курс по выбору основы деловой речи
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Демина Светлана Владимировна

Курс призван усилить внимание к проблемам делового общения, письма. Он направлен на развитие личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями современного мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_delovoy_rechi.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору «Основы деловой речи» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и обеспечивает развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

Данный курс должен помочь ученикам оценить  свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.

Данный курс  призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма,  восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями современного мира.

Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.  

Цель и задачи курса

Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.

Задачи:

1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
  • научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.

2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:

  • показать сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
  • развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
  • сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:

  • сформировать познавательный интерес обучающихся к изучению русского языка;
  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.  

Характеристика учебного материала, методы и формы обучения

Учебный материал курса «Основы деловой речи» направлен на поддержание изучения предмета, позволяет изучить, обобщить и систематизировать  компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах.  Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма,  оформлению деловых документов.

Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • изучение различных видов делового общения;
  • анализ справочного материала в официально-деловом стиле;
  • ролевые и деловые игры;
  • пробное написание собственных вариантов деловых документов;
  • повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Основная модель построения занятий:

  лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных форм.

Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся:

 промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;

 итоговые – контрольные работы; защита мини-проекта (зачет/незачет).

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.
  2. Приобретение обучающимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
  3. Знание обучающимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
  4. Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение.

1.1. Вводный урок. 

            Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие компетенции хочу приобрести. Какие темы считаю наиболее важными для себя».

1.2. Функциональные стили современного русского языка.

Стилистика. Языковые средства стилей.

1.3. Особенности официально-делового стиля.

Урок-лекция. Составление конспекта лекции. Обучение приемам быстрого письма с использованием часто употребляемых сокращений. Тест «Функциональные стили современного русского языка».

Раздел 2. Развитие монологической речи.

2.1. Особенности делового общения.

Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера.

2.2. Виды делового общения.

Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест «Культура телефонного общения».

2.3. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты.

Формирование навыков устной монологической речи. Практическая отработка навыков при заполнении анкетных данных.

2.4. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.

Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Домашнее задание: подготовить мини-проект «Моя визитная карточка».

2.5. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями).

 Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.

Раздел 3. Деловая переписка.

3.1. Современное деловое письмо. Некоторые виды писем.

Содержание и информационная насыщенность писем. Одноаспектные и многоаспектные письма, их структура. Виды писем и их назначение: письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-приглашение, информационное письмо, письмо-предложение, письмо-подтверждение, письмо-гарантия, письмо-поздравление, сопроводительное письмо.

3.2. Правила оформления конверта и письма.

Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений.

3.3. Правильное употребление официально-делового стиля.

Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.

3.4. Рекламное письмо.

Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения.

3.5. Интернет-переписка.

Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.

Раздел 4. Оформление официально-деловых документов.

4.1. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.

Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии.

4.2. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записки, прошение.

Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.

4.3. Составление биографии и автобиографии.

Основные правила составления биографии и автобиографии. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.

4.4. Составление и оформление резюме.

Основные правила и требования к составлению резюме. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме.

4.5. Составление и оформление портфолио учащегося.

Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.

4.6. Итоговый урок.

Индивидуальный контроль по выбору учащихся: а) контрольная работа; б) защита мини-проекта.

     

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Наименование раздела, название темы

Кол. час.

Введение (1 час)

1

Вводный урок. Презентация курса.

1

Функциональные стили современного русского языка (1 час)

2

Функциональные стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля.

1

Развитие монологической речи (5 часов).

3

Особенности делового общения. Виды делового общения.

4

Знакомство. Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты.

1

5

Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.

1

6

Ролевая игра. Разговор с родителями о решении устроиться на работу.

1

7

Правила этикета.

1

Деловая переписка (4 часа).

8

Современное деловое письмо. Некоторые виды писем.

1

9

Правила оформления конверта и письма.

1

10

Правильное употребление официально-делового стиля.

1

11

Рекламное письмо. Интернет-переписка.

1

Оформление официально-деловых документов (5 часов)

12

Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.

1

13

Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка.

1

14

Составление биографии и автобиографии.

1

15

Составление и оформление резюме.

1

16

Составление и оформление портфолио учащихся.

1

Итоговый урок (1 час)

17

Контрольно-зачётный урок.

1

Всего:

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материала. М.: Просвещение, 2008.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
  3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999.
  5. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2008.
  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
  8. Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. – М., 2001.
  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2009.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
  2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.
  3. Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2002, № .
  4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.
  5. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003, № 2.
  6. Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005
  7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
  8. Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. – М., 2002.
  10. Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
  11. Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта: Наука, 2001.
  12. Чикунова Н.Б., Шалаева Л.В. Деловая и дружеская корреспонденция. Томск, 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Основы медицинских знаний"

   В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...

Программа дистанционного курса по выбору "Основы программирования на FreePascal"

Этот дистанционный курс является предметом по выбору для учащихся 9 класса и ребят интересующихся программированием. Он уже был реализован в 4 четверти прошедшего учебного года. В этом уч...

основы деловой речи курс по выбору

Курс  призван обратить внимание обучающихся к проблемам деловой речи, делового письмя....

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.

Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...

Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс

Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУРС ПО ВЫБОРУ: ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 9 КЛАСС"

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов и содержит в себе теоретическую и практическую часть, каждая из которых рассчитана на 11ч и 6 ч соответственно....

Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»

Предлагаемая программа  элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо" направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ...