Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) по теме

Пушкарёва Лолла Владимировна

 

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» - с этими словами  К. Паустовского  невозможно не  согласиться…  Но как помочь нашим ученикам стать если не волшебниками слова, то хотя бы людьми, которые приобщились к чуду, почувствовали красоту русского языка, прикоснулись к его неиссякаемым богатствам? Для нас, учителей русского языка и литературы, ответ лежит на поверхности: необходимо  больше внимания уделять работе с изобразительно-выразительными средствами (далее ИВС). Однако уроков в программе на знакомство с ИВС и их изучение отводится крайне мало, что, конечно же, неблагоприятно сказывается на уровне овладения обучающимися устной и письменной речью. Кроме того, в КИМах ЕГЭ и ГИА есть задания, проверяющие знания наших детей по данной теме. Значит, надо искать пути решения этой проблемы. Один из них – элективный курс «Изобразительно-выразительные средства русского языка» для обучающихся 9-11 классов.

Программа данного курса  опирается на основную программу по русскому языку и литературе, а именно на  сведения, полученные   в 5-7 классах в процессе изучения  уроках русского языка,  и сведения об изобразительно-выразительных средствах, используемых в художественных произведениях,  с которым обучающиеся  знакомятся на уроках литературы. В процессе занятий курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка» материал, изученный на уроках русского языка и литературы, не просто повторяется, а систематизируется на более высоком уровне понимания, обобщается и дополняется новыми сведениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_russkim_yazykom_mozhno_tvorit_chudesa.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

         «Согласовано»                                                                                                                        «Утверждаю»

       Руководитель МО учителей                                                                                                  Директор школы:

      английского языка:                                                                                                                _ _________/О.А.Савенкова/

     ____________/Ж.К. Сарсенгалиева/                                                                                     «___»______________20__г.

Программа элективного курса

" Изобразительно-выразительные средства русского языка "

9-11 класс

Автор: Пушкарёва Лолла Владимировна,    

учитель  русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Количество часов: 1 час в неделю

 

Пояснительная записка

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» - с этими словами  К. Паустовского  невозможно не  согласиться…  Но как помочь нашим ученикам стать если не волшебниками слова, то хотя бы людьми, которые приобщились к чуду, почувствовали красоту русского языка, прикоснулись к его неиссякаемым богатствам? Для нас, учителей русского языка и литературы, ответ лежит на поверхности: необходимо  больше внимания уделять работе с изобразительно-выразительными средствами (далее ИВС). Однако уроков в программе на знакомство с ИВС и их изучение отводится крайне мало, что, конечно же, неблагоприятно сказывается на уровне овладения обучающимися устной и письменной речью. Кроме того, в КИМах ЕГЭ и ГИА есть задания, проверяющие знания наших детей по данной теме. Значит, надо искать пути решения этой проблемы. Один из них – элективный курс «Изобразительно-выразительные средства русского языка» для обучающихся 9-11 классов.

Программа данного курса  опирается на основную программу по русскому языку и литературе, а именно на  сведения, полученные   в 5-7 классах в процессе изучения  уроках русского языка,  и сведения об изобразительно-выразительных средствах, используемых в художественных произведениях,  с которым обучающиеся  знакомятся на уроках литературы. В процессе занятий курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка» материал, изученный на уроках русского языка и литературы, не просто повторяется, а систематизируется на более высоком уровне понимания, обобщается и дополняется новыми сведениями.

Цель курса – воспитание любви к русскому языку через  изучение изобразительно-выразительных средств.
З
адачи:
1)
образовательные:
- систематизировать и углубить знания учащихся о выразительно-изобразительных средствах языка;

- обогатить словарный и фразеологический запас обучающихся;

- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации.

