Урок русского языка во 2 классе Программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Олейник Марина Вячеславовна

Урок русского языка был проведён мною во втором классе по программе "Школа России" на тему "Написание парных соглассных на конце слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Русского языка.

ТЕМА: Написание слов с парными согласными на конце.

Цели урока: 1. Развивать у учащихся умения распознавать и  

                         проверять написание слов с парными согласными на

                         конце.

                       2. Развивать речь, формировать умение

                          самостоятельно мыслить и применять полученные

                          знания.

                       3. Воспитывать любознательность и любовь к  

                           родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, компас, картинка Красной шапочки.

                                жёлтые и синие кружочки.

ХОД   УРОКА.

1 . Орг. момент.

II Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке русского языка мы продолжим разговор о парных согласных, будем учиться правильно писать парные согласные в конце слов. И поможет нам в этом наша любимая сказка, а чтобы попасть в сказку нам сначала предстоит выполнить минутку чистописания.

Откройте тетради, запишите число и Классная работа.

СС с сс ссс ЗЗ з зз ззз

Сказка сказочка сказочник

Учитель: Как вы думаете, почему сегодня мы повторяем написание этих    букв?

( они обозначают парные согласные звуки, они есть в слове сказка,,,)

- Как называются слова которые мы записали? ( однокоренные, родственные)

- Докажите, что это так? Обозначьте корень.

- Когда мы говорим сказочка? (маленькая, ласково)

- А кто такой сказочник? (человек, который рассказывает или пишет сказки)

- Одинаково ли произносится согласный звук в конце корня? (нет)

- А буквы пишутся одинаковые. Почему? ( корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

III Словарная работа.

Учитель: И так все молодцы. Отправляемся в сказку. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Я сегодня буду в роли сказочника. Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Однажды решила она навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Все вы конечно узнали эту девочку. Правильно это Красная Шапочка. И так идёт Красная шапочка по лесу цветочки собирает, песенки поёт, со зверюшками лесными знакомится и нам предлагает познакомиться.

Давайте посмотрим кого же могла встретить девочка по дороге.

За …ц, л…сица, м..две..ь, с..рока.

Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.

Без проверки мы не можем двигаться в сказку дальше.

- Что вы можете сказать о этих словах? ( они все словарные, в них есть безударные гласные которые нельзя проверить и их нужно запомнить, это всё имена существительные в единственном числе)

- Проверяем.

- Как вы думаете какое слово может быть тут лишним?

( сорока – это птица, медведь –  на конце парный согласный)

- На какие две группы можно разделить эти слова? ( двухсложные и трёх сложны , женского рода и мужского рода)

IV. Работа над темой урока.

Учитель: Ну что ж, с нашей помощью быстро добралась Красная шапочка до дома, где жила её бабушка, и так заходим мы вместе с  девочкой в дом, а на постели бабушка лежит, подозрительная какая то. Почему? ( вместо бабушки на кровати лежал волк переодетый в бабушку). Но волк то обычно в сказках глупый и от удивления у волка-бабушки рот  раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб. Но она ни сколько не испугалась, да и мы тоже с вами не будем бояться если правильно напишем слова:

ГЛА.,  ЗУ.,  НО.,  ЛО.

Глаза, зубы, носы, лбы

Объясните что нужно сделать прежде чем написать эти слова? (проверить)

- Что нужно сделать чтобы проверить парный согласный в конце слова?

( изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная, или буква Н)

- Подберём однокоренные слова и правильно запишем.

V. Физкультминутка.

                Мы в сказке с Красной шапочкой

                ходили в дальний путь

                Летели, плыли, ехали

                Пора и отдохнуть! ( включается магнитофон)

VI. Закрепление.

- Красная шапочка решила волку загадать загадку. Её мы найдём на стр.112 учебника в упр. 142.

Прочитаем загадку: Когда с тобою этот друг,

                                  Ты можешь без дорог

                                   Шагать на сервер и на юг,

                                   На запад и восток.

(Компас – прибор для определения сторон горизонта)

Послушайте инструкцию, как будем выполнять это упражнение:

-. Те, у кого в тетради лежит жёлтый кружок только спишут и подчеркнут   слова, в которых обозначение на письме конечных согласных надо проверять

 - те у кого в тетради лежит синий кружок, выпишут эти слова с парными согласными на конце и к ним подберут проверочные слова.

VII. Самостоятельная работа.

- Давай те проверим.

- Какое слово подчеркнул (кого то спросить из жёлтых)

- Каким словом проверим парную согласную на конце ( рассказывает кто то из синих)

друг – друга         дорог – дорога          юг – юга       запад – запада (западный)

- Почему парные согласные в этих словах слышаться чётко? ( потому что они в сильной позиции с гласной и с буквой н)

Учитель: Вот какие согласные парные согласные, сколько с ними хлопот, им нельзя доверять, а их надо проверять.

Ну что ж заглянем обратно в сказку.

Красная шапочка говорит волку: « У домика бабушки есть пруд» 

А волк ей отвечает « Да мне бы сейчас это прут, он такой маленький тоненький как шлёпнешь им, мало не покажется!»

Как вы думаете, поняли ли Красная шапочка и волк друг друга?

(Нет, потому что пруд и прут это разные слова)

Давай те докажем это.

Запишите предложение под диктовку.

У домика бабушки есть пруд (пруды).

Бабушка взяла прут (прутик) и погнала гусей.

Волк почесал затылок и в раздумье сказал:

« До чего ж опасные парные согласные!»

Учитель: Но мы то с вами ребята знаем, они не будут опасными, если мы с вами научимся их проверять и правильно в слова вставлять.

VIII. Итог урока. Вот и уроку - сказке подошёл конец, а кто внимательно на уроке слушал тот и молодец.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что интересного запомнили и узнали?

IX. Рефлексия.

 На своих кружочках нарисуйте мордочку если вы считаете что отлично поработали на уроке, хорошо, и хотелось бы лучше.

Если останется время.

Мы наблюдали на уроках как же проверяется парный согласный, а сейчас давайте проверим как же нам предлагают проверять парные согласные авторы нашего учебника, прочитаем правило на стр.114.

- Ну что вы скажете? ( мы были правы)

Домашнее задание. Чтобы это правило запомнить и закрепить,

                                         дома выполните упражнение 141 на стр.111.

                                         и правило на стр. 114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Календарно-тематическое планирование русский язык 3 класс Школа России

Календарно-тематическое планирование 3 класс Школа России...

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...

Презентация "Разделительный мягкий знак" Русский язык, 3 класс, Школа России

Презентация "Разделительный мягкий знак", русский язык, 3 класс, Школа России...