Урок русского языка в 11 классе "Язык - вечно развивающееся явление"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Показать современные тенденции развития русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Тема: «Язык – вечно развивающееся явление».

(Об основных тенденциях современного русского литературного языка).

Цель: знакомство учащихся с развитием русского литературного языка.

Задачи:

Обучающая:

  1. Познакомить учащихся с основными тенденциями и проблемами современного русского литературного языка.
  2. Охарактеризовать причины, которые привели к современным изменениям.
  3. Подготовка к ЕГЭ. Одна из проблемных тем, которая выносится на ЕГЭ в части С : роль языка в культуре народа.

Развивающая:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся.
  2. Развивать умение дискутировать, отстаивать собственное мнение.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать бережное отношение к русскому слову.

Оборудование: мультимедиа.

                               Ход урока.

                                                  «В нём (в русском языке) все тоны и оттенки,

                                                    все переходы звуков от самых твёрдых до

                                                    самых нежных и мягких; он беспределен и

                                                    может, живой, как жизнь, обогащаться

                                                    ежеминутно»            Н.В.Гоголь.

Высказывания о языке отечественных и зарубежных авторов:

«Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» М. Горький

«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли» Л.Успенский.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн.

«Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной» П.А.Вяземский

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский

Вступительное слово учителя:

        С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

(Запись в тетрадь)

1 тезис – язык – это бесценный дар, которым наделён человек.

2 тезис – язык – средство общения.

3 тезис – язык – это орудие для выражения мысли.

        Язык – это живое существо, которое меняется каждый день. Сегодня он не похож на себя вчерашнего, а завтра изменится вновь.

Дискуссия.

  • А как вы думаете, сколько лет русскому языку?
  • Кто создатель русского литературного языка?

Конечно, наш язык молод, в сравнении с мёртвыми языками. Ему приблизительно лет 200, т.к. он сложился в творчестве А.С.Пушкина. В силу молодости в нём будет много ошибок. Ошибки обязывают задуматься. Действительно, у нас самая трудная грамматика. Филологи любят поправлять, не хотят мириться с тем, что при них  говорят неправильно.

А так ли уж хорошо говорить правильно?

«Хорошо говорить – значит просто хорошо думать в слух» Э.Ренан.

«Богатство языка есть богатство мыслей» Н.М.Карамзин.

«Язык растёт вместе с культурой народа» А.Толстой.

«Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку» Ф.Вольтер.

«Язык – это орудие мышления…обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Толстой.

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно – немногие» Г.Галилей.

«Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»Эразм  Роттердамский.

        Работа с текстом.

    Учиться правильному литературному языку мы можем и должны у классиков художественной литературы. Поэтому я предлагаю поработать с текстом. Перед вами отрывок из повести А.С.Пушкина «Метель». (сцена объяснения в любви).  Чтение текста учителем

         Беседа по отрывку:

1.Удивило ли вас, современного читателя, что – нибудь в этом объяснении в любви?

  1. Слышали ли вы такие объяснения в современных фильмах, читали ли в современных книгах?
  2. Сравните два отрывка и дайте оценку.

(В данном отрывке выспренная лексика, взятая из романтической литературы (франц. Сан – Прё); обороты – предаваться привычке….книжная речь – использование деепричастных оборотов… В то время объясниться одним словом – это неуважение к даме).

        Теперь познакомимся с другим отрывком из детективного рассказа Марии Брикер «Винтаж» (чтение текста учителем)

Если бы Пушкин услышал сейчас подобное объяснение в любви, он что – нибудь понял в нём? Почему?

Чем отличается лексика второго отрывка от лексики первого отрывка?

Лексический анализ текста.          

 Какой язык вам ближе?

            Произошло ли изменение языка? Слова другие, настрой другой. Девушки предпочли бы какое объяснение? А юноши?

            Как общается современная молодёжь?

             Каковы сегодня нравственные устои?

   Сумели ли вы убедиться, что язык – живое, развивающееся явление?

Знакомство с новым.

Что же влияет на развитие языка?

Конечно, в первую очередь, социальные изменения, происходящие в обществе.

