Проверочная работа по теме "Причастие. Деепричастие" 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Юрьева Екатерина Валерьевна

можно использовать при закрепление тем и как повторение в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экземпляр учащихся

УЭ-1. (Учебный элемент)

1)Цель. Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

(1) Художник Борис Иванович в туман_ по_кравшись к л_бедям, стал целит_ся.

(2) П_думав он решил стр_лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с_девших на озер_ .

(3) Зар_див ружье пр_готовился выстр_лить.

(4) Но стало казат_ся что не в лебедя а в человека стреля_ш_.

(5) В_помнилась поэтическая сказка о девушк_ пр_враще_ой в лебедя.

(6) Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п_пятившись отош_л.

(7) Лебеди так и (не)узнали о страшной опас_ности гр_зивш_ им.

(8) Такова власть красоты.

ЗАДАНИЯ

1. Озаглавьте текст. Дайте несколько вариантов заглавия.

2. Определите основную мысль текста.

3. Объясните пропущенные орфограммы; расставьте знаки препинания.

4. Назовите виды орфограмм, встретившиеся в тексте.

5. Выпишите словосочетания:

х

причастие + существительное;

х

существительное + причастие.

6. Найдите предложения, соответствующие данным схемам, укажите их номера.

а) ___, |___ | .

б) | _._._| , ___.

в) | _._._. _ |, | ___ ___,| _._._. _ | , |___ | .

г) | _._._. _ | , ___ ___ ... , | _._._. _ | ,  ___ .

7. Сделайте обособленный причастный оборот необособленным. Запишите полученное предложение.

8. Произведите морфемный разбор слов: подумав, сидевшие.

9. По каким признакам мы определяем: 1) причастие; 2) деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия. Какие общие признаки есть у причастия и деепричастия?


Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом 1.

КЛЮЧ 1

Задание 3

(1) Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

(2) Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

(3) Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

(4) Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь.

(5) Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

(6) Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

(7) Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

(8) Такова власть красоты.

Задание 4

Виды орфограмм, встретившиеся в тексте:

1) правописание падежных окончаний существительных;

2) правописание неизменяемых приставок;

3) правописание -тся – -ться в глаголах;

4) правописание безударных гласных;

5) правописание приставок при- и пре-;

6) правописание окончаний глаголов во 2-м л. ед.ч.;

7) правописание приставок на з- и с-;

8) правописание сомнительных согласных;

9) правописание н и нн в суффиксах причастий;

10) правописание о – е после шипящих в корне слова;

11) правописание не с глаголами;

12) правописание окончаний причастий.

Задание 5

x

сущ. + причастие

x

причастие + сущ.

cидевших птиц

cидевших на озере

превращенной девушке

превращенной в лебедя

Задание 6

а) – предложения 5 и 7.

б) – предложение 3.

в) – предложение 2.

г) – предложение 6.

Задание 7

1) Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.

2) Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.

3) Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.

УЭ-2. Цель. Проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

ЗАДАНИЕ 1

Произведите синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

1. Поменяйтесь тетрадями с товарищами.

2. Пользуясь ключом, проверьте задание.

3. Оцените работу одноклассника.


КЛЮЧ 2

Задание 1

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)


УЭ-3. Цель. Проверить умение правильно писать не с причастиями и деепричастиями.

ЗАДАНИЕ 1

Уровень 1

Перестройте словосочетания так, чтобы приставка не стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

Неисследованная местность _______________

Нескошенная трава ______________________

Нерешенная проблема ____________________

Невыполненное задание __________________

Несостоявшееся соревнование _____________

Уровень 2

Раскройте скобки, объясните свой выбор.

1. Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь озеру.

2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.

3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова.

4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы.

5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос.

Работа проверяется учениками-консультантами.

ЗАДАНИЕ 2

1. Выпишите в два столбика: I столбик – глаголы; II столбик – деепричастия.

2. Приведите примеры написания не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (Работа в парах.)

3. Работу проверьте по ключу 3.

(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв, (не) соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры (не)продают; (не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.