2) развивающие:

- формировать эстетический и художественный вкус;

- повысить культуру речи;

- развивать устную и письменную речь учащихся,
- формировать у обучающихся критический стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества, умения определять и использовать необходимые источники, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах Интернет и др. 
3)
воспитательные:

- воспитывать вдумчивого читателя, способного вникать в особенности языка, понимающего, что язык не только передает информацию, но и воздействует на наши чувства, воображение и память; 
- способствовать формированию у школьников интереса к русскому языку; 
- воспитывать уважение к родному языку как национальному достоянию русского народа.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают
- повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, его расширение и углубление; 

- выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста; 

- выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.

Занятия курса предусматривают систематическое наблюдение за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Работа с текстами позволит не только совершенствовать речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа произведения.

Тем самым курс «Изобразительно-выразительные средства русского языка» помогает реализовать на практике идею межпредметных связей курса русского языка и русской литературы.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:


- тренировочные упражнения
- практикум
- самостоятельная работа
- работа со словарями
- игры, викторины, творческие работы
- исследовательская деятельность

Контроль и оценка деятельности:

     Промежуточный   контроль представляет собой зачёт, задания которого направлены на проверку как теоретических знаний, так и на выявление уровня сформированности  практических умений.
    Итоговый контроль предполагает выполнение тестовых работ в формате ЕГЭ (задание В8),  защиту творческих и исследовательских работ (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация)
 
   Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. 

Ожидаемые результаты

Предполагается, что, усвоив программу элективного курса, учащиеся будут иметь опыт:

- приобщения к произведениям классической литературы;

- нахождения изучаемого явления в контексте;

- работы с информацией;

- подбора примеров по памяти;

- определения классификационной группы изучаемого явления;

- группировки изучаемых явлений по указанным основаниям;

- определения изучаемого явления в тексте;

- выявления и определения изобразительно-выразительных средств языка   в соответствии с идейным замыслом, авторской позицией;

- проведения дискуссии;

-организации речи в соответствии с видом и ситуацией общения;

- подготовки к выполнению тестовых заданий в формате ЕГЭ и ГИА.

Учебно-тематический  план

Название занятия

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Понятие выразительной речи.

1

Источники создания выразительности. Формирование художественной выразительности всеми ярусами языковой системы.                                                                                                                                                            

Составление кластеров.

2.

Выразительные средства фонетики.

1

Благозвучие. Основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс. Звукоподражание. Особенности звукописи. 

Анализ отрывков художественных произведений с целью нахождения в них звукописи, выразительных средств фонетики. 

3.

Изобразительные ресурсы русского словообразования.

1

Типы словообразования. Богатство и выразительность словообразовательных ресурсов русского языка. Словообразование как источник речевой экспрессии.

Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них изобразительных ресурсов русского словообразования . Составление кластеров.  Выполнение тематических тестовых заданий.

4.

Тропы как средство художественной выразительности.

3

Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Использование средств выразительности в художественных произведениях.

Составление кластеров. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности. Составление синквейнов.

5.

Тропы как средство художественной выразительности.

Тропы: перифраза, гипербола, литота. Использование средств выразительности в художественных произведениях.

Составление кластеров. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности. Составление синквейнов.

6.

Тропы как средство художественной выразительности.

Тропы: метонимия, синекдоха. Использование средств выразительности в художественных произведениях.

Составление кластеров. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности. Составление синквейнов.

7.

Стилистические фигуры речи.

2

Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Использование средств выразительности в художественных произведениях

Составление кластеров.  Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности. Составление синквейнов.

8.

Стилистические фигуры речи.

Фигуры речи: инверсия, градация, антитеза, анафора, эпифора, умолчание, параллелизм. Использование средств выразительности в художественных произведениях

Составление кластеров.  Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности. Составление синквейнов.

9.

Промежуточный мониторинг в форме зачёта. «Зачёт на экваторе».

1

Промежуточный мониторинг в форме зачёта.

Нахождение тропов и фигур в художественных текстах. Выполнение тестовых заданий.  

10, 11.

Фразеологизмы.

