Программа элективного курса по русскому языку "Развивайте дар речи" для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Программа элективного курса «Развивайте дар речи» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Г.А.Обернихиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Развивайте дар речи» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Г.А.Обернихиной. В программу Г.А.Обернихиной внесён ряд изменений:

- сокращено количество часов на изучение курса;

- в содержание включена тема «Приёмы исправления текстов»;

- составлены списки рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.

Цель элективного курса - развитие творческого потенциала учащихся через обучение написанию сочинений-эссе.

Задачи элективного курса:

  1. Восполнить пробелы в обучении написанию сочинений;
  2. Реализовать интерес обучающихся к творчеству;
  3. Дать попробовать себя в различных видах учебной деятельности;
  4. Показать обучающимся роль и место текстов (сочинений) в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Каждому из нас часто приходится излагать свои мысли. И если этому не научиться, всегда будешь чувствовать недостаток в своём образовании. Умение писать на определённую тему – одно из важнейших условий получения среднего образования.

Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – всё это необходимо человеку любой профессии. Обучение написанию сочинения не сводится к формированию у всех учащихся потребности в литературном творчестве, но обеспечивает в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу, к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.

Работа над школьным сочинением обогащает знания учащихся о стилях речи, об особенностях художественной литературы ( её образности, о произведении как о художественном единстве). Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.

У учащихся 9 класса сформированы определённые знания, умения. Чаще всего они учащимися не осознаются в системе, потому и качество сочинений низкое.

Среди типичных недостатков школьных сочинений можно отметить следующее:

- пересказ статьи учебника, подача чужого материала из интернета;

- поверхностное раскрытие темы;

- недостаточное владение фактическим материалом;

- бедность словарного запаса, обилие стилистических ошибок и т.д.

На устранение этих пробелов и рассчитан данный курс. Итогом работы учащихся будет написание сочинения-эссе.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы работы

Деятельность учащихся

1

Текст

1

лекция

Составление плана, работа со словарём

2

Стили и типы речи

2

Практическая работа в группах

Анализ текстов, выявление особенностей речи, составление таблицы «Стили и типы речи»

3

Структура сочинения

1

Беседа, индивидуальная и самостоятельная работа по карточкам

Анализ художественного текста, составление плана

4

Жанры сочинений. Эссе

3

Лекция,

работа в группах

Анализ художественных текстов, создание алгоритма написания сочинения (эссе)

5

Приёмы исправления текстов.

1

Практическая работа

Анализ художественных текстов

6

Написание эссе

2

Написание сочинения-эссе

Написание сочинения-эссе

7

Анализ, редактирование и совершенствование написанного

2

Работа в парах, конкурс сочинений

Взаиморецензирование работ, устранение недочётов

Содержание программы

Тема 1. Текст (1 час)

Расширение знаний о тексе. Текст (от латинского – ткань, сплетение, соединение). Связность текста. Виды связи – цепная и параллельная. Роль заглавия. Тема и идея. Художественные приёмы.

Тема 2. Стили речи (2 часа)

Разговорный стиль речи и его черты (непринуждённость, эмоциональность, оценочность).

Книжный стиль и его черты:

- научный (точность, абстрактность, логичность);

- официально-деловой (точность, официальность);

- художественный (конкретность, образность, эмоциональность);

- публицистический (призывность, эмоциональность).

Характерные особенности стилей речи. Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их особенности.

Тема 3. Структура сочинения (1 час)

Эпиграф. Его роль в раскрытии темы. План. Виды планов, их роль в создании текста. Вступление (


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов

Элективный курс по русскому языку предназначен для обучающихся 10-11 классов в объеме 68 часов рассчитан на два года или год изучения....

Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов

Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...