КЛЮЧ 3

К пункту 1 задания 2

I

II

не найдешь

не соберешь

не продают

не срубишь

не трудясь

не посеяв

не убив

не взявшись

 (Примеры учащиеся приводят сами.)


УЭ-4. Цель. Проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

ЗАДАНИЕ 1

От чего зависит правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

ЗАДАНИЕ 2

Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:

1) паш_щий,

2) стро_щий,

3) кол_щий,

4) слыш_щий,

5) се_щий,

6) бре_щий,

7) та_щий,

8) вид_щий,

9) бор_щийся,

10) дыш_щий.

Работу проверьте по ключу 4.


КЛЮЧ 4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У

Я

Ю

А

Ю

Ю

Ю

Я

Ю

А

ЗАДАНИЕ 3

(Класс работает с учителем.) Выберите нужную букву: е или и. Работаем с сигнальными картами: е – красная, и – зеленая.

Решаемый, зависимый, видимый, намагничиваемый, колеблемый, отпираемый, увлекаемый, слышимый, заглушаемый, желаемый.


УЭ-5. Цель. Проверить, сформирован ли навык написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

ЗАДАНИЕ 1

Уровень 1

Соотнесите части правила. Ответы проверьте по ключу 5.

1. Два нн пишутся в причастиях и отглагольных прилагательных

Нет зависимых слов, приставок.

 Есть приставка, кроме приставки не-.

Слово образовано от глагола совершенного вида.

Есть суффиксы -ова-,   -ева-.

2. Одно н пишется в причастиях и отглагольных прилагательных.

.

Приведите примеры на данное правило.

Уровень 2

Найдите ошибки в написании н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправьте их. Ответы проверьте по ключу 5.

Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.

ЗАДАНИЕ 2

Работа с перфокартой: вставьте пропущенные буквы. Ответы проверьте по ключу 5.

1) Грибы высуше_ы.

2) Купле_ые овощи.

3) Потуше_ая ветром.

4) Груже_ая баржа.

5) Дороги пройде_ы.

6) Выставле_ые оценки.

7) Золототка_ая скатерть.

8) Соле_ые огурцы.

9) Вытка_ый ковер.

10) Искуса_ый комарами.


КЛЮЧ 5

ЗАДАНИЕ 1

Уровень 1

Соотнесите части правила.

1. Два нн пишутся в причастиях и отглагольных прилагательных

 Есть приставка, кроме приставки не-.

Есть суффиксы -ова-,   -ева-.

2. Одно н пишется в причастиях и отглагольных прилагательных.

Нет зависимых слов, приставок.

Слово образовано от глагола совершенного вида.

Уровень 2

Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

ЗАДАНИЕ 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

н

Нн

нн

н

н

нн

н

н

нн

нн


Э-6. Цель: подведение итогов самостоятельной работы

  1. Вспомните цели уроков по пройденным темам.

 Как вы думаете, достигнуты ли они?

2. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?

3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке и в самостоятельной работе?

а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам(а) все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочные работы по математике 2 класс УМК ПНШ

проверочные работы по математике 2 класс по УМК ПНШ...

Проверочные работы по биологии. 9 класс.

Тестовые задания в двух вариантах по темам: "Введение", "Молекулярный уровень", "Организменный уровень"....

Проверочная работа по музыке 7 класс, 1четверть

Проверочная работа 7 класс по теме "Музыкальный образ": тест+ викторина...

Проверочная работа по природоведению 5 класс "Возникновение Земли"

Проверочная работа предназначена для урока природоведения 5 класс по теме: "Возникновение Земли"...

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Проверочная работа по биологии 7 класс по теме"Класс Млекопитающие"

Проверочная работа по биологии составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех видов заданий: с выбором одного правильного ответа,с выбором нескольких ответов и с развернутым логическим ответом на вопрос . Ра...

Лексико-грамматическая проверочная работа для учащихся 10 класса. (к учебнику Вербицкой 10 класс)

Данная проверочная работа составлена для контроля усвоения учащимися знаний пройденных в первой четверти. Лексический материал взят из третьего раздела рабочей тетради. Грамматический материал по Усло...