Урок по условному наклонению в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Тема урока: Глаголы в форме условного наклонения и их употребление в речи.

Цели урока:

·        систематизировать знания учащихся об условном наклонении глагола, расширить представления учащихся об употреблении данных глаголов в речи;

·        научить  определять глаголы в условном наклонении и образовывать формы глагола условного наклонения;

·        формировать умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, находить пути решения поставленных задач;

·        учить выделять необходимую информацию на основе просмотрового чтения, составлять схемы, опорные конспекты;

·        обучать построению  высказывания с учётом речевой ситуации;

·        развивать логическое мышление, память, внимание;

·        формировать умение работать в парах,  проводить самооценку и взаимооценку деятельности;

·        воспитывать интерес  и уважение к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация урока в соответствие с требованиями ФГОС

К теории вопроса

        Введение новых федеральных государственных стандартов образования требует от учителя нового подхода при организации учебного процесса. По-прежнему большое внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков, овладение конкретными знаниями в рамках отдельных дисциплин. Но приоритетным становится развитие личности, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия - саморазвитие и самосовершенствования путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные (социальная компетентность, продуктивное взаимодействие).

        В более узком (собственно психологическом значении) универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

        Требования к организации урока в соответствии с требованиями ФГОС

Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урок

Формулируют сами учащиеся.

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знаний и незнаний

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных особенностей

6 класс

Тема урока: Глаголы в форме условного наклонения и их употребление в речи.

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся об условном наклонении глагола, расширить представления учащихся об употреблении данных глаголов в речи;
  • научить  определять глаголы в условном наклонении и образовывать формы глагола условного наклонения;
  • формировать умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, находить пути решения поставленных задач;
  • учить выделять необходимую информацию на основе просмотрового чтения, составлять схемы, опорные конспекты;
  • обучать построению  высказывания с учётом речевой ситуации;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • формировать умение работать в парах,  проводить самооценку и взаимооценку деятельности;
  • воспитывать интерес  и уважение к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок

Форма организации: работа в парах постоянного состава

В конце урока учащиеся должны

 знать:

  • значение глаголов условного наклонения, способ их  образования и правописания;
  • где употребляются глаголы условного наклонения

уметь:

  • отличать форму глагола  условного наклонения от форм других наклонений;
  • образовывать форму глагола условного наклонения;
  • использовать глаголы условного наклонения для создания текста  в зависимости от речевой ситуации.

Ход урока

  1. Организационный момент

Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.

  1. Этап проверки домашнего задания

Учитель: Обратимся к материалам предыдущего урока (Учащиеся открывают тетради). Что нового вы узнали о глаголах? (Глаголы бывают не только 1 и 2 спряжения, но и разноспрягаемые). В чём особенность этих глаголов? (Они имеют окончания как 1, так и 2 спряжения, у некоторых при спряжении меняется буквенный состав основы).

Дома вы должны были восстановить текст открытки, используя в том числе разноспрягаемый глагол. Что у вас получилось. (Выборочное чтение открыток).

Глаголы какого наклонения вы использовали? (Изъявительного). Что они обозначают? Какие ещё наклонения есть у глаголов? (Условное и повелительное). Что они обозначают? Измените разноспрягаемый глагол бежать по наклонениям. (Глаголы записываются на доске).

Д.                           бегу (изъяв.)  - беги (повел.)  - бежал бы

  1. Этап объяснения нового материала и систематизации ранее изученного.

Учитель:  Сегодня мы поговорим с вами о глаголах условного наклонения. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Учащиеся предлагают варианты). Тема нашего урока  «Глаголы в форме условного наклонения и их употребление в речи». (Тема записывается на доске и в тетрадях).

Учитель: Каким путём можно получить сведения об условном наклонении глагола, учитывая, что эта тема не новая для нас? (Учащиеся предлагают варианты: вспомнить, что знаем, посмотреть в учебнике). Работая в парах,  вспомните всё, что знаете об условном наклонении. Пользуясь примерным планом, подготовьте сообщение, которое мы оформим в виде опорного конспекта.  

Д.         1. Значение.

        2. Образование.

        3. Изменения.

        4. Правописание.      

Учитель вызывает одну пару. На доске и в тетрадях записывается опорный материал по теме, на полях тетради дети ставят плюсы, фиксируя правильность своих ответов.

Д./Т.

Опорный конспект

  1. Обозначает действия, возможное только при условии.                +

  1. Глагол в форме прош.вр. + БЫ(Б)                                                +

   ↓

  1.  Изменяется     по числам                                                        +

         ↙      ↘

ед.ч.       мн.ч.

   ↓

                             по родам       →       гл.-сказ. и  подлеж. согласуются        

  1. БЫ Б)  пишется раздельно.                                                        +

10 б

Учитель:  Оцените свою работу и её результативность  по 10-балльной системе. Как вы себя оценили? (Идёт опрос отдельных учащихся).

Откуда ещё мы можем получить информацию о глаголах условного наклонения? (Из учебника). Обратимся к § 93. Прочитайте §, сравните имеющийся там материал с нашими записями. Какую информацию вы извлекли? (Частица БЫ может быть в любом месте простого предложения. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим. Глагол в условном наклонении не имеет времени.)  Дополним нашу запись.

Д./Т.

      5.  Нет времени

      6. [ …. БЫ ==== …];  [ …. ==== БЫ  …]

Учитель:  Используя опорный конспект, расскажите об условном наклонении глагола.

 (Идёт взаимопроверка, если не хватит времени,  можно ограничится ответом одного вариант или одного ученика).

