаи, когда правило об обособлении деепричастия действует безоговорочно. Учащиеся могут показать это с помощью следующих схем:

Д, ...
..., д, ...
..., д.

Дееприч. оборот, ...
..., дееприч. оборот, ...
..., дееприч. оборот.

Приведите примеры, соответствующие каждой схеме.

  • В каких случаях этот закон не действует? Кто является бунтовщиком в королевстве Деепричастия, не желая обособляться? (Этот закон не действует, когда деепричастие входит в состав фразеологических оборотов или переходит в разряд наречий, например: работать спустя рукава, они шли молча.)
  • Можно ли найти объяснение этому бунту или он стихийный, необъяснимый? (Объяснение этому есть.)
  • Какие разделы русского языка помогают нам понять, почему нет обособления в этих случаях? (Помогают нам это понять разделы «Лексика и фразеология» и раздел «Морфология». Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется. Когда деепричастие переходит в разряд наречий (а это обычно бывает в конце предложений), то оно и ведет себя в предложении как наречие, т.е. не обособляется.)
  • Запишите следующие предложения, объясните в них постановку запятой или ее отсутствие.

Верно расставив знаки препинания и выделив в предложениях графически деепричастные обороты, вы добежите до отметки 18  км.

  1. Воробьи, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище. 2. Сторож спал сидя. 3. Открыв окно, я посмотрел в сад.  4. Нужно работать не покладая рук. 5. Мастер радовался, видя результаты своего труда. 6. Он молча повесил пальто на вешалку.

Дистанция  пятая – «Творческий проспект».        Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, графически объяснить знаки препинания.

1. Я подошел к калитке и увидел игравших в саду детей. 2. Белка распушила хвост и прыгала по веткам. 3. Ребенок засмеялся и потянулся к игрушке. 4. Фонарь мигал и тускло освещал вагон. 5. Снег падал на землю и одевал ее легким покрывалом.

Дистанция  шестая – КПП: «Третий лишний».

  1. переплыв реку, улыбающийся мальчик, хлопая крыльями..
  2. (не)обращая внимания, (не)навидя его, (не)чувствуя холода.
  3. выскочивший, замахнувшись, удивившись.
  4. выскочив, испёкши, глядя.
  5. улыбаясь, прочтя, глядя.

Дистанция  седьмая – Клуб «Корректор». /Употребление деепричастных оборотов в речи./

Учитель рассказывает сказку «Великий шутник».

Знаете, кто самый великий шутник в королевстве Морфологии? Деепричастие. Как часто оно смеется над незадачливыми школьниками, которые не знают законов употребления деепричастий в предложении.
Семиклассникам кажется:
– Мы все знаем, мы все выучили!
А Деепричастие посмеивается:
– Не зная броду, не суйся в воду. Употребите меня в речи, тогда посмотрим!
Да что тут особенного? – думают школьники.
– А я, Деепричастие, все особенное, необыкновенное, – хвалится Деепричастие.
– Да мы!.. Да он!.. Да ничего трудного!.. – кипятятся ученики.
– Не меряя семь раз, не режь, – предупреждает Деепричастие.
Не верите в его силу? Тогда вот вам его загадки-шутки, попробуйте справиться, найдите в них ошибки:
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

  • Где же ошибки в этих предложениях, из-за чего мы называем деепричастие «великим шутником»? (Деепричастие и глагол в первом предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным, если этого не учитывать, в предложении возникает смешная ситуация.)
  • Исправьте предложения двумя способами: сохранив деепричастный оборот и трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию.

(Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Когда я подъезжал к станции, то у меня слетела шляпа.
Как приятно знать, что, придя домой после школы, я встречусь со своим любимым котенком, который будет радостно мяукать.
Как приятно знать, что, когда я приду домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь все не прекращается.
Когда я шел по мокрой тропинке, дождь не прекращался).

(Большая часть пути уже пройдена, и вы приближаетесь к отметке  32 км.) Запишите предложения, исправив речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.

1. Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. 2. Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.  3. Я взяв рюкзак и надел кеды.  4. Воробей растопырив крылышки и сжался весь от страха.

Дистанция  восьмая – «Компьютерный центр». /Используется компьютерная программа по русскому языку «Фраза»/

Дистанция  девятая – Кафе «Знаменитые шутят».

 (Перед вами последний отрезок марафонской дистанции и финишная прямая. Успешно выполнив завершающее задание, вы окончите марафон.)
Найдите деепричастия в веселых историях из сборника «Знаменитые шутят». Выпишите их, выполните морфологический разбор одного деепричастия.

1. Как-то ребята, удивившись виду чемодана у Аркадия Гайдара, спросили:
– Аркадий Петрович, почему вы такой знаменитый, а чемодан у вас так себе?
Гайдар,
улыбнувшись, ответил:
– Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе.

2. Однажды какой-то прохожий, увидев помятую шляпу писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, бесцеремонно спросил его:
– Скажите: этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?
Андерсен,
не смущаясь и глядя на этого человека, спокойно ответил:
– А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?

3. Узнав о решении Дюма зайти в книжный магазин, книготорговец, желая польстить любимому писателю, срочно выставил все его книги, убрав книги других писателей.
– А где же книги других авторов? – спросил, встревоженно
глядя на продавца, Дюма.
– Других? –
растерявшись, переспросил книготорговец. – Проданы.

III. Завершающее слово учителя. Итоги урока

Итак, наш марафон завершен. Надеюсь, что многие из вас добрались до финиша – отметки 42 км 192 м –  верно выполнив задания.
Ребята, а что вам пришлось вспомнить, выполняя задания?..
Думаю, что вам и самим теперь понятно, в чем вы затрудняетесь, что нужно повторить перед диктантом. Ваши работы будут проверены и оценены, а победителей ждут призы.

IV. Завершающее слово учителя.

Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных деепричастий». Как хорошо, когда все уроки сделаны, все темы понятны, тогда любая трудность нам по плечу. Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли у вас в ходе марафона.
Но, может быть, вам показалось, что в этой удивительной стране царят непонимание, ненависть, вражда, насмешки... Это не так. Просто мы с вами шли по самым сложным тропам этой необычной страны.
Попробуйте дома рассказать о деепричастии иначе – как о дружелюбной, веселой, интересной части речи, используя по возможности следующие опорные выражения:

любя друзей, прощая врагов;
радуясь новому дню;
светясь от счастья;
смеясь и веселясь от души;
обогащаясь знаниями и умениями;
живя в мире и согласии;
улыбаясь незнакомым прохожим;
беспокоясь о близких;
помогая слабым;
заботясь друг о друге.

V. Домашнее задание.

Повторите § 141–145, а из художественного произведения  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» выпишите 5 предложений с деепричастиями.

Выполните индивидуальные задания по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного о глаголе. Лингвистический марафон".

Данный урок является заключительным по теме "Глагол". Занятие построено в форме лингвистического марафона....

Конспект урока русского языка в 11 кл. на тему:"Орфографический марафон" ( с презентацией)

В данном конспекте представлены задания, способствующие развитию орфографической зоркости в рамках  подготовки к ЕГЭ...

внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический интеллектуальный марафон"

Данное мероприятие поможет ученику ещё раз убедиться в том, что интеллект, данный ему родными, школой, природой - великое достояние и благо, которое надо развивать и совершенствовать. Марафон можно пр...

Конспект урока русского языка в 10 классе Лексический марафон

Урок  русского языка в 10 классе Лексический марафонЦели урока:Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по разделам "Лексика и фразеология" для успешного выполнения задан...