2

Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы. Фразеологические словари и справочники. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

Практическая работа с текстом художественного произведения. Работа с фразеологическим словарем. Тематическая викторина. Составление синквейнов.

12.

Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.

1

Крылатые слова и выражения, их источники, происхождение, использование в речи. Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность пословиц и поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Работа со сборниками пословиц и поговорок, тематический подбор пословиц и поговорок. Тематическая викторина. Составление синквейнов.

14-16.

Занятие-практикум. «Это простое непростое В8»

3

Работа со справочным материалом

Выполнение заданий в формате ЕГЭ (ГИА)                                                                                                                                

17.

Проверочная работа по изученному материалу

2

Защита презентации.

Содержание программы курса


Тема 1.Понятие выразительной речи. 
Теоретическое занятие.  Источники создания выразительности. Формирование художественной выразительности всеми ярусами языковой системы.                                                                                                                                                             Практическое занятие. Составление кластеров.
Тема 2. Выразительные средства фонетики.
Теоретическое занятие. Благозвучие. Основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс. Звукоподражание. Особенности звукописи. 
Практическое занятие. Анализ отрывков художественных произведений с целью нахождения в них звукописи, выразительных средств фонетики. 
Тема 3. Изобразительные ресурсы русского словообразования.
Теоретическое занятие. Типы словообразования. Богатство и выразительность словообразовательных ресурсов русского языка. Словообразование как источник речевой экспрессии.
Практическое занятие. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них изобразительных ресурсов русского словообразования . Составление кластеров.  Выполнение тематических тестовых заданий.
Тема 4. Тропы как средство художественной выразительности.
Теоретическое занятие. Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраза, гипербола, литота, метонимия, синекдоха. Использование средств выразительности в художественных произведениях. Составление синквейнов.
Практическое занятие. Составление кластеров. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности. Составление синквейнов.
Тема 5. Стилистические фигуры речи.
Теоретическое занятие. Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Инверсия, градация, антитеза, анафора, эпифора, умолчание, параллелизм. Использование средств выразительности в художественных произведениях.
Практическое занятие. Составление кластеров.  Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.
Тема 6.  Промежуточный мониторинг в форме зачёта.                                                                                                Теоретическое занятие. Повторение понятий тропы и фигуры, их лексического значения и роли.                                                                                  Практическое занятие. Нахождение тропов и фигур в художественных текстах. Выполнение тестовых заданий.                                                                                                           Тема 7. Фразеологизмы. 
Теоретическое занятие. Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы. Фразеологические словари и справочники. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.
 Практическое занятие. Практическая работа с текстом художественного произведения. Работа с фразеологическим словарем. Тематическая викторина. Составление синквейнов.
Тема 8. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.
Теоретическое занятие. Крылатые слова и выражения, их источники, происхождение, использование в речи. Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность пословиц и поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Практическое занятие. Работа со сборниками пословиц и поговорок, тематический подбор пословиц и поговорок. Тематическая викторина. Составление синквейнов.
Тема 9.Занятия-практикумы.                                                                                                                                                                       Теоретическое занятие. Работа со справочным материалом                                                                                                                                         Практическое занятие. Выполнение заданий в формате ЕГЭ (ГИА)                                                                                                                               

Тема 10. Проверочная работа по изученному материалу. Защита презентации.

Рекомендуемая и используемая литература.

 Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 2001.

Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 2001.

Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1999.

Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 2003.

Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 2001.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 2006.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 2003.

Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 2003.

Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2000.

Словари русского языка.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 2001.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2005.

Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 2004.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 2001.

Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 2003.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. - М., 2003.

Современный словарь иностранных слов. С.-Петербург, 2005.

Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. - М., 2003.

Интернет- ресурсы

http:// www. Pedsovet.su

http:// www. Profistart.ru

http:// www. Zavuch. Info

http:// www. Proshkolu.ru

http:// www. 1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Программа элективного курса «Успешно изучаем русский язык»

Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобр...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...

Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Сложные вопросы русского языка» 10-11 класс 1 час в неделю

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы с...