конспект урока по теме "Словари русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) по теме

Юлия Николаевна Храмова

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯГОРОДАМОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг №32

Открытый урок

по русскому языку

тема: «Словари русского языка»

        подготовила:

преподаватель

Храмова Ю.Н.

2013, Москва

Тема урока: 

«Словари русского языка»

Цель урока:

  • представить  основные словари русского языка
  •  учить пользоваться интерактивными словарями и книжными словарями
  • учить проводить анализ и сравнение заданных объектов
  • учить распределять учебное время
  • развивать связную речь обучающихся
  • обогащать словарный запас
  •  воспитывать самостоятельность в учебной деятельности
  • воспитывать интерес к выбранной профессии по средствам профессиональной лексики

Задачи:

для учителя:

  • создание условий, пробуждающих активную познавательную деятельность учащихся (содержание учебного материала представляется в виде  задач);
  • направление деятельности учащихся не только на поиск знаний, но и на овладение общеучебными умениями и навыками;
  • обучение стратегиям чтения (в подаче информации используется презентация подготовленная среде Power Point). Интерфейс презентации разработан с выделением ключевых понятий, главной мысли в тексте, что помогает учащимся в восприятии информации.
  • обеспечение мотивации за счет использования иллюстрированного оформления, удобного интерфейса презентации.

для учащихся:

образовательные:

  • формирование умения работы со словарями как в книжном варианте, так и с использованием Интернет - ресурсов;
  • применение на практике полученных знаний;
  • формирование умения конспектирования;
  • формирование навыков экранного чтение - просмотрового, поискового и т.д.;
  • межпредметная связь со спецпредметами (поиск значений профессиональной лексики)
  • развивающие:
  • способствовать развитию умения анализировать и структурировать информацию;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развитие умения сжимать информацию и выражать письменной речью результаты собственной мыслительной деятельности;
  • развитие устной связной речи обучающихся;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию: культуры труда;
  • развитие самостоятельности;
  • формирование умения планировать свою работу с учетом времени;

Формы работы:

  • фронтальный опрос, повторение учебного материала составление плана ответа о типах словарей (работа в группах), самостоятельная работа по листам заданий;

Методы работы:

  • поисковые метод;
  • словесно-наглядные методы в подаче учебного материала (экранное искусство - сопровождение урока видеорядом созданным в программе Power Point);
  • практическая деятельность учащихся: работа с Интерент – ресурсами, составление плана ответа по видам словарей;  
  • методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: поисковая деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания);
  • методы работы в группах (работа с Интернет – ресурсами, распределение типов словарей, выдвижение лидера группы для ответа)

Тип урока: урок повторения полученных ранее знаний.

Технические средства обучения:  компьютерная презентация;

Наглядные средства:

      дидактический материал:

  • задания по работе со словарями;
  • Интернет – ресурсы;


План урока

Этапы и время


Деятельность учителя



Деятельность обучающихся

Орг. момент

2 мин.

Здравствуйте. У каждого из вас должно быть:

  • письменные принадлежности;
  • наличие тетради;
  • включенный компьютер;

Подготовка к активной деятельности

1 мин.

Фронтальная опрос (слайд №1):

В своей речи как устной, так и письменной мы сталкиваемся с рядом трудностей:

  • Как написать слово, например, фейхоа?
  • Как изменить слово тапочка, поставив его в В.П. ед.числа? Принести что?
  • Что означает слово ажитация?
  • Где мы можем посмотреть ответы на свои вопросы?

Отвечают на вопросы:

- В словарях

Тема урока:

2 мин.

Тема нашего сегодняшнего урока «Словари русского языка» (слайд №2). В ходе урока вы сможете ответить на эти вопросы.  Как вы считаете, понадобится ли вам как технологам словари?

Запись в тетрадь темы урока:

«Словари русского языка»

Повторение материала

10 мин.

В презентации. Учимся работать с Интернет – словарями. (слайд №3 - №22)

Закрепление материала

15 мин.

Студенты приступают к выполнению задания по работе с Интернет – ресурсами – работа  в группах  по плану. (слайд №23 - 24)

Составление  ответов по разным типам словарей по плану.

Повторение материала

Индивидуальная работа студентов

20 мин.

Ответы студентов по группам. (слайды №  25 - №48)

Выбор лидера группы – ответы по типам словарей.

Самостоятельная работа студентов

30 мин.

Студенты приступают к выполнению практического задания.

Учащиеся письменно отвечают  на вопросы. (слайды №49 - №55)

Решение заданий в листах заданий.

Проверка учителем после занятия.

Подведение итогов урока

7 мин.













Цель:

  • рефлексия проведения урока с целью его модификации;
  • выявить проблемные общеучебные умения и навыки


- Сравните Интерент-словари и книжные словари.

Книжные словари

Интернет - словари

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное


 - Какой словарь будете использовать Вы?


Блиц – опрос ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (10 вопросов)

Слайды №56 - №58


Устные ответы студентов.

Домашнее задание

3 мин.

В «Кулинарном словаре» В.Похлебкина найти значение следующих слов:

варея                            вкусня

багренец                      бомбо

достакан                      казюлька

молодец

В современном толковом словаре найти синонимы данным словам.

Слад №59

Работа не только с лингвистическими словарями, но и со словарем профессиональной лексики.




Предварительный просмотр:

Лист ответов по теме: «Словари русского языка» обучающегося _________________________  группы №________________

  1. Охарактеризуйте пометы в словарях:

Пометы

Характеристика

Максимальное количество

баллов

Баллы

(выставляет учитель)

устар.

1

простор.

1

оф.-дел.

1

книж.

1

лит.

1

  1. В предложенных словарях найти словарные статьи следующих слов (на сайте закладка ПРОВЕРКА СЛОВА):

Слово

Этимологический

Толковый

Орфографический

Грамматический

Словообразовательный

Максимальное количество баллов

Баллы

(выставляет учитель)

кулинария


5

лапша


5

помидор


5

повар


5

апельсин


5

аппетит


5

плита


5

абрикос


5

арбуз


5

  1. Определите значение слов:

Слово

Значение слова

Максимальное количество баллов

Баллы

(выставляет учитель)

гранат


1

гвоздика

1

зефир

1

ирис

1

овсянка

1

самбук

1

сандал

1

соль

1

  1. Поставьте ударения в словах и проверьте себя по словарю. Где возможно поставьте двухместное ударение. Работу выполните как в Интернете, так и с помощью словарей, которые Вам предложены в классе.

Слово

Книжный словарь

Интернет - словарь

Максимальное количество баллов

Баллы

(выставляет учитель)

Гастрономия

1

закупорить

1

камбала

1

камфара

1

кладовая

1

кухонный

1

ломоть

1

оленина

1

оптовый

1

пиала

1

ревень

1

свекла

1

свекольник

1

творог

1

тефтели

1

украинский

1

фарфор

1

щавель

1

  1. В словообразовательном словаре найдите словарные статьи слов:

Слово

Статья из словаря

Максимальное количество баллов

Баллы

(выставляет учитель)

гастрономия


1

забронировать

1

надоумить

1

  1. Подберите синонимы и антонимы, воспользовавшись словарем, к словам:

Слово

Синонимы

Антонимы

Максимальное количество баллов

Баллы

(выставляет учитель)

вкусный


1

горячий

1

готовый

1

свежий

1

жирный

1

горький

1

Критерии оценивания

 «Отлично» - 83 – 85 баллов

 «Хорошо» - 63 – 82 баллов

 «Удовлетворительно» - 43- 62 баллов

 «Неудовлетворительно» - 0 – 42 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.

Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...

Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....