Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Берегите наш язык"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Шестопалова Нина Петровна

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Берегите наш язык" способствует формированию интереса к прошлому славян, воспитанию любви и уважения к слову как самому ценному явлению отечественной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_nash_yazyk.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Берегите наш язык

ЦЕЛЬ: формирование интереса к прошлому славян, воспитание любви и уважения к слову как самому ценному явлению отечественной культуры.

ОФОРМЛЕНИЕ: плакаты с высказываниями о русском языке, портреты Кирилла и Мефодия, таблица букв кириллицы, таблички с названием праздника «Аз, буки, веди…»

УЧИТЕЛЬ:

Дорогие ребята! Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, компьютер, самолёты, космические корабли… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык. На Земле существует множество языков, но у всех у них одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении, в общих делах. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Хочется особое внимание обратить на то, что Родина, Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой.

Это о нём классик французской литературы Проспер Мориме, выучивший русский,  говорил: « Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется созданным для поэзии».

Это его И.С.Тургенев называл великим и могучим. А другой писатель К.Г.Паустовский, обращаясь к потомкам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» . И мы с вами обязаны об этом помнить.

              2007 год объявлен Годом русского языка. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвятим многие наши мероприятия в этом учебном году. А сегодня мы обратимся к истории, к прошлому наших предков-славян, к истокам возникновения письменности и культуры на Руси.

1 ДЕВУШКА (  в русском народном костюме):

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

1 ЮНОША ( в русском народном костюме):

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ (за кулисами, по принципу теневого театра, одет в плащ с капюшоном, в руках гусиное перо, на столе горит свеча):

Ещё одно, последнее сказанье,

И летопись окончена моя.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд, усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду,

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Ещё одно, последнее сказанье

             2 ДЕВУШКА: А сказывать мы будем о Святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, красны девицы – раскрасавицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

              2 ЮНОША: Но это не значит, что славяне были тёмными и неграмотными в то время, когда другие народы уже читали и писали книги. Они тоже писали, только по-своему: чертили на бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях : узелок на память; путаные мысли.

             2 ДЕВУШКА: До 10 века у славян не было единого бога, и они верили в разных богов. Такая вера получила название языческой. Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии. Так, в 988 году Владимир крестил Русь византийским крестом.

            2 ЮНОША: После святого крещения были разрушены идолы, пропали волхвы, забылись их тайные письмена. Новые грамотеи появились среди славян. Книжник Храбр, по прозвищу Черноризец, что значит «монах» , сообщает об этом в своей летописи.

            МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ :

Если спросите у славян –грамотеев: «Кто вам азбуку сотворил или кто книги перевёл, - все знают и ответят – святой Константин-философ и Мефодий, брат его…».

«Если спросить, когда это было, знают и это и скажут: во времена греческого царя Михаила, и болгарского князя Бориса, и моравского князя Ростицы в 863 г. по Рождеству Христову»

          1 ДЕВУШКА: в 863 году просвещённые братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян, оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства.

       1 ЮНОША: Легенда гласит, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно.

 (Инсценирование отрывка из повести В.Воскобойникова «Братья». На троне молодой византийский царь Михаил в окружении придворных, среди которых – Константин. Входят послы)

       1 ПОСОЛ: Кланяемся тебе, князь византийский Михаил!

        2 ПОСОЛ: Мы послы моравского княжества пришли с просьбой от нашего правителя. Наш народ принял уже веру христианскую. Но учат нас латинские священники, которые говорят на своём языке, а он народу непонятен.

       1 ПОСОЛ: Просит наш князь прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на нашем языке и мог внушить народу истинный разум и правду.

        МИХАИЛ: Ну, что ж…Нам выгодна дружба моравов. Пошлём учителей.

        ПРИДВОРНЫЙ: Я думаю, такой человек находится среди нас (показывает на Константина)

        МИХАИЛ: В самом деле, Константин, кроме тебя и твоего брата Мефодия послать некого. Кто ещё так хорошо знает язык славян!

        КОНСТАНТИН: К славянам я пойду с радостью… Но будет ли от этого польза? Польза будет в том случае, если у них есть грамота. Есть у них грамота?

             ПРИДВОРНЫЙ: Грамоты у них нет. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.

             МИХАИЛ: А ты их своими речами просвещай!

             КОНСТАНТИН: Просвещение народа на его родном языке равносильно усилиям писать  по воде.

             ПРИДВОРНЫЙ: Книги, написанные на языке славян необходимы, государь.

            МИХАИЛ: Коли так, приказываю:

      Составить грамоту для славян.

      Книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский.

      Поручить это  Константину (в монашестве Кириллу) и его брату Мефодию.

КОНСТАНТИН: С радостью, государь!  

 2 ДЕВУШКА: Так, братья проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке было 40 букв. Называлась она глаголицей, а создали её братья на основе трёх христианских символов: креста, круга и треугольника, независимо от других азбук.

2 ЮНОША:  Позднее в Болгарии ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу и назвали её в честь своего учителя.

Каждая буква кириллицы была особенной . Она имела имя: А –аз, Б- буки …(читают табличку кириллицы).

2 ДЕВУШКА: Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз» - 1, «буки» -2 и т.д. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, мягкими в написании.

2 ЮНОША: До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

1 ПОСОЛ: По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 ПОСОЛ: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1 ЮНОША:

Многие столетия наши предки читали книги и творили молитвы на церковно-славянском языке.

1 ДЕВУШКА:

Когда слышишь этот древний язык, кажется, присоединяешься  к тем, кого уже давно нет, вспоминаешь о славных русичах, которые…

МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ: «..были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церкви прилежны, на пирования скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали…»

2 ЮНОША: А мы тоже РУСИЧИ. Будем помнить об этом всегда.

2 ДЕВУШКА:

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите,кто вы ?

ВСЕ: Мы – славяне!

2 ЮНОША: Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

зовётесь ныне – россияне,

Издревле кто вы?

ВСЕ: Мы – славяне!

УЧИТЕЛЬ: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Давайте будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наш родной язык, наша Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Цели:рассмотреть причины нарушения экологии современного русского языка, попытаться найти пути и способы их решения;воспитывать осознание ценности русского языка, чувство ответственности каждого за ег...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистический турнир. Я - редактор"

Данный материал представляет собой презентацию для внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Представленные материалы  - это задания на исправление лексических, грамматических, орф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...