Обобщающий урок по теме "Словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мазур Зинаида Ивановна
Открытый урок по русскому языку по теме "Словообразование" в 6 классе. Урок построен на повторение с игровыми элементами, с взаимопроверкой. Различные виды работ на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Словообразование"

в  6 классе

учитель русского языка и литературы

пгт. Восток, МБОУ «СОШ №31»

Вид урока:  урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели:

  1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо:

  • обобщить и углубить полученные знания о        словообразовании;
  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

  1. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, , ответы на вопросы.

                                                                       

                                                                         «Не можешь оторвать глаз от лесенки

                                                                           слов, на которой покоится жизнь с ее

                                                                          прошлым, с ее нынешним пульсом,

                                                                          со взглядом в завтра…»

                                                                                                                   В. Песков.

                                                            Ход урока.

1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок.

       Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

    Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с эпиграфом.

—  Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

    Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

    Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

    Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)

   Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

5. Кроссворд.

по горизонтали:

  1. Изменяемая часть слова
  2. . 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали:

 2. Часть слова без окончания.

 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

А вы знаете, что  в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?

-лаг-

-лож-

-раст-

-рос-

-кас-

-кос-

-гар-

-гор-

-стил-

-стел-

-зар-

-зор-

-бир-

-бер-

 Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».

Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.

Поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение.

Хорошо, молодцы!

Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

 Переход одной части речи в другую

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

 Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Мороженая рыба

Съел мороженое

Парашютистка

МГУ

кресло-кровать

птицефабрика

 турпоход

приморский

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

А сейчас ответьте на опросы в карточках.

Взаимопроверка

(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).

Вопрос

Ответ

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

 

2

Какое окончание в слове “договорилась”?

 

3

Какой корень в слове “досрочный”?

 

4

Какое окончание в слове “видел”?      

 

5

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?       

 

6

Какой корень в слове “маленький”?

 

7

Слово белизна образовано _______________ способом

 

8

Каким способом образовано слово “героизм”?       

 

- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте у друг друга и выставьте оценки.

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Игра «Составь слово».

Работа в тетрадях

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

  (подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

(беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

Вот молодцы, ребята!

Самостоятельная работа с карточками.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…образователь

 

 

пр…школьный

 

 

пр…успевать

 

 

пр…лунение

 

 

пр…красный

 

 

пр…рвать

 

 

пр…остановить

 

 

пр…одолеть

 

 

пр…выкать

 

 

пр…поднять

 

 

. Итоги урока.

    Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

—  морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

(Таблица).

— проследили, как словообразование связано с другими разделами.

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 

Домашнее задание.

Повторить правило об имени  существительном.

Стр 81 , упр 187

Resource id #2904

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....