Какие социально значимые, важные изменения произошли за последние 20 лет? (перестройка)

        В результате этого

  1. был снят железный занавес (запрет) между западной и русской культурой (не было фильмов, не было что читать)

Это привело к огромному количеству заимствованной лексики. Постоянно звучат американизмы «О, кей», «вау», «Йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Заимствованные слова чаще английские. В России возросло число людей, знающих анг. язык (компьютер).

        Заимствованные слова ,прежде всего. названия новых явлений, предметов, понятий в политике, экономике, науке, быту, торговле, искусстве.

          Дискуссия – гибель языка – засорение

                                                       -забвение родного языка

  • речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами.
  1. Товарно – денежные отношения:

Формируются новые торговые отношения – особый рекламный стиль

Отразилось на нормах, свойственных языку «Добрый сок», «Правильное пиво»

Особый стиль СМС сообщений. Сухое, неэмоциональное общение.

  1. Современный технический прогресс – телефон, компьютер, Интернет.  

Письменная речь уходит из обращения. Речь короткая, исчезла эмоциональная образность.

        Обратить внимание, как разговаривают люди старшего поколения.

  1. Изменение стиля жизни. Сравниваем и берём за основу жизнь на Западе, образцы не самые лучшие, запад настойчиво навязывает, а мы идем на поводу. (надписи на одежде).

Занизились нравственные ценности. Растеряли культуру.

Свобода норм сочетаемости:

1) Активными становятся модификеты, которые отличаются от своих производящих только стилистической окраской: мультик, видик, шизик…

  1. Увеличилось число форм, которые служат компрессией (сжатостью) речи. Например, на базе словосочетаний образовались слова с суффиксом – к – незавершёнка, оборонка, горючка…
  2. Компрессия речи создается и за счёт утраты одного из компонентов словосочетания докладная записка – докладная, запасной игрок – запасной.
  3. Сложился общий жаргон русских выражений: «крутой», «тусовка», «классный», «баксы».

Итак, что же происходит с языком на грани столетий?

        Оценивая состояние языка, необходимо разграничивать 3 вида процессов:

  1. в условиях функционирования языка;
  2. в построении текста;
  3. в системе языка.

В системе языка затронуты все уровни и, прежде всего, лексика и семантика

      Закрепление.

Тестовые задания:

  1. Каждое толкование замените одним словом:

1)Краткая приветственная застольная речь (спич)

2)Искусство составления букетов, распространённое в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства. ( икебана)

3)Стихотворение, музыкальное произведение и т.п. , созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.(экспромт)

4)Тоска по родине.  (ностальгия)

  1. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. ( геральдика)

Выпишите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими синонимами.

  1. Юноша во всём имитировал старшему брату.
  2. На фабриках и на заводах хорошо популяризируется опыт новаторов производства.
  3. В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.
  4. Незабываемый прецедент произошёл во время нашей поездки по Волге.
  5. В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.

Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.

  1. А для кого – то унылье – это вся жизнь.
  2. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.
  3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.
  4. Прививайтесь от экзотических болезней.
  5. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.

А. Зачеркните логически лишнее слово:

1)Рождество я отмечал у коллеги на работе.

2)Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

  1. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
  2. Очень замечательные пироги печёт Пульхерия Ивановна.
  3. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

Б.  Как называется этот вид речевых ошибок: 1.тавтология,2.плеоназм,3.канцеляризм.

      Итак, мы убедились, что язык – развивающееся явление. Конечно же, каждого из нас должна волновать судьба родного языка. Ведь он и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный», являющийся зеркалом нашей жизни.

        Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной. Это обращение прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.

У каждого поколения свой словарь.

Можем ли мы сегодня добавить в «словарь поколений» что – то из вашего лексикона? (дом . задание).

        Сила и слабость языка в том, что он существенно зависит от реалий сегодняшнего дня. Со временем все образуется. А вот во благо или в несчастье, покажет время. Сохраним ли мы свою миссию как русские люди, тогда и язык наш останется могучим и прекрасным. А если позволим разрушить культуру, наш национальный характер, то и язык не будет воспринят как могучий и прекрасный. Он умрёт вместе снами. Будущее за вами! Каковы требования к себе, к жизни, таковы и особенности языка.

        Обобщение:

1)Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.

2)В языке отражается история народа; наблюдения за изменениями, происходящими в лексике русского языка необходимо вести, это очень полезно и интересно.

3)Язык надо оберегать от засорения ненормативной лексикой, жаргонами, вульгаризмами. Как сказал В.Г.Белинский: «Русский язык – один из богатейших языков в  мире, в этом нет никакого сомнения». «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей», - говорил М. Горький

        Дом. задание: параграф №107,108, упр. №595 использовать для написания сочинения – рассуждения по тексту Т.Жаровой о роли языка в культуре народа.

Оценки:  



Предварительный просмотр:

   …  Они узнали друг о друге на сайте знакомств. Алиса разместила анкету, поддавшись на уговоры подруг. Марк -  ради хохмы. Завязалась переписка. Начался головокружительный виртуальный роман, который затем перерос в реальный, правда, уже не такой головокружительный. В жизни Марк был немного скуповат на эмоции и открывался полностью лишь в Сети, только там он чувствовал себя легко и свободно. Алиса тоже всерьёз увлеклась виртуальной жизнью, и они продолжали активно общаться через Интернет, часами трепались по «аське», отправляя друг другу по мейлу смешные открытки, приколы и стихи. Предложение Марк ей сделал тоже по Интернету, прислал виртуальный подарок и огромный букет цветов. Это было так романтично!

   … Маму Алиса обожала: открытая, ироничная, полная жизни – с ней легко было найти общий язык, но иногда родительница выводила её из себя. В частности, когда отказывалась верить, что Алиса уже выросла и вправе сама распоряжаться своей личной жизнью. Скорое замужество мама также не одобряла. А отец и вовсе впал в транс, когда узнал, где именно дочка нашла себе мужа. Но Алиса надеялась, что, познакомившись с Марком, родители изменят своё мнение и отпустят её в свободное плавание. В конце концов , ей уже двадцать лет!

        До прихода Марка остался час, но так хотелось сейчас, чтобы он оказался рядом. На столе мерцал голубым экраном компьютер, Алиса не удержалась, присела на стул и открыла окошко айсикью, чтобы написать Марку, как она сильно соскучилась. Программа известила, что для Алисы пришло сообщение. Она щёлкнула по нему клавишей мыши и растерянно прочитала текст: « Привет, Лиса! Надеюсь ты оценила мой прикол насчёт бракосочетания и поняла, что моё предложение руки и сердца было всего лишь шуткой. Уезжаю с друзьями в Гонолулу. Когда вернусь, покамест не знаю, но обязательно напишу. Ты классная девчонка! Счастливо тебе встретить Новый год. Не скучай. Целую в нос.»

( отрывок из детективного рассказа Марии Брикер «Винтаж»           



Предварительный просмотр:

…  Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только  внезапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.

        «Я вас люблю, - сказал Бурмин,- я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже.) «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо Сен – Прё.) «Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…» - «Она всегда существовала, - прервала с живостью Марья Гавриловна, - я никогда не могла быть вашею женою…» - «Знаю, - отвечал он ей тихо, - знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! Не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать моё счастье, если бы… молчите, ради бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание…я женат!»

        Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.

        «Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда – нибудь!»…

        «Боже мой, боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, -

 так это были вы! И вы не узнаете меня?»

        Бурмин побледнел ….и бросился к её ногам…

(отрывок из повести А.С.Пушкина «Метель»)  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе на тему «Язык как развивающееся явление»

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим...

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

Урок русского языка в 7 классе "Язык - развивающееся явление"

Этот урок познакомит учащихся с основными группами славянских языков, покажет им, что язык меняется в процессе развития общества и цивилизации....

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"

Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому ...

«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения»

Приводится проектная работа, раскрывающая использование технологии  критического мышления для формирования умений поисково-исследовательской  деятельности...

конспект урока русского языка в 7 кл на тему "Русский язык как развивающееся явление"

                            Урок 1. Русский язык как развивающееся явлениеКласс: 7Цели:Обучающие: показать развитие и ...