Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Шестопалова Нина Петровна

Конспект заключительного урока по теме "Односоставные предложения" в форме устного журнала, где названиями страниц являются русские народные пословицы и поговорки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ УРОКА: 

1.Систематизировать материал по теме  «Односоставные предложения»; закрепить умения и навыки распознавания таких  предложений и классификации их по их значению и структурным особенностям; уместного употребления всех  видов односоставных предложений в устной и письменной речи; показать богатство русского языка, его языковых средств, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций; развивать орфографическую зоркость учащихся и пунктуационные навыки;  

2. Развивать речь учащихся, образное и логическое мышление; развивать умение владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

3. Воспитывать патриотизм  и гордость за свой язык посредством русских народных пословиц; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация урока, таблица-конструктор, перфокарты, открытки со стихами.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений и; понаблюдаем за употреблением всех  видов односоставных предложений в устной и письменной речи. Это цель нашего урока.

- А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову  молвится».

- Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»

- Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся  к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц,кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы. Итак, «Делу время - потехе час».

II. Обобщение темы «Односоставные предложения»-

  1. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА

- Прочитайте название этого этапа .

- Охарактеризуйте это предложение.

- Давайте вспомним все виды односоставных предложений и их  признаки.

Для этого мы проведём игру «Да-Нет»

Я буду читать утверждения, касающиеся односоставных предложений, а вы у себя на листочках напротив номера вопроса будете ставить ответы «Да» или «Нет». Например, сегодня воскресенье? (Нет)  Вы учитесь в 8 классе? (Да)

1.   В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена?

2.    Назывные предложения не могут быть распространёнными.

3.    В безличных предложениях можно восстановить подлежащее.

4. В определённо-личное предложение можно ввести подлежащее – местоимение 2  лица.

5.     В неопределённо-личные предложения можно ввести подлежащее – местоимение 1 лица.

- Проверьте свои ответы.

1-да

2- нет

3- нет

4- да

5- нет

  1. «НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ» - 1 мин

- Ребята,  вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике? Это был  великий  русский  лингвист Алексей  Александрович  Шахматов, который внес  огромный  вклад  в  изучение  синтаксиса  и  истории   русского языка.  Научные  интересы  языковеда многогранны  .  А.А.Шахматов  занимался  историей  и  диалектологией  русского  и  других  славянских  языков, возглавлял  работу  по  созданию  академического  толкового  словаря  и  комиссию  по  реформе  орфографии.  Именно он «впервые  собрал  колоссальный  материал,  характеризующий  поразительное   разнообразие  синтаксических  конструкций  современного  русского  языка». Именно А.А.Шахматов  первым  в  истории  нашей  науки  выделил  типы  односоставных  предложений  и  описал  особенности  их  строения.  

  1. «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»

- Давайте и мы повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.

- Предлагаю вам игру «Путаница».

- Перед вами таблички с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.

Вид предложения

Признаки

Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Весна!

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Тебе звонили

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Светает

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

Встаю каждый день рано

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.  

  1. ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ.

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Тема  «Односоставные  предложения»  вызывает  немало  споров  и  вопросов.  Но,  пожалуй,  именно  эта  тема,  как   никакая  другая,  показывает  богатство  языковых  средств  русского  языка,  его  способность  выражать  самые  тонкие  смысловые  оттенки  не  только  с  помощью  лексического  и  фразеологического  состава  русского  языка,  но  и  при  помощи  синтаксических  конструкций.

- А сейчас мы с вами должны выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений.

Перед вами текст. Ваша задача:

  1. Определить стиль текста.
  2. Найти в тексте односоставные предложения.
  3. Определить вид односоставных предложений.
  4. Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.

1.

- Представляешь, иду вчера  вечером домой, а навстречу мне – большущая собака.

-Да ну!

- Темно. На улице ни души, а она летит прямо на меня.

2.

Для измерения площадей пользуются следующими единицами: квадратным  миллиметром, квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром и квадратным километром. Площадь полей измеряют в гектарах.

3. 

Шепот, робкое  дыханье,

Трели  соловья

Серебро и  колыханье  

Сонного  ручья,

Свет ночной,  ночные  тени,

Тени  без  конца,

Ряд  волшебных  изменений

Милого  лица.

В  дымных  тучах  пурпур  розы,

Отблеск  янтаря,

И  лобзания  и  слезы

И  заря,  заря...

   «В  нем  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина» - восторженно  отмечал  Л.Н.Толстой.

  1. ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

- Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях

-А теперь проверим, как вы усвоили эту тему.

-Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами.

(Тест на листках)

- Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения.

(Ответы на слайдах)

  1. ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ

- Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока что-то полезное для себя.

-В заключении я хочу подарить вам стихотворение,  в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же я хочу, чтобы эти слова были вам как руководство к действию в вашей дальнейшей жизни.

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.

Спасибо всем.

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...