Учитель:  Вновь обратимся к теме нашего урока. О чём нам предстоит ещё поговорить? (О роли в речи глаголов условного наклонения). Какие  вопросы в связи с этим у вас возникают, назовите самый важный вопрос для вас в данный момент? (Где употребляются данные глаголы? Когда мы их используем? В каких типах речи встречаем?)  

Учитель:  Обратимся к учебному пособию (практике),  к упр. 175.

(Поочерёдно читаются вслух предложения. Учащиеся находят глаголы в условном наклонении, обращают внимание на местоположения частицы БЫ. Определяется роль глаголов условного наклонения – говорится о возможных действиях. Попутно определяется вид каждого предложения  по количеству гр.основ, типы сказуемых   (составное глагольное  и  простое глагольное). Определяется  вид сложных предложений – СПП с придаточным условным (вводится новое понятие, записывается на доске).  

Учитель: Какой союз присоединяет придаточное предложение к главному? (Если). Сравните обе части сложного предложения. В каком наклонении  употреблены в них глаголы? (В обеих частях употребляются глаголы условного наклонения. Так строятся  СПП с придаточным условия).

Учитель: В какой речевой ситуации могут быть использованы данные предложения? (Учащиеся советуются в парах. Когда нам надо кого-то убедить, доказать). Для какого типа речи они характерны? (Для рассуждения). С чего мы начинаем рассуждение? (С тезиса, утверждения). Обратимся к 1-ому предложению. Предположим, что данное предложение – аргумент, попробуйте сформулировать тезис к нему.

Д.Т.        

Письменность имеет большое значение в жизни людей. (Избегаем речевого недочёта, используем личное местоимение). Без неё люди не могли бы передавать свой опыт от одного поколения к другому. (Отмечаем местоположение БЫ, орфограмму-пробел, попутно комментируем другие орфограммы, обращается внимание на употребление оборотов «имеет значение» и «играет роль»). (У доски работает 1 ученик).

Учитель: Обратимся к 4 предложению, попробуем сформулировать утверждение.

Д.Т.

Язык играет большую роль в нашей жизни. Если бы не было языка, людям было бы трудно общаться друг с другом. (У доски работает 1 ученик)

Учитель:  Сделаем вывод: где и для чего могут быть использованы глаголы в условном наклонении? (Учащиеся советуются в парах. Глаголы в условном наклонении употребляются в рассуждении, когда нам надо привести аргументы).

Учитель: Глагол условного наклонения могут иметь и другое значение. Какое?  Например, съела бы я сейчас мороженое.  Придумайте подобные предложения (Учащиеся придумывают предложения). Что при помощи таких предложений мы передаём? (Свои желания). Запишем предложение.

Д.Т.

Прочитал бы я сейчас хорошую книгу, поговорил бы с умным человеком. (Значение желательности действия; выделяется орфограмма-пробел, определяется форма глагола). (У доски работает 1 ученик).

Учитель:  Глаголы условного наклонения можгут нас удивить  ещё одним значением. В начале урока мы вспоминали о повелительном наклонении глагола. Каково назначение этого наклонения? (Глаголы повелительного наклонения побуждают к действию, просят, повелевают и т.д.). Поставьте в повелительное наклонение глагол прочитать. (Прочитай). А можете вы меня побудить к действию, используя глагол в условном наклонении? Сравните два предложения.

Д.Т.

Прочитай книгу!                -                 Прочитал бы ты книгу.

Учитель:  Оказывается,  глагол в условном наклонении может выражать совет, пожелание, но не в такой категоричной форме, как глагол повелительного наклонения, а более мягкой, дружеской. Приведите свои пример.           Для чего нам нужны глаголы условного наклонения? (Передают желания, могут выражать совет, пожелания).

        У глаголов условного наклонения есть ещё одно название – сослагательное. Я хочу прочитать вам стихотворение, посвящённое этим глаголам, а вы посчитайте, сколько глаголов употребил здесь поэт:

Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное.
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.

(13 глаголов в условном наклонении)

  1. Этап подведения итогов.

Учитель: Остались ли у вас вопрос, на которые вы не получили ответа? Что самое главное вы уносите сегодня с урока? Поставьте себе общую оценку за урок. (Частично отметки выставляются в журнал).

  1. Этап закрепления и применения на практике  полученных знаний.

Учитель:  А сейчас я предлагаю вам повитать в облаках. Что означает фразеологизм витать в облаках? Замените его стилистически нейтральным словом? (Помечтать).  У каждого на парте лежит «облачко», где вы отразите свои мечты.

(У каждого ученика листок с изображением облака, где написана первая часть предложения: «Если б меня назначили директором нашей школы, я бы …»).Надо написать не только что мы хотели бы сделать, но и что из этого получилось бы, что тогда изменилось б и т.д. По вашему желанию сочинения я передам директору школы.

Во время работ учитель ходит по рядам и проверяет тетради учащихся. После выполнения работ выборочно прослушиваются миниатюры.

  1. Этап подачи домашнего задания.

§ 93 (или опорный конспект), упр. 179, принести учебник развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию иде...

Проект урока по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.

Аннотация: урок английского языка разработан по теме «Англо-говорящие страны» по учебнику Enjoy English для обучающихся 7 класса (М.З. Биболетова,  Н. Н. Трубанёва,  Титул,  2013г.), в ...

Разработка урока для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Данный учебный материал может быть использован при проведении урока-игры, викторин в 5 классе...

Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс.

Урок физической культуры. 5 класс. Раздел: Спортивные игры. Волейбол.Тип урока: образовательно-тренировочной направленности.Оборудование: волейбольная сетка, волейбольные мячи, свисток.План урока:1. П...